Архитектура костелов начала 20 века
Гервяты. Костел Троицкий.
Дата Строительства: 1899-1903гг. Стиль: неоготика.
Построен на месте деревянного костела 1526 г. Высота 61м.
Белогруда. Костел Св Архангела Михаила.
Дата Строительства: 1900-1905гг. Стиль: неороманский.
костел Рождества Девы Марии.
Дата Строительства: 1908г. Стиль: неоготика с элементами стиля модерн.
костел Св. Алексея
Дата Строительства: 1905-1907гг.
Стиль: неоготика.
Основание брамы костела сложено из старых плит, на некоторых из них отчетливо видны имена видимо, фундаторов храма.
Второй высотный объем в исторической застройке Ивенца — это кирпичный храм (конец XIX в.), открывающий въезд в поселок со стороны Ракова.
50. Ратуши в Чечерске. Объемно планир решения. (застроены по Российским типовым проектам.)
Ратуша занимает важное место в плане поселения, замыкая перспективу главной улицы — Советской. Ее компактный симметричный объем завершается пятью башнями: четырьмя угловыми и центральной, более значительной по высоте. Башни деревянные, но декорация их идентична убранству основного каменного объема постройки. Архитектура ратуши необычна и отличается от традиционных художественных норм конца XVIII в. Вместе с классическими деталями здесь уживаются стрельчатые арки, ниши, заимствованные из арсенала готического зодчества. Увлечение экзотикой средневековья отмечается и в архитектуре ряда других памятников Беларуси конца XVIII — первой половины XIX в. В целом же ратуша с ее центрической композицией и выдержанной до конца симметрией является своеобразным памятником белорусского классицизма, в котором оборонные элементы здания нашли чисто декоративное воплощение как дань ушедшим традициям.
51. Конструктив решения амбаров в сельск усадьбе 19-начало 20 (лямус - разновидность амбаров. Был 2 этаж и имел галерею)были срубными и сруб переходил на крышу)стр257 стоят на столбах. Стены идут срубные и крыша тоже из бревен. Чтобы не воровали. Второй слой делали на крыше из соломы. Делали проветриваемой. Бревенчатый накат идентичен с северными районами ( Корелия. Архангельск)
52. объемно планир решение костела св Терезы в Щучине
Щучин (районный центр на автомагистрали Гродно — Лида). Основан в XVI в. К XIX в. поселение в своей центральной части сложилось в регулярную систему с осевой композицией. Прямоугольная площадь (100 У 200 м) раскрывалась в сторону парка, пруда и княжеского дворца, создавая представительный общественный центр в духе градостроительных традиций XVIII — начала XIX в. В застройку площади входили костел с пиарским монастырем и православная церковь, заезжие дома, почта, жилые дома ремесленников и торговцев.
Оба культовых здания удачно расположены в плане города: поставленные на бровке рельефа, резко понижающегося к пойме реки и пруду, они как бы открывают панораму Щучина со стороны дороги на Гродно.
Костел св. Терезы построен в 1827 г. В плане он представляет собой латинский крест, средокрестие которого расширено и переходит в восьмигранный барабан под куполом. Планировка отличается четкостью и простотой, что характерно для архитектуры первой трети XIX в. В облике храма преобладают черты классицизма: трехчетвертные колонны дорического ордера, развитый антаблемент, скромный набор пластических элементов в обрамлении проемов. Часть костела, где превалирует купол, приближается к постройкам центрической композиции. Памятник интересен как образец классицизма в культовом зодчестве, в котором монументальные формы сочетаются с деревянными элементами (башенка над входом, фонарь купола, гонтовое покрытие).
53. Арх дорожных станций 19 век (ставились через 20 верст. Перербург-Одесса. Москваг-варшава основные направления).Станция: колодец, каретная, кузница, стоило.Дороги шли по водоразделу, назывались Екатерининский тракт.Позже: Гродно, заезжий двор. сохранившиеся- Витебск-орша, около Бреста … квадрат огорожен в центре станция. Классические основы. Трехчастная композиция. Классицизм, иногда псевдоготика –стрелчатые окна. Жилье станционного смотрителя, корчма или что-то типа. Екатерининские тракты обсаживались березами.