Восстановление и усиление конструкций

6.19.1 Требования настоящего подраздела следует соблюдать при разработке мероприятий по обеспечению сейсмостойкости эксплуатируемых зданий, в том числе восстанавливаемых после землетрясения и усиливаемых в связи с изменением сейсмичности площадки или функционального назначения объекта.

6.19.2 Элементы здания с недостаточной несущей способностью выявляют расчетом по результатам технического обследования. Технические решения по восстановлению и усилению здания принимают с учетом физического и морального износа здания и сооружения, уровня его социальной значимости (функциональной ответственности) и технико-экономической целесообразности.

6.19.3 При разработке проекта усиления (вне зависимости от результата расчета) следует обеспечить конструктивные требования, приведенные в разделе 6.

6.19.4 В случае если выполнение конструктивных требований норм в полном объеме технически невозможно или экономически нецелесообразно, допускается использовать широко применяемые на практике компенсирующие мероприятия и методы сейсмоусиления, обеспечивающие необходимый уровень сейсмостойкости зданий.

6.19.5 Техническое обследование, повышение сейсмостойкости, а также усиление зданий и сооружений, поврежденных землетрясением, выполняются на основании стандартов (правил и рекомендаций), разработанных в развитие настоящих норм.

Транспортные сооружения

Общие положения

7.1.1 Требования настоящего раздела распространяются на проектирование железных дорог категорий I-IV, автомобильных дорог категорий I-V, IIIп и IVп, метрополитенов, скоростных городских дорог и магистральных улиц, пролегающих в районах сейсмичностью 7, 8 и 9 баллов.

Примечания

1 Производственные, вспомогательные, складские и другие здания транспортного назначения следует проектировать в соответствии с требованиями разделов 5 и 6.

2 При проектировании сооружений на железных дорогах категории V и на железнодорожных путях промышленных предприятий сейсмические нагрузки допускается учитывать по согласованию с утверждающей проект организацией.

7.1.2 В данном разделе установлены специальные требования к проектированию транспортных сооружений при расчетной сейсмичности 7, 8 и 9 баллов. Расчетная сейсмичность для транспортных сооружений определяется по 7.1.3.

7.1.3 Проекты тоннелей и мостов длиной более 500 м разрабатывают исходя из расчетной сейсмичности, устанавливаемой по согласованию с утверждающей проект организацией, с учетом данных специальных инженерно-сейсмологических исследований.

Расчетная сейсмичность для тоннелей и мостов длиной не более 500 м и других искусственных сооружений на железных и автомобильных дорогах категорий I-III, а также на скоростных городских дорогах и магистральных улицах должна быть равна сейсмичности площадок строительства, но не более 9 баллов.

Расчетная сейсмичность для искусственных сооружений на железных дорогах категорий IV-V, на железнодорожных путях промышленных предприятий и автомобильных дорогах категорий IV, IIIп и IVп, а также для насыпей, выемок, вентиляционных и дренажных тоннелей и на дорогах всех категорий принимается на один балл ниже сейсмичности площадок строительства.

Примечание - Сейсмичность площадок строительства тоннелей и мостов длиной не более 500 м и других дорожных искусственных сооружений, а также сейсмичность площадок строительства насыпей и выемок, как правило, следует определять на основании данных общих инженерно-геологических изысканий по таблице 1 с учетом дополнительных требований, изложенных в 7.1.4.

7.1.4 При изысканиях для строительства транспортных сооружений, возводимых на площадках с особыми инженерно-геологическими условиями (площадки со сложным рельефом и геологией, русла и поймы рек, подземные выработки и др.), и при проектировании этих сооружений крупнообломочные маловлажные грунты из магматических пород, содержащие до 30 % песчано-глинистого заполнителя, а также гравелистые плотные и средней плотности водонасыщенные пески следует относить по сейсмическим свойствам к грунтам категории II; глинистые грунты с показателем консистенции 0,25 < IL < 0,5 при коэффициенте пористости е < 0,9 для глин и суглинков и е < 0,7 для супесей - к грунтам категории III.

Примечания

1 Сейсмичность площадок строительства тоннелей следует определять в зависимости от сейсмических свойств грунта, в который заложен тоннель.

2 Сейсмичность площадок строительства опор мостов и подпорных стен с фундаментами мелкого заложения следует определять в зависимости от сейсмических свойств грунта, расположенного на отметках заложения фундаментов.

3 Сейсмичность площадок строительства опор мостов с фундаментами глубокого заложения, как правило, следует определять в зависимости от сейсмических свойств грунта верхнего 10-метрового слоя, считая от естественной поверхности грунта, а при срезке грунта - от поверхности грунта после срезки. В тех случаях когда в расчете сооружения учитываются силы инерции масс грунта, прорезаемого фундаментом, сейсмичность площадки строительства устанавливают в зависимости от сейсмических свойств грунта, расположенного на отметках заложения фундаментов.

4 Сейсмичность площадок строительства насыпей и труб под насыпями следует определять в зависимости от сейсмических свойств грунта верхнего 10-метрового слоя основания насыпи.

5 Сейсмичность площадок строительства выемок допускается определять в зависимости от сейсмических свойств грунта 10-метрового слоя, считая от контура откосов выемки.

Трассирование дорог

7.2.1 При трассировании дорог в районах сейсмичностью 7, 8 и 9 баллов, как правило, следует обходить особо неблагоприятные в инженерно-геологическом отношении участки, в частности зоны возможных обвалов, оползней и лавин.

7.2.2 Трассирование дорог в районах сейсмичностью 8 и 9 баллов по нескальным косогорам при крутизне откоса более 1:1,5 допускается только на основании результатов специальных инженерно-геологических изысканий. Трассирование дорог по нескальным косогорам крутизной 1:1 и более не допускается.

Наши рекомендации