Анализ использования земельных ресурсов муницпального образования 5 страница
5.2.7 Земли сельскохозяйственного использования
При прогнозе земель сельскохозяйственного использования необходимо учесть, что для этих целей они могут быть использованы временно. При рас- ширении границ застройки, данные земли изыматься у собственников, земле- владельцев и землепользователей и предоставляться в соответствии с законода- тельством, для возведения соответствующих строений, сооружений либо для благоустройства населенного пункта.
Земли сельскохозяйственного использования предоставляются гражданам для развития огородничества, а именно, выращивания ягодных, овощных или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права воз- ведения некапитального жилого строения в зависимости от разрешенного ис- пользования земельного участка, определенного при зонировании территории). Прогнозируемая площадь земель для развития огородничества, в составе зоны сельскохозяйственного использования, рассчитывается по формуле:
Рог = Рп * Ког. *Ног.(31)
где Рог -площадь земель для развития огородничества, га Рп – перспективная численность населения, чел.
Ног– норма отвода земель, для развития огородничества (приложение Ж); Ког.– коэффициент, учитывающий количество семей желающих занимать-
ся огородничеством (0,01-0,001- зависит от количества поданных заявлений).
В границах городов и населенных пунктов предоставляются земли для садоводческих и дачных некоммерческих объединений. Садовый земельный участок предоставляется гражданину для выращивания ягодных, овощных или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения и без права регистрации проживания в нем). Дач- ный земельный участок предоставляется гражданину для отдыха (с правом воз- ведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем), а также с правом выращивания ягодных, овощных или иных сельскохозяйственных культур и картофеля.
Прогнозируемая площадь земель для развития садоводства в составе зоны сельскохозяйственного использования рассчитывается по формуле:
Рсад = Рп * Ксад.*Нсад. (32)
где Рсад. -площадь отвода земель для развития садоводства, га Рп. –перспективная численность населения, чел.
Нсад.–норма отвода земель, для развития садоводства (приложение Ж); Ксад..–коэффициент, учитывающий количество семей желающих зани-
маться садоводством (0,01-0,001- зависит от количества поданных заявлений). Таблица 28 – Расчет земель для развития садоводства и огородничества
Период прогнози- рования | Наименование объекта | Количество заявок или Ксад., Ког. | Норма отвода, га (Нсад. , Ног. ) | Площадь отвода зе- мель, га (Р) |
Садоводство | 0,001 | 0,06 | ||
Огородничество | 0,002 | 0,06 | ||
Садоводство | 0,002 | 0,06 | ||
Огородничество | 0,003 | 0,06 | ||
Итого |
При прогнозе использования сельскохозяйственных земель, необходимо стремиться садоводческие кооперативы размещать за границей города, чтобы не нарушать ландшафтно-архитектурную привлекательность города и не зани- мать земли для развития городской застройки.
5.3 Потребность муниципального образования (городского округа, поселе- ния) в земельных ресурсах (синтез прогнозов)
Для прогнозирования развития исследуемого объекта обычно привлека- ются различные методы, полученные результаты обобщаются, и на основе их синтеза дается прогноз на перспективу. Так, использование методов экстрапо- ляции дает возможность оценить динамику определенных показателей объекта на перспективу при условии неизменности действия на объект внешних усло- вий. В условиях реформирования земельных отношений и развития рынка зем- ли сохранение неизменности действий маловероятно.
Использование нормативно-целевых приемов прогнозирования нацелено на перспективное движение вперед. Для земельных ресурсов города это значит увеличение оборота земель, вовлечение дополнительных земельных ресурсов под строительство объектов социально-бытового, рекреационного и промыш- ленного назначения, развитие первичного рынка земель. Полученные результа- ты использования земель различными методами сводятся в таблицу 29.
