Творчество Д. Фонтана, П. да Картона, Г. Гварини (Турин и др. города). 4 страница
36. Тадж-Маха́л— мавзолей-мечеть, находящийся в Агре, Индия, на берегу реки Джамна (архитекторы, вероятно, Устад-Иса и др.). Построен по приказу императора Великих Моголов Шах-Джахана в память о жене Мумтаз-Махал, умершей при родах (позже здесь был похоронен и сам Шах-Джахан). Тадж-Махал (также «Тадж») считается лучшим примером архитектуры стиля моголов, который сочетает в себе элементы персидского, индийского и исламского архитектурных стилей. В 1983 году Тадж-Махал был назван объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО: «жемчужиной мусульманского искусства в Индии, одним из общепризнанных шедевров наследия, которым восхищаются во всём мире». Здание начали строить примерно в 1632 году и завершили в 1653 году, работали тысячи ремесленников и мастеров. Руководство строительством Тадж-Махала было возложено на Совет архитекторов под имперским контролем, включая Дешенов-Ану, Макрамат Хана и Устад Ахмад Лахаури. Главным дизайнером обычно считают Лахаури. Внутри мавзолея расположены две гробницы — шаха и его жены. На самом деле, место их захоронения находится там же, где и гробницы, но под землёй. Время строительства относится примерно к 1630—1652 годам. Тадж-Махал представляет собой пятикупольное сооружение высотой 74 м на платформе, с 4 минаретами по углам (они слегка наклонены в сторону от усыпальницы для того, чтобы в случае разрушения не повредить её), к которому примыкает сад с фонтанами и бассейном. Стены выложены из полированного полупрозрачного мрамора (привозившегося на строительство за 300 км) с инкрустацией из самоцветов. Были использованы бирюза, агат, малахит, сердолик и др. Мрамор имеет такую особенность, что при ярком дневном свете он выглядит белым, на заре розовым, а в лунную ночь — серебристым. На строительство комплекса было приглашено более 20 000 мастеров со всех концов империи, а также мастера Средней Азии, Персии и Ближнего Востока. Согласно неподтверждённой легенде, на другом берегу реки должно было располагаться здание-близнец из чёрного мрамора, но оно не было достроено. Соединять эти два здания должен был мост из серого мрамора. Недавно в стенах Тадж Махала были обнаружены трещины. По мнению ученых, появление трещин может быть связано с обмелением протекающей рядом реки Джамна. Исчезновение реки приведет к изменению структуры почвы и оседанию мавзолея, а может быть, даже к его разрушению. Также он начал терять свою легендарную белизну из-за загрязнённого воздуха. Несмотря на расширяющуюся парковую зону вокруг Тадж-Махала и закрытие ряда особенно грязных производств в Агре, мавзолей всё равно желтеет. Его приходится регулярно чистить при помощи особой белой глины.
Гробница Хумаюна — мавзолей могольского императора Хумаюна в Дели, построенный по заказу его вдовы Хамиды Бану Бегум. В архитектурном отношении представляет собой связующее звено между Гур Эмиром, где погребён Хумаюнов предок Тамерлан, и строившимся по заказу его правнука Шах-Джахана мавзолеем Тадж-Махал. Строительство мавзолея началось в 1562 году и закончилось 8 лет спустя. Зодчими считаются Саид Мухаммад и его отец Мирак Гиятхуддин, на проект которых, очевидно, сильно повлияли самаркандские постройки Тимуридов. Гробница Хумаюна включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. было первой во всей Индии усыпальницей с садом. Ее сооружение вдохновило на создание нескольких значительных архитектурных продолжений, кульминацией которых было строительство Тадж-Махала.
