Тема 3.2.Определение сметных цен на материалы, изделия и конструкции, а также на перевозки грузов для строительства
- Правила определения сметных цен на материалы, изделия и конструкции, а также на перевозки грузов для строительства.
В составе локальных сметных расчетов (смет) стоимость строительных материалов учитывается исходя из данных об их нормативной потребности в физических единицах измерения ( м ² ) и соответствующих сметных цен на материальные ресурсы. Стоимость материалов включается в состав сметной документации независимо от того кто их приобрел, заказчик или подрядчик.
Нормативная потребность в материалах определяется на основе ГЭСН, локальных ресурсных ведомостей по видам работ (ВМ), сводных ведомостей материалов (СВМ) и спецификаций в составе рабочей документации.
Сметная цена на материалы слагается из следующих составляющих элементов:
- отпускная цена (с учетом тары упаковки и реквизита);
- наценки (надбавки) снабженческо-сбытовых организаций (могут быть учтены в отпускной цене)
- таможенные пошлины и сборы (при получении из-за границы, также могут быть учтены в отпускной цене)
- стоимость транспортировки (автомобильные, железнодорожные, тракторные, речные и морские перевозки) и погрузочно-разгрузочные работы.
Сметные цены материальных ресурсов определяются в базисном или текущем уровне цен. В базисном уровне считаются цены по состоянию на 01.01.2001.
Для определения базисного уровня цен используются федеральные сборники средних районных сметных цен на материалы, изделия и конструкции и действующие региональные сборники: каталоги сменных цен, а так же сметные индексы для перехода к текущему уровню цен.
Для текущего уровня цен стоимость материальных ресурсов определяется с использованием региональных сборников сметных цен или по фактической стоимости материалов с учетом всех расходов на изготовление и доставку их на приобъектный склад (склад, площадка на территории строительства объекта).
Расчет сметных цен ан материальные ресурсы осуществляется с помощью составления калькуляции по элементам затрат.
Формулы сметной цены единицы строительного материала:
Ц см = (Ц оп +Ц тр + Ц оп*Н/100 + Т*m)*(1 + Зск/100)
Ц оп – оптовая цена промышленности на единицу измерения материала, в рублях
Ц тр - сметная цена тары, реквизита на единицу материала, в рублях
Н – наценки сбытовых и снабженческих организаций в % от оптовой цены.
Т – Расходы на транспортировку материала сверх учтенных в оптовой цене, руб./тонну
m – масса-брутто единицы измерения материалы, в тоннах
Зск – норматив заготовительно-складских расходов, в %
В связи с тем, что поставщик может брать на себя часть транспортных расходов, в прейскурантах и других сборниках оптовых цен для удобства потребителей приведены сведения о видах оптовых цен с использованием коммерческого термина «франко», обозначающего, какая часть затрат по доставке материалов до строек учтена в оптовой цене. Франко – это место передачи материала, поставщиком потребителю.
Наиболее часто применяются следующие виды оптовых цен:
· Франко-склад завода-изготовителя (поставщика);
· Франко-транспортные средства на территории (ФТС) поставщика;
· Франко-вагон – станция отправления (ФВСО);
· Франко-вагон (судно) – станция (пристань) назначения (ФВСН).
Цена ФТС сверх затрат по изготовлению и складированию материалов дополнительно учитывает затраты по погрузке материалов в транспортные средства, поданные на территорию поставщика.
Оптовая цена ФВСО включает в себя расходы по погрузке материала в вагон и подаче вагона до станции отправления.
Цена ФВСН учитывает все транспортные затраты по доставке материала до станции (пристани) назначения.
Сметные цены на строительные материалы имеют вид: франко-приобъектный склад строительной площадки.
Стоимость доставки материалов от приобъектного склада до рабочей зоны учитывается в составе элементных сметных норм и единичных расценок на строительно-монтажные работы.
Материалы по дальности доставки делятся на два вида:
· Привозные материалы – перевозка осуществляется на расстояние более 100 км, преимущественно железнодорожным транспортом;
· Местные материалы – производятся в районах строительства, перевозка осуществляется на расстояние менее 100 км, преимущественно автотранспортом.
Оптовые цены промышленности приводиться в соответствующих сборниках, каталогах, прейскурантах или принимаются по текущим заводов изготовителей.
Стоимость тары и реквизита определяется по данным сборников сметных цен для перевоза грузов для строительства. СНиП 4.04 2001
Наценки сбытовых и снабженческих организаций учитываются в составе сметных цен на материалы в %, от оптовой цены предприятия изготовителя.
Транзитные наценки составляют 0,1%
Складские 5-21%
Расходы по доставке материалов определяются с учетом массы брутто. Коэффициенты перехода от массы нетто к массе брутто приводятся в сборнике сметных цен на перевозки грузов для строительства.
Норматив заготовительско- складских расходов определяется отдельным расчетом или принимается в размере но не более:
По строительным материалам – 2%
Металлическим конструкциям – 0,75%
Оборудованию – 1,2%
Транспортные расходы по доставке материалов до строек включают затраты на подачу и уборку транспортных средств, погрузочно-разгрузочные работы, стоимость перевозки грузов для строительства.
Примерная структура затрат входящих в состав сметной цены на материалы, в %
На материалы по оптовым ценам в промышленности – 72%
На тару и реквизит – 4%
Наценки сбытовых и снабженческих организаций – 1%
Расходы по доставке материалов до строек – 21%
Заготовительные складские расходы – 2%
Контрольные вопросы: