Приборы и инструменты для измерения линий

ГЕОДЕЗИЯ

методические указания к выполнению контрольных работ

для студентов квалификации «бакалавр» по направлению подготовки

08.01.03 «Строительство»

Брянск 2015

Кафедра графики и геодезии

Утверждены

научно-методическим

советом БГИТА

Протокол №__________

от_____________2015г.

ГЕОДЕЗИЯ

методические указания к выполнению расчётно-графических работ для студентов квалификации «бакалавр» по направлению подготовки

270800 «Строительство»

Брянск 2015

Составители – к.т.н, доцент кафедры графики и геодезии

Г.Н. Соболева

Методические указания содержат краткие теоретические предпосылки к выполнению контрольных работ при изучении основных разделов дисциплины «Геодезия».

Приведены варианты контрольной работы и даны рекомендации при изучении разделов дисциплины «Геодезия». Брянск: БГИТУ, 2015.- 30с.

Рецензент – к.т.н., доцент кафедры АД Левкович Т.И.

Рекомендованы редакционно-издательской и методической комиссией строительного факультета БГИТА

Протокол №___ от ______________2015 г

Введение

Методические указания соответствуют рабочей программе дисциплины «Геодезия» для студентов квалификации «бакалавр» по направлению подготовки 270800 «Строительство».

Целью лабораторных работ по геодезии является изучение студентами устройства основных геодезических приборов, их исследования и поверок; освоение основных приемов производства геодезических измерений и технологии геодезических работ; чтение и использование топографических планов и карт, профилей, решение на них инженерно-геодезических задач; выполнение геодезических расчетов и построение топографических планов и профилей по готовым полевым материалам.

При выполнении заданий следует уделить особое внимание на правила оформления полевой табличной и графической документации геодезических работ и их соответствию, контролю измерений и вычислений, оценке качества (точности) полученных геодезических данных, контролю графических работ.

Теодолиты. Устройство теодолитов и их основных частей.

Исследование и поверки теодолитов. Измерение горизонтальных

И вертикальных углов

При изучении темы рекомендуется руководствоваться методическими указаниями [3]. Обучение планируется проводить с помощью технических теодолитов Т30, 2Т30, 2Т30П, Т15.

Студентам объясняется с помощью чертежа принцип измерения горизонтальных и вертикальных углов, которому соответствует расположение основных частей теодолита: горизонтального и вертикального кругов и зрительной трубы. Поясняется конструкция простых и повторительных теодолитов.

Дальнейшее освоение темы осуществляется по схеме:

1) Устройство зрительных труб, отсчетных приспособлений, уровней.

2) Геометрическое расположение осей и плоскостей в теодолите.

3) Сущность и цели исследования теодолитов. Поверки и юстировки.

Освоение технологии измерения горизонтальных и вертикальных углов. Результаты лабораторных измерений записываются каждым студентом в тетрадь.

Задание считается выполненным только при условии самостоятельного измерения горизонтального и вертикального углов каждым студентом.

Приборы и инструменты для измерения линий

Целью лабораторной работы является изучение устройства землемерных лент и измерительных рулеток, изучение устройства нитяного дальномера зрительной трубы теодолита, измерение горизонтального расстояния нитяным дальномером.

Последовательность выполнения работы:

1) Ознакомиться с устройством штриховых и землемерных лент и геодезических рулеток. Произвести оценку качества изготовления и сохранности инструментов.

2) Произвести оценку геометрических параметров пары нивелирных реек. С помощью контрольной линейки (выверенной стальной рулетки) произвести исследование точности нанесения делений на рейках (метровых, дециметровых, сантиметровых).

3) Научиться брать дальномерный отсчет по нитяному дальномеру. Измерить в лаборатории расстояние между двумя точками рулеткой и нитяным дальномером. Определить коэффициент дальномера.

Карты и планы. Задачи, решаемые на них

Изучение темы производится с использованием карты-плана масштаба 1:10000 и топографических планов масштабов 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500.

1) Изучается зарамочное и рамочное оформление карты и плана: масштаб, номенклатура, год издания (съемки), координаты углов рамок трапеций (квадратов), положение отдельных меридианов и параллелей, сетки квадратов прямоугольных координат.

2) Ознакомившись с теорией масштаба, студенты упражняются в измерении расстояний с помощью измерителя и масштабной линейки (поперечного масштаба). Определяется целесообразный метод определения длины береговой линии реки или озера, длины ручья, длины извилистой дороги.

3) Каждый студент в индивидуальном порядке графически определяет: географические и прямоугольные координаты одной-двух точек; измерив на плане-карте геодезическим транспортиром дирекционный угол заданного направления, вычисляет соответствующие этому направлению истинный и магнитный азимуты согласно средних значений сближения меридианов и склонения магнитной стрелки. Азимуты переводятся в соответствующие им румбы.

4) Изучается легенда условных знаков, приведенная на карте-плане масштаба 1:10000. Отслеживается учет графической точности масштаба в изображении условных знаков, а вместе с тем деление условных знаков на масштабные и внемасштабные.