Таблица 29– Расчет земель по составу на перспективу
Наименование метода | Период прогнозирования | |
Земли жилой застройки | ||
Метод экстраполяции | - | |
Нормативный метод | ||
Земли общественно-деловой застройки | ||
Метод экстраполяции | - | - |
Нормативный метод | - | - |
Земли промышленности | ||
Метод экстраполяции | - | |
Нормативный метод | ||
……………… |
По материалам прогнозирования, сделанных методом экстраполяции и нормативным не всегда представляется возможность провести синтез прогно- зов, так как будущее использования земель города, невозможно соотнести с процессами, которые складывались за предшествующий базовый период. Необходимо сделать выводы, и определить какой метод прогнозирования ис- пользования земельных ресурсов дает наиболее объективные результаты.
5.4 Перераспределение земель муниципального образования (городского округа, поселения) по видам использования
Перераспределение земель муниципального образования (городского округа, поселения) – это составление перспективного баланса земель. В осно- ве земельного баланса лежит общая площадь анализируемого объекта (муни- ципального образования), которая в результате всех перемещений не должна меняться, таблица 30,31. В процессе составления баланса земель муниципаль- ного образования производятся следующие действия: перераспределяются площади земель между видами использования в пределах территориальных зон; возможна рекультивация отдельных земельных участков, кварталов в границах территориальной зоны. Здания (строения) со временем ветшают, приходят в негодность и разрушаются, в результате образуются пустыри, ча- сто сильно захламленные остатками строений, бытового мусора, инженерных коммуникаций, поэтому эти площадки необходимо рекультивировать.
Мероприятия по рекультивации городских земель включают комплекс мер, которые необходимо начать с:
- выявления места нарушенных земель, установления их площади;
- характеристики территории, которые содержат материалы о наличии подземных инженерных коммуникаций, промышленно селитебных конструк- ций;
- выбора экономически эффективного направления рекультивации. Расширение территориальной зоны возможно и за счет поглощения ча-
сти земель из другой зоны, с учетом разрешенного законодательством измене-
ния вида использования земель.
Земельный баланс должен соответствовать ряду требований:
- способствовать рациональному и эффективному использованию земли;
- удовлетворить потребности всех отраслей народного хозяйства в нуж- ных им по количеству, качеству и расположению земельных участках;
- удовлетворить потребности населения в земельных участках для разви- тия ИЖС, ЛПХ, садоводства, огородничества и др.;
- обеспечить население в необходимых объемах объектами массового отдыха;
- способствовать увеличению объемов поступлений доходов (земельных платежей в виде земельного налога, арендной платы, единовременных плате- жей) от использования и оборота земельной недвижимости;
- содействовать стремлению в улучшении использовании объектов не- движимости, охране и защите от антропогенного и природного негативного воздействия.
В результате прогнозного перераспределения земель муниципального образования (городского округа, поселения) определяется перспективное из- менение его структуры, что позволит своевременно выявить дефицит земель под определенные виды использования, определить время и сроки разработки проекта изменения границы города, проекта земельно-хозяйственного устрой- ства городских территорий. Прогнозные разработки позволяют:
- развивать рынок земель;
- выявлять негативные тенденции в сложившейся системе землепользо- вания муниципального образования (городского округа, поселения);
- принимать правильные управленческие решения для предотвращения негативных последствий по использованию земель;
- разрабатывать мероприятия для охраны природных ресурсов, улучше- ния экологического состояния земель и окружающей среды.
Вопросы к пятому разделу:
1. Какие закономерности в использовании земель города по видам можно со- хранить на прогнозный период, и на какой срок?
2. Назовите отличительные особенности прогнозирования использования зе- мель нормативным методом.
3. Какие показатели учитываются при расчете перспективной площади для жилой застройки одноэтажной, многоэтажной?
4. Как рассчитать площадь под перспективную промышленную застройку?
5. Определите перспективные потребности в землях транспорта, инженер- ных коммуникаций и др.
6. Какие зеленные насаждения в городе подлежат нормированию и как опреде- лить площадь отвода земель под зеленые насаждения общего пользования?
7. Как рассчитать площадь и протяженность пляжа вдоль береговой линии?