Кутб-Мина́р— самый высокий в мире кирпичный минарет. Построен в Дели несколькими поколениями правителей Делийского султаната. Минарет является средоточием комплекса исторических памятников разных эпох. Кирпичный минарет высотой 72,6 метров представляет собой уникальный памятник средневековой индо-исламской архитектуры, и защищается ЮНЕСКО как объект всемирного наследия. Первый мусульманский правитель Индии, Кутб уд-Дин Айбек под впечатлением афганского Джамского минарета, чтобы превзойти его, начал постройку минарета в 1193 году, но смог только завершить фундамент. Его наследник Ильтутмыш, достроил ещё три яруса, а в 1368 году Фируз-шах Туглак достроил пятый и последний ярус. По внешнему виду минарета можно проследить развитие архитектурного стиля. Помимо обычной цели созывать людей к молитве в мечети Кувват-ул-Ислам, минарет использовался как башня победы, чтобы показать мощь ислама, а также как башня для обзора окрестностей с целью охраны города. Среди историков существует также мнение, что минарет назвали в честь первого тюркского султана Кутбуддина Айбака, по другой гипотезе — в честь святого из Багдада Кхваджа Кутбуддина Бахтияра Каки, которые переселился в Индию и пользовался большим авторитетом у Акбара. Диаметр основания — 14,74 м, диаметр верхней части башни 3,05 м.
37 Храм Минакши в МадураеОбширный храмовый ансамбль Минакши в Мадурае располагается в южноиндийском штате Тамилнаду, приблизительно в 520 километрах от Мадраса. «Минакши» означает «рыбьеглазая». Так, по преданию, звали принцессу, у которой действительно были выпуклые и большие «рыбьи» глаза. Была у нее и еще одна особенность — она родилась на свет с тремя грудями. Озадаченные родители призвали на совет нескольких самых уважаемых мудрецов, которые предрекли, что третья грудь принцессы исчезнет в тот день, когда она повстречает своего будущего мужа. Это предсказание сбылось в тот день, когда принцесса Минакши встретила бога Шиву, представшего перед ней под именем Сундарешвара — «Повелитель красоты». Через восемь дней Минакши обручилась в Мадурае с богом Шивой. В память об этом событии в Мадурае был сооружен громадный индуистский храмовый комплекс. Здесь хранятся святыни, связанные с Минакши и Шивой-Сундарешварой, и поэтому до сих пор это святилище остается одним из центров паломничества в Индии. Создание храма Минакши (его еще называют Большим храмом) относится к годам расцвета Мадурая, к XVII столетию. Постройки храма Минакши занимают площадь 258 х 223 м. Распланированную территорию ансамбля со множеством внутренних двориков и водоемов для омовения украшают восемь башен-гопурамов. Четыре из них возвышаются на наружных стенах храмового комплекса, отмечая места ворот, другие четыре, меньших размеров — на ограде, находящейся на территории внутреннего двора. Высота самого высокого гопурама составляет 50 м. Для увеличения эффекта масштабности его многочисленные ярусы уменьшаются к вершине башни, которую увенчивает традиционный для Южной Индии каменный валик-цилиндр. Большинство зданий из всего комплекса храмовых построек относятся к эпохе царя Тирумалайи, а необычайный по красоте Тысячеколонный зал Шивы, вероятно, построен несколько ранее — в середине XVI в. В облике главного святилища храма Минакши можно наглядно видеть те перемены, которые претерпело индийское искусство в период упадка. Храм, построенный в XVII в., утратил прежнее значение центра всего ансамбля, лишился традиционной для древних храмов Индии башни-шикхары. Это всего лишь невысокое здание с плоской крышей, окруженное обширной сетью внутренних крытых дворов и коридоров с многоколонными галереями. Богатство украшенных фигурами колонн, коридоров, залов и святилищ может показаться чрезмерным. Среди этого лабиринта выделяется знаменитый Тысяче-колонный зал бога Шивы. На самом деле здесь не тысяча, а более двух тысяч колонн. Считается, что здесь невозможно найти двух похожих между собой колонн. При этом они оформлены с необычайной щедростью, убранство многих колонн выглядит даже перегруженным, но при этом они не теряют своего изящества и выглядят очень пышно. Они как бы иллюстрируют все неисчерпаемое богатство индийской мифологии. В Тысячеколонном зале сейчас устроен музей, но сам храм Минакши продолжает функционировать и оставаться местом паломничества, сюда ежегодно устремляются десятки тысяч людей. Существуют свидетельства о 64 чудесах, которые Шива якобы свершил в храме Минакши.
Красный форт построен Шахджаханом в 1638-1648 гг. Представляет собой средневековую крепость с стенами, достигающими двух км в окружности, со рвами, заполненными водой, внушительными входными воротами, бастионами и цитаделями. Внутри форта находится дворцовый комплекс падишаха с залом для массовых аудиенций, залом для частных аудиенций, дворцовой мечетью ("Жемчужная мечеть", построенная сыном Шахджахана Аурангзебом), личными покоями, купальным павильоном, Зеркальным дворцом, Островным павильоном и многими другими сооружениями. Форт играл важную роль во время Первой войны за независимость. Сейчас Красный форт-музей, былая красота которого восстанавливается.
