Тема 3.2.Определение сметных цен на материалы, изделия и конструкции, а также на перевозки грузов для строительства

  1. Правила определения сметных цен на материалы, изделия и конструкции, а также на перевозки грузов для строительства.

В составе локальных сметных расчетов (смет) стоимость строительных материалов учитывается исходя из данных об их нормативной потребности в физических единицах измерения ( м ² ) и соответствующих сметных цен на материальные ресурсы. Стоимость материалов включается в состав сметной документации независимо от того кто их приобрел, заказчик или подрядчик.

Нормативная потребность в материалах определяется на основе ГЭСН, локальных ресурсных ведомостей по видам работ (ВМ), сводных ведомостей материалов (СВМ) и спецификаций в составе рабочей документации.

Сметная цена на материалы слагается из следующих составляющих элементов:

  1. отпускная цена (с учетом тары упаковки и реквизита);
  2. наценки (надбавки) снабженческо-сбытовых организаций (могут быть учтены в отпускной цене)
  3. таможенные пошлины и сборы (при получении из-за границы, также могут быть учтены в отпускной цене)
  4. стоимость транспортировки (автомобильные, железнодорожные, тракторные, речные и морские перевозки) и погрузочно-разгрузочные работы.

Сметные цены материальных ресурсов определяются в базисном или текущем уровне цен. В базисном уровне считаются цены по состоянию на 01.01.2001.

Для определения базисного уровня цен используются федеральные сборники средних районных сметных цен на материалы, изделия и конструкции и действующие региональные сборники: каталоги сменных цен, а так же сметные индексы для перехода к текущему уровню цен.

Для текущего уровня цен стоимость материальных ресурсов определяется с использованием региональных сборников сметных цен или по фактической стоимости материалов с учетом всех расходов на изготовление и доставку их на приобъектный склад (склад, площадка на территории строительства объекта).

Расчет сметных цен ан материальные ресурсы осуществляется с помощью составления калькуляции по элементам затрат.

Формулы сметной цены единицы строительного материала:

Ц см = (Ц оп +Ц тр + Ц оп*Н/100 + Т*m)*(1 + Зск/100)

Ц оп – оптовая цена промышленности на единицу измерения материала, в рублях

Ц тр - сметная цена тары, реквизита на единицу материала, в рублях

Н – наценки сбытовых и снабженческих организаций в % от оптовой цены.

Т – Расходы на транспортировку материала сверх учтенных в оптовой цене, руб./тонну

m – масса-брутто единицы измерения материалы, в тоннах

Зск – норматив заготовительно-складских расходов, в %

В связи с тем, что поставщик может брать на себя часть транспортных расходов, в прейскурантах и других сборниках оптовых цен для удобства потребителей приведены сведения о видах оптовых цен с использованием коммерческого термина «франко», обозначающего, какая часть затрат по доставке материалов до строек учтена в оптовой цене. Франко – это место передачи материала, поставщиком потребителю.

Наиболее часто применяются следующие виды оптовых цен:

· Франко-склад завода-изготовителя (поставщика);

· Франко-транспортные средства на территории (ФТС) поставщика;

· Франко-вагон – станция отправления (ФВСО);

· Франко-вагон (судно) – станция (пристань) назначения (ФВСН).

Цена ФТС сверх затрат по изготовлению и складированию материалов дополнительно учитывает затраты по погрузке материалов в транспортные средства, поданные на территорию поставщика.

Оптовая цена ФВСО включает в себя расходы по погрузке материала в вагон и подаче вагона до станции отправления.

Цена ФВСН учитывает все транспортные затраты по доставке материала до станции (пристани) назначения.

Сметные цены на строительные материалы имеют вид: франко-приобъектный склад строительной площадки.

Стоимость доставки материалов от приобъектного склада до рабочей зоны учитывается в составе элементных сметных норм и единичных расценок на строительно-монтажные работы.

Материалы по дальности доставки делятся на два вида:

· Привозные материалы – перевозка осуществляется на расстояние более 100 км, преимущественно железнодорожным транспортом;

· Местные материалы – производятся в районах строительства, перевозка осуществляется на расстояние менее 100 км, преимущественно автотранспортом.

Оптовые цены промышленности приводиться в соответствующих сборниках, каталогах, прейскурантах или принимаются по текущим заводов изготовителей.

Стоимость тары и реквизита определяется по данным сборников сметных цен для перевоза грузов для строительства. СНиП 4.04 2001

Наценки сбытовых и снабженческих организаций учитываются в составе сметных цен на материалы в %, от оптовой цены предприятия изготовителя.

Транзитные наценки составляют 0,1%

Складские 5-21%

Расходы по доставке материалов определяются с учетом массы брутто. Коэффициенты перехода от массы нетто к массе брутто приводятся в сборнике сметных цен на перевозки грузов для строительства.

Норматив заготовительско- складских расходов определяется отдельным расчетом или принимается в размере но не более:

По строительным материалам – 2%

Металлическим конструкциям – 0,75%

Оборудованию – 1,2%

Транспортные расходы по доставке материалов до строек включают затраты на подачу и уборку транспортных средств, погрузочно-разгрузочные работы, стоимость перевозки грузов для строительства.

Примерная структура затрат входящих в состав сметной цены на материалы, в %

На материалы по оптовым ценам в промышленности – 72%

На тару и реквизит – 4%

Наценки сбытовых и снабженческих организаций – 1%

Расходы по доставке материалов до строек – 21%

Заготовительные складские расходы – 2%

Контрольные вопросы:

Наши рекомендации