8. Какие объекты, и какой площадью учитываются в составе земель рекреаци- онного назначения?
9. Перечислить критерии, учитываемые при выборе земельных участков для размещения объектов рекреации.
10. Для каких целей, и на какой срок предоставляются земельные участки из состава земель сельскохозяйственного использования?
11. Кто устанавливает нормы предоставления земельных участков для ого- родничества, садоводства, дачного строительства?
12. Для чего проводят синтез прогноза?
13. Где и с какой целью используют результаты перераспределения земель по периодам прогнозирования?
14. Перечислите требования, которым должен удовлетворять составляемый земельный баланс?
Таблица 30 - Баланс земель муниципального образования (городского округа, поселения) на 2020 год
Вид использования земель | Земли жилой застрой- ки | Земли обще- ствен- но- деловой за- стройки | Земли про- мыш- ленно- сти | Земли общего поль- зова- ния | Земли транспор- та, связи, инженер- ных ком- муникаций | Земли сельско- хозяй- ственного использо- вания | Земли, занятые особо охраня- емыми терри- тория- ми | в. т.ч зем- ли лечеб- но- оздорови- тельных местностей и курортов | Земли под вод- ными объек- тами | Земли под объектами иного спе- циального назначе- ния | Земли, не вовлечен- ные в гра- дострои- тельную деятель- ность | Всего, га 2010г. |
1.Земли жилой застройки | -46 | |||||||||||
2.Земли общественно- деловой застройки | ||||||||||||
3.Земли промышленности | -7 | |||||||||||
4.Земли общего пользования | -18 | |||||||||||
5.Земли транспорта, связи, инженерных коммуникаций | -9 | |||||||||||
6.Земли сельскохозяйствен- ного использования | -3 | |||||||||||
7.Земли, занятые особо охра- няемыми территориями | +2 | |||||||||||
в. т.ч земли лечебно- оздоровительных местностей и курортов | ||||||||||||
8.Земли под водными объек- тами | ||||||||||||
9.Земли под объектами иного специального назначения | ||||||||||||
10.Земли, не вовлеченные в градостроительную деятель- ность | +46 | +7 | +18 | +9 | +3 | |||||||
Итого, га 2020г. |
Таблица 31 - Баланс земель муниципального образования (городского округа, поселения) на 2040 год
Вид использования земель | Земли жилой застрой- ки | Земли обще- ствен- но- деловой за- стройки | Земли про- мыш- ленно- сти | Земли общего поль- зова- ния | Земли транспор- та, связи, инженер- ных ком- муникаций | Земли сельско- хозяй- ственного использо- вания | Земли, занятые особо охраня- емыми терри- тория- ми | в. т.ч зем- ли лечеб- но- оздорови- тельных местностей и курортов | Земли под вод- ными объек- тами | Земли под объектами иного спе- циального назначе- ния | Земли, не вовлечен- ные в гра- дострои- тельную деятель- ность | Всего, га 2010г. |
1.Земли жилой застройки | -156 | |||||||||||
2.Земли общественно- деловой застройки | ||||||||||||
3.Земли промышленности | -11 | |||||||||||
4.Земли общего пользования | -25 | |||||||||||
5.Земли транспорта, связи, инженерных коммуникаций | -2 | -17 | ||||||||||
6.Земли сельскохозяйствен- ного использования | -10 | |||||||||||
7.Земли, занятые особо охра- няемыми территориями | +2 | +6 | ||||||||||
в. т.ч земли лечебно- оздоровительных местностей и курортов | ||||||||||||
8.Земли под водными объек- тами | ||||||||||||
9.Земли под объектами иного специального назначения | ||||||||||||
10.Земли, не вовлеченные в градостроительную деятель- ность | +156 | +11 | +25 | +17 | +10 | |||||||
Итого, га 2040г. |
ЗАДАНИЕ 6 ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Цель задания: Разработка комплекса мероприятий, направленных на охра- ну и защиту городских земель от негативных процессов, антропогенного воз- действия, загрязнения. Охрана водных источников от загрязнения.
