Принципы построения зданий
Высота жилых домов простых граждан не могла превышать одного этажа. По этим причинам возникала своеобразная объемно-пространственная композиция китайского города, весьма способствующая живописности пейзажа. Эта живописность многократно усиливалась цветовым решением крыш зданий. У императорских зданий крыши красились в золотисто-желтый цвет, у городских храмов и у чиновничьих домов - в зеленый, иногда встречается синий цвет (храм Неба в Пекине), а крыши башен покрыты серой черепицей, иногда с зелеными краями[5].
Художественное своеобразие китайской архитектуры формулируется для западного человека благодаря изогнутым силуэтам высоких китайских крыш. В Китае считалось, что демоны и злые духи избегают изогнутых линий, так как могут двигаться только по прямой. На глиняных моделях эпохи Хань видно, что уже тогда крыши начали немного загибаться вверх. Вообще, и массивность, и изогнутость китайских крыш связаны не столько с декоративным моментом, сколько с конструктивными особенностями китайской архитектуры. Для крыш никогда не делали стропил, а пользовались стоечно-балочной системой, поэтому крыша была очень высокой и массивной. При такой конструкции только изогнутая форма могла уменьшить массу крыши почти на треть и придать всему сооружению легкий и изящный силуэт.
Сильно выдвинутый над поверхностью стены карниз, загибаясь вверх, позволял свету беспрепятственно проникать в дом. К тому же дождевая вода стекала с крыши на достаточном удалении от самого сооружения; при том, что подавляющее большинство зданий возводилось из дерева, такая малозначительная, казалось бы, деталь как форма карниза сыграла свою роль в том, что деревянные храмы, простояв до 800 лет, прекрасно сохранились. Конечно, такому долголетию способствовало еще и исключительное качество кровельного материала.
Керамическая черепица цилиндрической формы укладывалась на поверхности крыши, скрепляясь на стыках при помощи специального профиля и фигурок волшебных животных, называемых цян-шоу, которые крепились на 13 длин от края крыши, по 5, 7, 9 или более фигурок, наибольшее число помещалось на крышах императорских покоев. Цян-шоу, помимо своего утилитарного предназначения, выполняли еще и роль защитников дома от злых духов. Коньковым завершением служила похожая конструкция, но вместо цян-шоу использовались керамические "зажимы" джэнь-вэнь - те фигурки, что придают китайским зданиям "рогатый" вид. Тяжелый и выдвинутый карниз поддерживался системой специальных кронштейнов доу-гун, которые позволяли так распределить массу крыши, что здание приобретало дополнительную устойчивость. Доу гун богато орнаментировались, служа еще и целям украшения.
Архитектурные сооружения было принято всячески украшать, для этого использовались резьба по дереву и камню, керамика, орнаментальная окраска. Перед дворцами ставили скульптурные изображения защитников дома - льва и хвостатой черепахи, их делали из камня, мрамора и бронзы.
Здание в целом строилось по тем же принципам, что и крыша - при помощи стоечно-балочной системы, причем эта система характерная для деревянного строительства использовалась и при возведении кирпичных зданий. В этом случае строили каркас, такой же как и для деревянного сооружения, и обкладывали его кирпичом[6].
Главным строительным материалом в Китае было дерево, для кровель и облицовки некоторых зданий использовалась керамика, иногда для строительства использовался камень и кирпич, крайне редко возводились сооружения из металла. При возведении металлических зданий, в основном пагод, использовалась специальная замковая система, сообщавшая зданию необходимую прочность.
архитектура китай здание стиль
В характере китайской архитектуры существуют некоторые региональные различия. При общем каноне на севере все несколько строже, четче, монументальнее, значительно заметнее иноземные влияния. На юге же нет ни строгости в планировке, ни бронзовых львов, зато крыши загнуты круче, декор богаче, все архитектурные детали, да и сами здания изящнее и легче.