38. Ангкор - единый комплекс богато украшенных храмов и дворцов, наиболее совершенный по сравнению с другими архитектурными ансамблями Юго-Восточной Азии. Остатки Ангкора занимают площадь около 200 кв. км. Всего здесь сохранилось около 100 дворцов и храмов. В 1992 году Ангкор был взят под эгиду ЮНЕСКО. Прекраснейшим памятником всего комплекса Ангкора является наиболее известный и хорошо сохранившийся храм Ангкор-Ват, строившийся в течение тридцати лет во времена правления Сурьявармана II. Храм считается самым большим сакральным зданием в мире и представляет собой типичное для азиатской архитектуры сочетание элегантности и гармонии. После смерти короля храм принял его в свои стены и стал усыпальницей-мавзолеем. Храм построен в так называемом «ангкорианском стиле», характерном для этапа зрелости и утонченности на пути развития кхмерской архитектуры, и несет также выраженные черты влияния индуистской. Кхмерские храмы не были местом собрания верующих, а служили местом обитания богов, и доступ в их центральные строения был открыт исключительно представителям религиозной и политической элиты. Ангкор-Ват отличает то, что он предназначался также для захоронения царей. Храм представляет собой прямоугольную конструкцию размером 1 500 х 1 300 м и занимает площадь 200 га, включая расположенный по периметру ров 190 м шириной. Комплекс состоит из большого внешнего двора, огороженного стеной, и центральной платформы, на которой возведено сооружение из трех концентрических строений, — собственно храм.
39. Ява – сердце Индонезии, узкая полоска земли между двумя океанами, разделенная на три провинции: западную, восточную и центральную. Западная Ява – земля со старинным королевским городом сунданцев Чиребон, великолепными пляжами в Пандаране, остатками знаменитого и грозного вулкана Кракатау, дикими красотами национального парка "Уджонг Кулон". Восточная Ява это бесконечные горы покрытые рисовыми террасами, плантациями чая и сахарного тростника. А Центральная Ява это Джакарта - столица Индонезии. Остров Ява знаменит своими многочисленными вулканами. В любой точке острова обязательно найдется хотя бы один, а чаще сразу несколько вулканов. Самый высокий из действующих вулканов Явы Семеру (3676 м). Он находится в восточной части острова.
Будучи в Индонезии просто грех не посетить знаменитые Боробудур (самый большой в мире буддийский храмовый комплекс) и Прамбанан (второй после Анкор Вата индуистский храмовый комплекс). Все можно успеть за одни день: Денпасар – Джогьякарта (древняя столица Индонезии) – 1 ч 10 мин лету. А от Джакарты до Прамбанана – 20 мин, до Боробудура – 1,5 часа. К вечеру Вы уже обратно у себя в отеле на о. Бали. Совет: эту экскурсию рекомендуется бронировать из Москвы, заранее, т.к. трудно бывает в последний момент подтвердить билеты Денпасар-Джогькарта-Денпасар.
1. Боробудур считается третьим в мире по величине буддийско-индуистским храмовым комплексом, уступая Ангкору в Камбодже и бирманскому Шведагону. В архитектурном плане представляет собой ступенчатую пирамиду высотой 34 метра. Построен на искусственно насыпанном холме, как земное воплощение священной горы Меру (реально существующая гора, находится в Гималаях), которая согласно древнеиндийской мифологии является центром мира. С древних времен любой паломник или посетитель Боробудура, начиная свой путь от подножия холма, должен был, согласно учению о священном пути, идти от "земли" к "небу". Причем спираль дороги вьется справа налево, так как движение слева направо означает путь ко злу. Проходя по спирали "дороги процессий", можно не только осмотреть все восемь террас Боробудура, но и ознакомиться со всей историей зарождения буддизма, которая вырезана в более чем полутора тысячах каменных скульптурах и рельефах. В архитектуре храма ощущается влияние персидское, греческое, вавилонское и индийское. Даже если Вы не буддист, Вас обязательно охватит волнение от грандиозного вида, открывающегося с верхних уровней Боробудура. Считается, что если Вы сможете дотронуться до мизинца Будды, находящегося в ступе, дотянувшись через одно из резных отверстий, то Вас ждет удача.