Содержание задания
6.1 Защита и охрана городских земель от негативных процессов.
6.2 Охрана водных источников от загрязнения.
Методика выполнения
6.1 Защита и охрана городских земель от негативных процессов
Городские земли, как и окружающая среда, подвержены негативному природному и антропогенному воздействию. Негативные природные процессы зависят от природно-климатических и геологических особенностей территории, антропогенные процессы связаны с негативной деятельностью человека.
Защита городских земель от негативных природных и антропогенных процессов предусматривает анализ земель по степени пригодности для за- стройки, как по инженерно–геологическому состоянию грунтов, так и по состо- янию территории. На основе анализа разрабатываются мероприятия по преду- преждению и устранению последствий негативных процессов.
На территории городов очень часто наблюдаются карстовые и карстово - суффозные процессы – это опускание участков дневной поверхности вслед- ствие уменьшения объема почвенно–грунтовой массы. Эти процессы связаны как с растворением карбонатных пород, так и с вымыванием заполнителя из глинисто-суглинистой грунтовой толщи, выноса мелкозема грунтовыми вода- ми.
Способы борьбы с карстово-суффозными процессами:
1. Не освоение под застройку опасных участков территории. Данный способ включает архитектурно-планировочное решение.
2. Исключение возможности образования провалов и просадки под под- земными пустотами, полостями, каверзными, путем заполнения подземных пу- стот твердеющим материалом – цементом, песчано-бетонной смесью, др.
3. Инженерная подготовка зданий и сооружений к возможным провалам и просадкам. Этот способ состоит в создании особой конструкции для фундамен- та и различных сооружений. В основном используется монолитная плита.
К негативным процессам относятся и различные проявления эрозии, оврагообразования, разрушение береговой линии водохранилищ, рек, озер и т.п. Для предупреждения этих процессов разрабатываются лесомелиоративные и гидротехнические мероприятия, например, производят закладку приовраж- ных, прибрежных лесополос, которые закрепляют почвы от дальнейшего раз- рушения и предотвращают осыпание берегов и оврагообразование. Ширина ле- сополос меняется от 12 до 30 метров. Гидротехнические сооружения размеща- ют на пути концентрированного стока. Это перепады, стенки падения, консоль- ные сбросы, которые сооружаются из камня, железобетона и других материа- лов.
Таблица 32 – Расчет площади под лесомелиоративные и гидротехнические сооружения
Наименование мероприятия | Вид сооружения | Ширина, м | Длина, м | Количество, шт. | Площадь, га |
Лесомелиора- тивные | Приовражная лесополоса | 0,1 | |||
Прибрежная лесополоса | 0,2 | ||||
Прибрежная лесополоса | 0,5 | ||||
Итого | 0,8 | ||||
Гидротехниче- ские | Консольные сбросы | - | - | - | - |
.................... | |||||
Итого | |||||
Всего по всем мероприятиям | 0,8 |
На планово-картографическом материале территории города определяет- ся наличие вышеуказанных негативных процессов, и разрабатываются меро- приятия по их устранению.
Загрязнение земель (городских территории) является результатом дея- тельности человека. Основными загрязнителями являются промышленные предприятия, особенно с вредными производствами. Для снижения их воздей- ствия на окружающую среду, человека, особо ценные природные территории необходим комплекс мер.
Мероприятия по охране городских земель от антропогенного, негативно- го воздействия должны предусмотреть:
1. Выявление предприятий, загрязняющих земли токсичными и дру- гими вредными веществами, ведущих отходное производство.
2. Разработка мероприятий по нейтрализации токсичных веществ.
3. Установление санитарно-защитных зон для объектов (промышлен- ные предприятия, коммунально-складские, радиотехнические объекты и др.
4. Утилизация отходов производства и быта в безопасные, специально отведенные места.
Установление уровня загрязнения проводят службы, осуществляющие мониторинг земель и другие исследования по охране окружающей природной среды, а также агентства (комитет) по охране природы и другие специальные службы.