По справочнику условных знаков и планам крупных масштабов осваивается технология применения условных знаков при изображении контуров и предметов местности на плане и отражении их количественной и

качественной характеристик.

Выполняются упражнения в начертании условных знаков.

5) Изучению рельефа местности предшествует ознакомление с теорией изображения рельефа с помощью горизонталей. Должны быть усвоены понятия горизонталей, высоты сечения рельефа, заложения, угла наклона и уклона между двумя точками местности, сущность (построение) графика заложений в углах наклона и уклонах.

В рамках имеющегося топоплана определяются границы водосбора паводковых и ливневых поверхностных стоков, приходящихся на плотины, водозадерживающие валы, русла рек или ручьев, отверстия водопроводящих сооружений.

Между двумя точками, расположенными на расстоянии около 10 см в масштабе плана по прямой, кривой или ломанной линии строится профиль местности. Профильная сетка должна иметь две графы: расстояния и отметки. В графе «Расстояния» приводятся горизонтальные проложения между точками пересечения створа и двух соседних горизонталей или отрезки этих проложений, указывающие точки перелома рельефа, наблюдаемые при несовпадении створа с нормальным направлением заложения между двумя соседними горизонталями (или створ пересекает горизонталь дважды). Выписываются отметки, соответствующие горизонталям и всем переломам рельефа между горизонталями.

Нивелиры, их устройство.

При выполнении данной работы требуется:

1) Изучить устройство и основные параметры нивелиров с цилиндрическим уровнем и нивелиров с компенсатором. Отметить преимущество и недостатки двух типов нивелиров.

2) Научиться брать отсчеты по рейке нивелиром. Измерить превышение между двумя точками по двусторонним рейкам. Данные наблюдений привести в таблице установленного образца.

Контрольная работа № 1

Составление топографического плана участка местности

Перед выполнением контрольной работы необходимо изучить следующие разделы: обработка тахеометрических ходов, съемка ситуации и рельефа, составление плана тахеометрической съемки. Исходные данные для выполнения контрольной работы выбираются из таблицы 1, (вариант задания равняется цифрам номера в журнале преподавателя).

Например, если варианта 23, то из таблицы 1 , выбираем исходные данные дирекционных углов ПП1 – ПП2 – 2230 01, ПП5 – ПП6 – 355031 , координаты точки ПП5: Х=4224,29, У=-2382,04; высоты точек ПП5 -231,87м, ПП2 – 235,06м.

Таблица 1 – варианты индивидуальных заданий для выполнения КР №1

ХПП2= 4255,70, У ПП2=-2009,00

Дирекционные углы Координаты т. ПП5 Высоты точек, м
ПП1-ПП2 0 ПП5-ПП6 0 Х У ПП5 ПП2
221 11 353 41 4212,40 -2380,84 209,19 212,46
221 16 353 46 4212,90 -2380,90 210,27 213,45
221 21 353 51 4213,48 -2380,96 211,27 214,53
221 26 353 56 4214,02 -2381,02 212,35 215,61
221 31 354 01 4114,56 -2381,08 213,43 216,69
221 36 354 06 4215,10 -2381,14 214,51 217,77
221 41 354 11 4215,64 -2381,20 215,59 218,85
221 46 354 16 4216,18 -2381,26 216,67 219,93
221 51 354 21 4216,72 -2381,32 217,75 221,01
221 56 354 26 4217,26 -2381,38 218,83 222,09
222 01 354 31 4217,80 -2381,44 219,91 223,17
222 06 354 36 4218,34 -2381,50 220,99 224,45
222 11 354 41 4218,89 -2381,54 221,07 224,33
222 16 354 46 4219,34 -2381,59 222,15 225,34
222 21 354 51 4219,97 -2381,64 223,23 226,42
222 26 354 56 4220,51 -2381,69 224,31 227,50
222 31 355 01 4221,05 -2381,74 225,39 228,58
222 36 355 06 4221,59 -2381,79 226,47 229,66
222 41 355 11 4222,13 -2381,84 227,55 230,74
222 46 355 16 4222,67 -2381,89 228,63 231,82
222 51 355 21 4223,21 -2381,94 229,71 232,90
222 56 4223,75 -2381,99 230,79 233,98
223 01 355 31 4224,29 -2381,04 231,87 235,06
223 06 355 36 4224,83 -2381,09 232,95 236,14
223 11 355 41 4225,20 -2381,83 234,03 237,22
223 23 355 53 4226,58 -2381,98 235,11 238,31
223 35 356 05 4227,88 -2382,21 236,19 239,39
223 47 356 17 4229,34 -2382,20 237,27 240,47
223 59 356 29 4230,34 -2382,29 238,35 241,55
224 11 356 41 4231,83 -2382, 61 239,43 242,63

По полевым материалам – журналу тахеометрической съёмки и абрисам произвести необходимые вычисления и составить план участка в масштабе 1:2000 с высотой сечения рельефа горизонталями через 1м.

Измерения выполнялись теодолитом 2Т30П. Исходные данные в таблице 1, результаты полевых измерений в таблице 2, абрис на рисунках 1, 2.

Наши рекомендации