2. Прамбанан - храмовый комплекс, расположенный на равнине, усеянной развалинами древних сооружений и известной у местных жителей как «Долина царей». Храм был построен в 856 году с целью увековечить победу индуистского царя Ракаи Пикатана над последним буддийским царем из династии Шайлендра. Прамбанан считается самым изысканным из индонезийских исторических памятников. Три наиболее важных храмовых комплекса были названы в соответствии с так называемой «Hindhu Trisakti» (древнебуддистский религиозный трактат). Самое большое храмовое сооружение, расположенное в центре, посвящено богу Шиве. Центральное место занимает фигура самого бога Шивы высотой три метра. Три других комнаты храма посвящены другим богам и украшены статуями богов Агашта и Ганеша и богини Дурга. В комплексе есть также храмы, посвященные главным богам индуистского пантеона – Вишну и Брахмы. Все залы храма украшены красивыми барельефами. Так же на стенах храма встречается изображение мифической птицы Гаруды – национального символа Индонезии.
Эту позолоченную громадину видно издалека, и неудивительно — ведь Пагода Шведагон является самым высоким духовным сооружением Мьянмы, или, как её ещё называют, Страны Пагод
Весь комплекс гигантской пагоды занимает более пяти гектаров земли, на которых, помимо основного сооружения, размещено множество более мелких шпилей и несчётное количество скульптурных изображений мифических и реальных животных: золотых грифонов и слонов, драконов и львов…
Название Шведагон было дано храму неслучайно: "Шве" на местном языке означает "Золотой", а "Дагон" — просто древнее название бывшей столицы Мьянмы, города Янгон, к северу от которого построен храм
Пагода Шведагон, в отличие от многих древних духовных сооружений, не была забыта — каждый новый правитель, взойдя на престол, продолжал заботиться о пагоде, как делал его предшественник, и так до наших дней. Вот как выглядят западные ворота храмового комплекса
Такой, какая она есть сегодня, Пагода Шведагон стала в XV столетии, во времена правления царицы Шинсобу. Именно тогда гигантскому храму окончательно придали форму перевёрнутой чаши для подаяний (по приданиям принадлежавшую Будде), увенчанной шпилем, и сверху-донизу обшили золотом
Интересным фактом является то, что золото весило ровно столько, сколько весила сама царица — 40 килограмм, но и это ещё не всё) Зять царицы оказался ещё более щедрым и подарил храму золото на новое покрытие, вес которого в 4 раза превышал его собственный! Всего на облицовку пагоды ушло 13 153 золотых плитки 30 см2 каждая
Венчающий пагоду Шведагон шпиль, сужаясь, образует изящный "зонтик", с которого свисают серебряные и золотые колокольчики, а над ним возвышается инкрустированный драгоценными камнями флюгер, оканчивающийся золотым шаром, на котором каким-то чудом уместился 4351 бриллиант, самый большой из которых весит 76 карат и по сути венчает всю эту красоту…
Хотя нет, над флюгером есть ещё и флаг, украшенный 1100 бриллиантами и 1383 другими камнями — сам удивляюсь, как их туда напихали=)
Пагода Шведагон является излюбленным местом паломничества буддистов и простых верующих — согласно преданию здесь хранятся реликвии четырех Будд: посох Какусандхи, водяной фильтр Конагаманы, часть туники Кассапы и восемь волос Гаутамы
У основания пагоды находится 8 "небесных" столбов, ориентированных на все стороны света (плюс неделя в бирманской мифологии делится на 8 дней — среда в полдень делится пополам), поэтому паломнику, желающему оставить какое-либо подаяние храму, нужно делать это около соответствующего столба. Обычно верующие оставляют цветы или приклеивают к стене золотую фольгу в знак уважения небесным столбам
Пагода Шведагон гордо возвышается над окружающими постройками и ландшафтом благодаря своей 99-метровой высоте
Многие знаменитые писатели в своё время побывали здесь и остались надолго удивлёнными, так например Редьярд Киплинг охарактеризовал Пагоду Шведагон как "Прекрасное, мерцающее чудо, которое сияет на солнце!"