Размещение промышленных объектов осуществляется в соответствии с их санитарной вредностью и установления санитарно-защитной зоны, ширина которой зависит от технологического процесса и выделяемых производствен- ных вредностей. Все промышленные предприятия делятся на пять классов: I- с шириной санитарно-защитной зоны 1000 м; II- 500 м; III – 300 м; IV – 100 м; V
– 50 м. Предприятия, требующие создания санитарно-защитных зон размером больше 3000 м, следует размещать за пределами городов.
Особое значение в деле охраны территорий от антропогенного воздей- ствия является охрана природно-заповедных объектов, которых на урбанизиро- ванной территории осталось не столь много. К природно-заповедным объектам относятся уникальные природные объекты и природные комплексы, имеющие историческое, научное, реликтовое, эколого - просветительское значение и
нуждающиеся в особой охране государства. Это могут быть участки живопис- ных или исторически ценных территорий; эталонные участки нетронутой при- роды; участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, ал- леи, и др.); объекты, связанные с жизнью замечательных людей; места произ- растания и обитания ценных реликтовых, исчезающих растений и животных; уникальные формы рельефа и ландшафта (горы, скалы, пещеры, дюны и др.); геологические обнажения, палеонтологические объекты и др. Природные объ- екты и комплексы объявляются памятниками природы по решению Правитель- ства РФ либо органами исполнительной власти субъектов РФ по предоставле- нию органов Минприроды. В целях защиты памятников природы от неблаго- приятных воздействий на прилегающих к ним участках могут создаваться охранные зоны с регулируемым и контролируемым режимом хозяйственной деятельности.
Охрана природно-заповедных объектов предусматривает:
- выявление источников загрязнения на территории города;
- установление режима использования земель в зонах регулируемой за- стройки вблизи природно- заповедных объектов;
- радиус охранной зоны природно- заповедных объектов составляет от 500 до 1000 метров.
Для земельных участков, находящихся в границах охранных зон, уста- навливаются особые правовые режимы использования земель, как правило, в виде прямых запрещений, либо ограничений определенных видов хозяйствен- ной деятельности.
Твердые, бытовые и производственные отходы, возникающие в большом количестве как результат жизнедеятельности города, являются существенной причиной загрязнения воды, почв, атмосферы, поэтому важной становится за- дача сбора и ликвидации этих отходов в безопасных местах. В крупных городах строятся заводы по переработке и сжиганию твердых отходов и городского му- сора. В других случаях, мусор собирают на специально отведенных территори- ях – свалках, где его частично сжигают и компостируют, частично перерабаты-
вают. Важным является выбор территории под свалку. Для крупных мегополи- сов территория под свалку выбирается за пределами городской черты, на зна- чительном расстоянии от водных источников.
На планово-картографический материал наносятся границы санитарно- защитных зон, расчет их площади и характеристик сводятся в таблицу 33.
Таблица 33 – Характеристика санитарно-защитных зон
Наименова- ние объектов | Класс вредности | Характе- ристика объекта | Норма- тивная ширина, м | Общая протя- женность по периметру, м | Площадь, га |
Объект лег- кой промыш- ленности | V | текстиль- ный ком- бинат | |||
… | … | … | … | … | … |
Итого |
6.2 Охрана водных источников от загрязнения
Охрана водных источников от загрязнения, засорения, истощения вод и заиления, а также сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мир предусматривает установле- ния прибрежной полосы и водоохранной зоны. Водоохранными зонами явля- ются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный ре- жим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвраще- ния загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, Водоохранной зоной считается территория, примыкающая к акватории водного объекта, На которой устанавливается специальный режим использова- ния и охраны природных и земельных ресурсов. В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы с еще более ужесточенным режимом использования земель и осуществления антропогенной деятельности. Порядок установления их размеров и границ, а также режим их использования устанавливается статьей 65 Водного кодекса РФ от 03.07.2006 №74.
Мероприятия по охране водоемов, рек, озер и других источников от за- грязнения предусматривают: