Творец забавляется с душами праведников
130)Поскольку дýши являются порождениями Творца, каждую ночь поднимаются дýши праведников в райский сад. И когда разделяется ночь, Творец приходит в райский сад забавляться с ними – и с душами живых, и с душами умерших, и с теми, которые обитают в мире истины, и с теми, которые обитают в этом мире. Со всеми душами Творец забавляется в полночь в райском саду. Ибо не только дýши умерших поднимаются каждую ночь к МАНу, но даже дýши живых поднимаются к МАНу и забавам каждую ночь.
131) Высший мир нуждается в пробуждении из низшего мира. Когда дýши праведников выходят из этого мира и поднимаются наверх в райский сад, все они облачаются в высший свет, в дорогую форму. С ними Творец забавляется и стремится к ним, ибо они – плод Его деяний. Поэтому Исраэль зовутся сыновьями Творцу, так как у них есть святые дýши. Сказано об этом: «Сыновья вы Творцу вашему»[101], ибо дýши – это сыновья, плоды деяний Творца.
Высший мир – это Нуква, зовущаяся «ночь». Ее совершенство со стороны левой линии раскрывается от полуночи и далее, т.е. от хазэ Нуквы и ниже. Сказано об этом: «Встает она еще ночью»[102]. Действительно, поскольку свечение левой линии представляет собой хохму без хасадим, это еще ночь, так как свет хохма не может светить без одеяния хасадим. Поэтому сказано, что высший мир нуждается в пробуждении из низшего мира. Высший мир, т.е. Нуква, хохма без хасадим, не может светить и нуждается в пробуждении, т.е. в подъеме МАНа из низшего мира – из этого мира, от душ, которые поднимут к ней МАН. На этот МАН возникает уровень хасадим и раскрывает среднюю линию, Творца, который производит решающее действие и облачает хохму в свет хасадим.
Когда дýши праведников выходят из этого мира и поднимаются наверх в райский сад, к Нукве, они поднимают МАН и раскрывают в ней среднюю линию, Творца, который производит решающее действие и облачает хохму в свет хасадим. Это облачение хасадим и называется дорогим одеянием. И потому сказано, что все они облачаются в высший свет, в дорогую форму, поскольку той меры света, которую низший вызвал в высшем, удостаивается и сам низший. Как следствие, поскольку дýши вызвали для Нуквы дорогое одеяние хасадим, они тоже удостаиваются его и облачаются в это дорогое одеяние. С ними Творец забавляется и стремится к ним, так как Творец – это средняя линия, и благодаря тому, что дýши поднимают МАН, Он приходит к Нукве, к райскому саду, и восполняет ее средней линией. И потому Он забавляется с этими душами и стремится к ним. Ибо они – плоды Его деяний, порождения Творца. Вот почему Исраэль зовутся сыновьями, как сказано: «Сыновья вы Творцу вашему».
132) И даже с душами в этом мире Он забавляется, потому что в полночь все истинные праведники пробуждаются, чтобы читать Тору и возглашать хвалу Торе. А Творец и все праведники, что в райском саду, слушают их голоса. И нить милости (хесед) протягивается к ним днем. Иными словами, посредством МАНа, который они поднимают, посредством Торы и восхвалений, к Нукве привлекается средняя линия – свет хасадим. И поскольку они вызвали этот свет, постольку и сами удостаиваются той же меры, которую вызвали для Нуквы. Сказано: «Днем явит Творец милость Свою, а ночью – песнь Ему у меня»[103]. Благодаря этой песни ночью, они удостаиваются Его милости днем.
133) И потому восхваления, поднимающиеся пред Творцом ночью, – это совершенные восхваления. Когда Исраэль были закрыты в своих домах, а Творец убивал первенцев Египта, они возглашали пред Творцом славу и восхваления.
134) Царь Давид вставал в полночь. Он не сидел или лежал в кровати, возглашая песнопения и восхваления. Напротив, сказано: «В полночь встаю я благодарить Тебя»[104]. Разумеется, встаю. Стоя возносил он песнопения и восхваления Торы.
Мохин де-НЕХИ в свете нефеш называются положением лежа, а у лежащего нет никакой высоты. Мохин де-ВАК называются положением сидя, так как у сидящего находятся его НЕХИ сложенными под ним, и ему недостает тогда НЕХИ келим и ГАР светов. Мохин де-ГАР называются положением стоя, поскольку тогда выпрямлены все три части высоты человека: рош, тох и соф. В этих мохин де-ГАР, представляющих положение стоя, он возносил песнопения и восхваления пред Творцом, и величина его ступени вырастает в полную свою меру.
