Светомаскировка и оповещение
Светомаскировка проводится по сигналу «воздушная тревога» (ВТ) с целью создания в темное время суток условий, затрудняющих обнаружение сельских поселений и объектов народного хозяйства с воздуха путем визуального наблюдения или с помощью оптических приборов, рассчитанных на видимую область излучения (0,40— 0,76 мкм).
Согласно п. 9.2 СНиП 2.01.51-90 территория Республики Башкортостан не входит в зону светомаскировки.
В сельских поселениях и на объектах народного хозяйства, не входящих в зону светомаскировки, осуществляются заблаговременно, как правило, только организационные мероприятия по обеспечению отключения наружного освещения населенных пунктов и объектов народного хозяйства, внутреннего освещения жилых, общественных, производственных и вспомогательных зданий, а также организационные мероприятия по подготовке и обеспечению световой маскировки производственных огней при подаче сигнала «Воздушная тревога».
Оповещение населения муниципального района
В Российской Федерации созданы и функционируют федеральная и межрегиональные (в границах федеральных округов), региональные (в границах субъектов Российской Федерации), местные (в границах муниципальных образований) и локальные (объектовые) системы оповещения (в районах размещения потенциально опасных объектов). Кроме того, развернуты работы по созданию специализированных технических средств информирования и оповещения населения, таких как общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН) и система защиты от угроз природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте (СЗИОНТ), предназначенных для информирования и оповещения населения в местах массового пребывания и на объектах транспортной инфраструктуры. Для оповещения и информирования населения также привлекаются средства связи и массовой коммуникаций общего пользования.
Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций– комплекс программно-технических средств систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов и оповещения для доведения сигналов и экстренной информации оповещения до органов управления, сил РСЧС и населения в автоматическом режиме. Создание Комплексной системы экстренного оповещения населения в строгом соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года №1522 необходимо осуществлять на всех уровнях управления – федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом. В рамках Комплексной системы экстренного оповещения населения предлагается объединить существующие автоматизированные системы централизованного оповещения населения с системами мониторинга, прогнозирования и лабораторного контроля. На объектовом уровне дополнительно необходимо сопряжение с системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах.
Население муниципального района по распоряжению главы Администрации муниципального района оповещается главами администраций сельских поселений и руководителями организаций муниципального района.
Основной способ оповещения населения – передача информации и сигналов оповещения по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания. Система оповещения строится на базе сетей связи общего пользования в целях своевременного и безусловного доведения сигналов (распоряжений) и информации до населения.
Оповещение в населенных пунктах предусматривается с использованием уличных громкоговорителей или громкоговорителей объектных систем оповещения. Места установки наружных средств оповещения определяют с учетом границ зон действия предполагаемых к установке средств оповещения.
Оповещение людей по сигналам ГО и ЧС осуществляется в автоматическом режиме трансляцией громкоговорителями речевых сообщений после подачи сигнала «Внимание всем!» электронными сиренами.
Оповещение района по сигналам ГО оперативным дежурным ГОЧС РБ осуществляется установленными Правительством РБ сигналами, а также используются каналы телевидения и радио.
Служба оповещения и связи организована на базе Мечетлинского межрайонного узла электрической связи (БМУЭС) и обеспечивает связь со всеми населенными пунктами района. Узел связи размещен в наземном здании, обеспечен резервным источником электропитания и комплектами аккумуляторов и имеют не мене двух выводов от независимых источников.
В сельских домах культуры имеются громкоговорители для оповещения населения в целях своевременного пресечения паники, информирования населения об обстановке, мерах безопасности, о возможностях и местах обеспечения водой, питанием, предметами первой необходимости, местах размещения медицинских пунктов и лечебных учреждений, о порядке обеспечения коммунально-бытовыми услугами.
При воздушной тревоге (ВТ) для оповещения населения устанавливаются средства наружного оповещения (электросирены) с учетом радиуса слышимости от 500 до 700 м.
В населенных пунктах сельского поселения Большеокинский сельсовет по расчету устанавливаются электросирены в количестве 6 ед.
