Особенности постмодернизма Д.Стерлинга

Вопрос № 2

В архитектуре постмодернизм сформировался в США теоретически во второй половине 60-х гг., а в практике строительства к концу 70-х, объединив различных по творческим принципам и почерку мастеров. Объединившей их базой стало резкое отрицание Современного движения в качестве художественной системы. Наиболее жёсткой критике постмодернисты подвергли такие основополагающие принципы модернизма, как функциональное зонирование городов, аскетизм архитектурных форм и серийный подход к проектированию, отказ от творческого наследия и регионализма. Зарождение постмодернизма именно в архитектуре США произошло не случайно. В отличии от европейского зодчества архитектура США не знала 10-20-летнего "антракта историзма". Наоборот, благодаря эмиграции в США в годы тоталиризма основателей и ведущих мастеров модернизма его развитие здесь оказалось непрерывным и достигло апогея - "интернационального стиля" в 1950-е гг. Естественно, что в Америке накопилась и наибольшая "эмоциональная усталость" от искусства модернизма, приведшая (временно) к его "эмоциональной девальвации". Поэтому протест здесь стал особенно резким, способствуя формированию идеологии, а затем и практики архитектурного постмодернизма - единственного из значительных направлений зодчества ХХ в., зародившегося не в Европе.

Джеймс Фрэзер Стерлинг- британский архитектор. По окончании Второй мировой войны изучал архитектуру в Ливерпульском университете. Несколько лет Стерлинг работал в фирме «Лайонс, Исраэль и Эллис», а в 1956 г. основал бюро «Стерлинг и Гоуэн», просуществовавшее до 1963 г. В этот период он увлекался модернизмом и брутализмом. Наиболее значительная постройка раннего Стерлинга — инженерный корпус Лестерского университета. В 1970-е годы стиль архитектора претерпевает изменения. Сооружения, спроектированные им в этот период, перекликаются с архитектурой античности и барокко, большее значение приобретают цвет и орнамент. Шедевром этого стиля считается Новая государственная галерея в Штутгарте. К нему же относятся центр социальных исследований в Берлине. В начале 1970-х годов архитектура Центра обучения «Оливетти» как бы пресеклась с поздним модернизмом, естественно перерастающим в хай-тек, и к этому же времени в Дерби-центре предельно четко обозначилась давно вызревавшая и крепнувшая линия историзма, породившая к концу 1970-х годов такие выдающиеся «исторические» замыслы, как комплекс «Байер-АГ» в Мангейме (1978) и Исследовательский центр в Западном Берлине (1979). Сам мастер следующим образом укрупненно характеризует этапы развития собственного творчества: "Я полагаю, что наши проекты имеют тенденцию появляться сериями". Кирпичные здания в 1950-е годы, стеклянные поверхности и плитка в ранние 1960-е годы. Затем были здания из сборного бетона и в конце 1960-х — здания так называемого хай-тека из штампованного пластика. Потом, в 1970-е годы, предпринята попытка включить более привычный облик общественных зданий с использованием кирпича и штукатурки». Когда произносились эти слова на торжественном акте вручения Стерлингу Королевской золотой медали в области архитектуры за 1980 год, полным ходом шло строительство новой Государственной художественной галереи в Штутгарте, — пожалуй, самого значительного и выдающегося произведения, знаменующего новейший этап творчества мастера. Очевидная и явно нарочитая «бесфасадность» по меньшей мере обескураживает, особенно на первый взгляд, отмечает П Кук. Но это, собственно говоря, и есть проявление принципиально нового уровня архитектурного мышления — контекстуального. Мастер добился этого в полной мере, одновременно подарив своему времени шедевр архитектуры. Явным реверансом в сторону американского постмодернизма, в частности концепции «декорированного сарая» Вентури, выглядит Фогг-музей Гарвардского университета (Кембридж, Массачусетс).

Билет № 11

Вопрос № 1

Наши рекомендации