Акцентологические нормы речи

Цели:

- расширить кругозор об инновациях в сфере строительства,

- активизировать мотивацию будущих специалистов для формирования новых идей;

- рассмотреть информацию об акцентологических нормах в профессиональной речи, о правилах публичного выступления.

Вопросы для обсуждения:

- Что такое инновация?

- Какие инновационные идеи принадлежат ученым-специалистам сферы строительства? Внедрены ли они в производство?

-Каковы особенности акцентологической нормы в профессиональной речи?

Грамматическая справка:

Акцентологические нормы речи

Акцентологические нормы речи — это правила постановки ударения в словах, имеющих отношение к определенной профессиональной деятельности. В сложных словах, особенно в профессиональной речи, часто бывает два ударения: главное и второстепенное. Вследствие разноместности и подвижности русского ударения в устной речи возникают варианты произношения слов или форм слов.

Среди акцентологических вариантов следует различать:

-акцентологические дублеты, когда разница в месте ударения не значима. Таких слов в русском языке немного, например: маркетинг и маркетинг, кружится и кружится и др. Следует отметить, что литературная норма стремится к освобождению от дублетов, поскольку они ничего не привносят ни в смысловом, ни в стилистическом отношении. Нейтральный вариант произношения рекомендуется использовать во всех сферах общественной жизни, в том числе и в сфере бытового повседневного общения, тогда как разговорный вариант только в сфере бытового повседневного общения;

- общеупотребительный и профессиональный варианты. Общеупотребительный вариант произношения считается нормативным для литературного языка, т.е. может использоваться в любой ситуации общения; профессиональный — считается ненормативным, т.е. находится за пределами литературного языка, используется в узком профессиональном кругу.

Профессиональные, устаревшие и просторечные варианты не являются нормативными.

Дидактический материал:

Текст 1

Иннова́ция

Иннова́ция - это нововведение (англ. innovation), обеспечивающее эффективность процессов или продукции, востребованных рынком. Это результат интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений. В данном случае иннова́ция - введённый в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.

Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского и американского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем. Инновацией является не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы. Вопреки распространённому мнению, инновации отличаются от изобретений.

Задание 1. Ответьте на вопросы:

Что такое инновация? От какого слова произошло слово «инновация»? Когда впервые появилось слово инновация? Чем отличаются инновация от изобретения?

Задание 2. Переведите на казахский язык следующие слова:

Инновация, продукция, открытие, изобретение, исследование.

Задание 3. Расставьте ударения в заимствованных словах. Объясните его постановку, опираясь на словари:

диспансер, квартал, генезис, феномен, эксперт, каталог.

Текст 2

Наши рекомендации