Процесс получения земельного участка в Санкт-Петербурге и Ленинградской области как средство решения задач развития территорий
Макарова Е.А.,
стажер-исследователь Лаборатории урбанистических исследований,
студентка III курса факультета менеджмента
НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург
Abstract. This study is a comparative analysis of procedures for obtaining land for individual housing construction. The article provides a brief description of the situation in the land market of St. Petersburg and Leningradskaya oblast’, as well as the reasons of simplicity of obtaining a building permission in the Leningradskaya oblast’ in contrast to St. Petersburg.
Сегодня процесс получения земельного участка в Санкт-Петербурге и Ленобласти – один из наиболее актуальных вопросов. Процедура получения участков и в одном и другом случае сходна, однако имеются свои различия, как в процедуре, так и в учреждениях, ответственных за выдачу разрешения. Многие эксперты считают, что процедура получения земельного участка под строительств в Ленинградской области проще.
Целью данного исследования является построение алгоритма получения разрешения под строительства в Ленинградской области и Санкт-Петербурге. В рамках данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ распределения проектов комплексной застройки по районам в обоих объектах.
2. Проведение сравнительного анализа, на основе данных.
По данным Петростата, общий жилищный фонд в Санкт-Петербурге на конец 2009 г. составил 109,9 млн.кв.м, при этом средняя обеспеченность жильем составила 23,9 кв.м на одного жителя города. в течение последних пяти лет (2004-2009 гг.)ввод жилья в Санкт-Петербурге находился на уровне 2-3,2 млн. кв.м с достижением максимума в 2008 г. Что касается динамики строительства нового жилья, то, по данным Петростата, в течение 2004-2009 гг. в Ленинградской области ввод жилья находился на уровне 0,5-1 млн. кв.м с достижение максимума в 2009 г. Общий жилищный фонд в Ленинградской области на конец 2009 г. составил 43,3 млн. кв.м, а средняя обеспеченность жильем – 26,96 кв.м на одного жителя области. Наибольшее количество проектов комплексной жилой застройки сосредоточено в Пушкинском районе Санкт-Петербурга (8 проектов). При этом на долю района приходится около трети от общего планируемого объема жилья в рамках проектов комплексной застройки.
Уже задолго до кризиса в условиях резкого сокращения предложения земли на городском первичном рынке сильную конкуренцию Санкт-Петербургу начала составлять Ленинградская область, где с 2006 г. ведется инженерная подготовка территорий для масштабного жилищного строительства в районах, прилегающих к городу – Всеволожском, Ломоносовском, Тосненском, Кировском, Гатчинском. Уже в 2008-2009 гг. там был анонсирован большой объем строительства жилья. Тенденция продолжается и в 2010 г. Все более существенной долей регионального рынка становятся земли Ленинградской области вокруг Санкт-Петербурга. Прежде всего, это зона КАД – градостроительная зона особого регулирования областного значения площадью 18 тыс. га, предназначенная для размещения комплексов и объектов торговли, выставочных центров, придорожного сервиса, жилой, культурно-бытовой и социальной застройки, производственных и терминально-складских комплексов, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры. По этой причине городские власти рассматривают варианты развития на землях за пределами города. В настоящее время Санкт-Петербург и Ленобласть активно взаимодействуют по вопросам жилищного строительства. На торгах Фонда имущества с 2007 г. ведется реализация земельных участков Санкт-Петербурга и Ленобласти [2].
В процессе анализа законодательной базы было произведено сравнение Санкт-Петербурга и Ленобласти [1]:
1) В силу требований федерального законодательства государственная земля в области, как и в городе, продается только на торгах.
2) Кроме того, для определенных групп населения (как в Спб, так и в ЛО) предусмотрено бесплатное предоставление земли под ИЖС, при подаче определенных документов и соблюдение процедуры, установленной законом.
3) Главное отличие областного «земельного уложения» от городского – децентрализация. В Санкт-Петербурге разрешением на выдачу строительства занимается Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, а выставлением участков на торги - Фонд имущества Санкт-Петербурга. В Ленинградской области полномочия на выдачу разрешений разделены между Правительством Ленинградской области, Комитетом по управлению государственным имуществом, администрацией сельских (городских) поселений, районными муниципалитетами в зависимости от размера земли.
4) Свободной земли под застройку в области больше, она в среднем дешевле, процедуры, регулирующие доступ к ней, - проще. Если ситуация на рынке жилья в ближайшие годы будет определяться дефицитом предложения («рынок продавца» - со всеми вытекающими обстоятельствами), это преимущество может стать ключевым.
Литература:
1. Закона Санкт-Петербурга от 30 июня 2005 года № 397-64 «О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства»
2. Анализ рынка земли Санкт-Петербурга. Февраль, 2011 год. [Электронный ресурс] / Интернет-ресурс «Единый строительный портал Северо-Запада». URL: http://ktostroit.ru/analytics/reports/116466/