Размещение электросирен
таб. № 29
№ п/п | Размещение сирен (объект, адрес) | Радиус слышимости (м) |
с. Большая Ока | ||
На крыше жилого дома по ул. Мира, д. 14, квартал № 52 | ||
На крыше мечети по ул. Советская, квартал № 37 | ||
На крыше жилого дома по ул. Советская, д. 199, квартал № 7 | ||
д. Средняя Ока | ||
На крыше жилого дома по ул. Советская, д. 110, квартал № 11 | ||
На крыше СДК по ул. Советская, квартал № 4 | ||
д. Степной | ||
На крыше СДК, по ул. Сосновая, квартал № 5 | ||
Итого | 6 ед. |
Размещение электросирен отражено на чертеже «Карта границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Схема ИТМ ГОЧС.» лист 9 тома III настоящего проекта.
9.4.4. Проведение аварийно – спасательных работ
Непосредственное руководство аварийно-спасательными и другими неотложными работами, координацией привлекаемых сил и средств осуществляет комиссия по чрезвычайным ситуациям объекта.
Для ликвидации аварий и проведения аварийно-спасательных работ на объектах экономики на территории района организуется группировка сил и средств гражданской обороны. Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что объектовая комиссия не может самостоятельно справиться с ее локализацией и ликвидацией, она обращается за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям.
На объектовом уровне работу КЧС обеспечивает постоянно действующий штаб (отдел, сектор) ГОЧС или специально назначенное должностное лицо.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы организуются и проводятся в соответствии с решением председателя КЧС объекта с предоставлением подчиненным инициативы в выборе конкретных методов и технологий проведения работ в соответствии с реальной обстановкой.
Развертывание органов управления и наращивание привлекаемых сил и средств для проведения АСДНР осуществляется по мере приведения их в готовность и выдвижения к месту аварии или катастрофы.
В первую очередь в зону чрезвычайной ситуации вводятся подразделения разведки и аварийно-спасательные формирования (подразделения) постоянной готовности объекта, а также оперативные группы органов управления ГОЧС. Срок их прибытия для проведения АСДНР – до 30 мин. Этими силами организуются разведка и первоочередные мероприятия по защите населения.
Во втором эшелоне вводятся территориальные и ведомственные аварийно-спасательные формирования (при необходимости могут быть привлечены подразделения войск ГО), с помощью которых организуется проведение полномасштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ. Срок их прибытия в район бедствия – не более трех часов.
Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ включает следующие основные мероприятия:
- оповещение органов управления ГОЧС, рабочих и служащих объекта, а также населения прилегающих территорий, если они попадают в зону чрезвычайной ситуации;
- проведение разведки в зоне чрезвычайной ситуации, оценка обстановки и прогнозирование ее развития;
- локализация и ликвидация очагов пожаров;
- установление режима доступа в зону ЧС, охрана общественного порядка в ней;
- поиск и извлечение пострадавших из-под завалов, эвакуация их в места сбора пораженных;
- оказание пострадавшим первой медицинской, врачебной помощи и эвакуация их в лечебные учреждения;
- локализация и ликвидация аварий на коммунально-энергетических сетях;
- проделывание проходов и проездов в завалах и разборка завалов разрушенных зданий и сооружений;
- санитарная обработка участников ликвидации чрезвычайной ситуации;
- обеззараживание, дезактивация территории объекта зданий, сооружений, техники, транспорта и имущества;
- проведение других неотложных работ.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы ведутся, как правило, непрерывно, днем и ночью, в любую погоду. При крупных авариях и катастрофах, больших объемах АСДНР и в сложных условиях их проведения работы организуются в 2 – 3 смены. Смена формирований (подразделений) проводится непосредственно на рабочих местах. При этом тяжелая инженерная техника обычно не выводится, а передается подразделению (формированию), прибывшему на смену, непосредственно на месте работ.
Чрезвычайная ситуация считается ликвидированной, когда устранена или снижена до приемлемого уровня непосредственная угроза жизни и здоровью людей, локализовано или подавлено воздействие поражающих факторов. Решение о завершении АСДНР принимает руководитель работ (председатель КЧС), осуществлявший руководство ликвидацией чрезвычайной ситуации.
Пути движения АСДНР отражены на чертеже «Карта границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Схема ИТМ ГОЧС.» лист 11 тома III «Графическая документация».