135) И поскольку он возносил песнопения и восхваления в мохин де-ГАР, стоя, в свете хая, постольку царь Давид жив вечно. И даже в дни царя Машиаха он – царь. Иными словами, если царь Машиах будет из числа живых, то имя ему – Давид. И если он будет из числа душ умерших, которые воскреснут, то имя его – Давид. Он пробуждал зарю до ее прихода, как сказано: «Пробудись, слава моя, пробудись арфа и кинор, пробужу я зарю»[105]. Он всегда вставал, чтобы заниматься Торой, прежде чем забрезжит заря.
И поразил Творец Фараона
136) Всю ту ночь, когда Сара была у Фараона, высшие ангелы приходили, чтобы петь пред Творцом песнопения и восхваления. Сказал им Творец: «Ступайте все вы и поразите египтян большими язвами, для впечатления и как знак того, что Я буду делать потом». Как сказано: «И поразил Творец Фараона и дом его большими язвами»[106].
137) «И призвал Фараон Аврама, и сказал: "…Почему ты не сказал мне, что она жена твоя?"»[107]. Откуда он узнал, что Сара – жена Аврама? Ведь здесь не сказано, как говорится [в рассказе] об Авимелехе: «Теперь же возврати жену этого человека»[108]. А здесь Творец не сказал Фараону ничего.
138) Ведь сказано: «За произошедшее с Сарай, женой Аврама»1, – ибо так говорили ангелы: «За произошедшее с Сарай, женой Аврама!». Но Творец не говорил с ним, как Он говорил с Авимелехом, ведь ему было сказано не более, чем следующие слова: «Эта язва за произошедшее с Сарай, женой Аврама!». И даже этого не говорил ему Творец, а это говорили разящие ангелы. Тогда узнал он, что она – жена Аврама. Тотчас: «И призвал Фараон Аврама»2.
139) «И отрядил Фараон для него людей»[109], – чтобы никто не подошел к ним и не причинил зла. «И они сопровождали его (шалху)»4, – т.е. они провожали его по всей стране египетской. Сказал Творец Фараону: «Так же ты будешь делать с его сыновьями, ты будешь провожать их из своей страны». Как сказано: «И было: когда отпустил Фараон народ (шалах)»[110], – т.е. он проводил их из всей страны своей.
140) И Аврааму всё это было нужно, чтобы возвеличить имя Авраама и Сары в мире. Ведь даже в Египте, где жители – [самые большие] колдуны мира, от которых никто не может спастись, Авраам был возвеличен и вознесен вверх. Как сказано: «И поднялся Аврам из Египта… на юг»[111], – на ступень, на которой он был вначале.
141) Писание указывает на ступени Египта, которые притягивают хохм́у сверху вниз. И Авраам спустился в их глубину и познал их, но не соединился с ними, а вернулся к своему Властелину.
142) И он не соблазнился ими – как Адам, когда он пришел на ту же ступень, был соблазнен змеем и вызвал смерть всего мира. И не соблазнился, как Ноах, когда он спустился на ту же ступень, как сказано: «И выпил он от вина и опьянел, и обнажился он посреди своего шатра»[112]. «Своего шатра» (охал́о) написано с буквой хэй, и это означает «чужая жена».
143) Однако об Аврааме сказано: «И поднялся Аврам из Египта… на юг»6, – т.е. он поднялся, а не спустился, и вернулся на свое место, на высшую ступень, с которой он был соединен изначально. И это действие происходило, чтобы указать на хохм́у, ведь он находился на совершенном уровне, как и подобает ему, и не подвергся соблазнам египтян и устоял на своем уровне и вернулся на свое место, «на юг», – это южный ветер, Хесед Зеир Анпина, высшая ступень, с которой он был связан изначально. Как сказано: «Направляясь все дальше на юг»[113]. И сейчас тоже «на юг» – в то место, с которым он был соединен изначально.
144)[114] Если бы Аврам не спустился в Египет и не очистился там сначала, не было бы доли его удела у Творца. Подобное происходило с его сыновьями, когда Творец захотел сделать их одним целым народом и приблизить к себе. Если бы они сначала не спустились в Египет и не очистились там, они бы не стали одним народом Творца. Подобно этому если бы святая земля не была отдана Кнаанеям, и они не правили бы ею, эта земля не была бы долей и уделом Творца. И всё это одна и та же тайна.