Определение фактической экономической эффективности применения машин нового типа и модернизированных моделей
При определении фактической экономической эффективности в качестве эталонной, так же как и при расчете эффективности внедрения новых машин, принимают наиболее распространенную машину аналогичного назначения или базовую машину, взамен которой поставлена на производство новая модель.
Если после заводской модернизации новая модель имеет более обширную область применения по сравнению с базовой, то в качестве эталонной принимают наряду с базовой также специализированную машину, имеющую ту дополнительную область применения, которую приобрела новая модель модернизированной машины.
Важное значение приобретает правильный выбор строительных организаций и объектов строительства, применительно к которым будет производиться сопоставление новых машин с эталонными и определяться фактический экономический эффект. Эти строительные организации должны обеспечивать наиболее характерные для данных машин условия использования: вид земляных сооружений, категория грунта применительно к землеройным машинам; вид зданий и сооружений, их конфигурация в плане и высота (этажность), объемно-планировочная и конструктивная схема применительно к монтажным кранам; одинаковые для эталонных и новых (модернизированных) машин производственные условия (работа экскаватора в отвал и в транспорту монтаж сборных конструкций со склада или с транспортных средств и т. д.)
Для обеспечения большей достоверности показателей фактической эффективности строительная организация должна иметь в составе парка достаточно большое количество новых и эталонных машин, используемых в ней в течение ряда лет. При небольшом количестве в одной строительной организации тех и других машин, подвергаемых анализу, целесообразно использовать отчетные данные нескольких организаций, в которых условия применения рассматриваемых машин аналогичны.
Первичная и отчетная документация в отобранных строительных организациях должна давать возможность по каждому инвентарному номеру обследуемых машин выявить их производительность и расходы на эксплуатацию по отдельным элементам затрат, а также другие данные, необходимые для определения показателей эффективности.
Особое внимание должно быть уделено сопоставимости показателей эффективности, для чего их следует определять на основе исходных данных, привязанных к аналогичным условиям использования эталонной и новой машины при одинаковом техническом состоянии этих машин, которое зависит в первую очередь от их возраста.
Возраст эталонной машины всегда значительно превышает возраст новых машин, в связи с чем показатели себестоимости и производительности, которые от них зависят, приводятся к одному году (среднему возрасту или первому году работы новой машины).
В первом случае приведение производят только по эталонной машине, а по новой принимают средние значения показателей по всем обследованным видам машин; во втором производят приведение данных и показателей как по эталонным, так и по новым машинам, Для приведения используют коэффициенты α иβ, показывающие, на какую долю от величины за первый год эксплуатации ежегодно возрастают затраты на техническое обслуживание и ремонт (α) и соответственно по энергоматериалам (β), а также коэффициент γ, характеризующий, на какую долю от величины за первый год эксплуатации машины ежегодно снижается годовая выработка машины.
Большое влияние на производительность машин оказывают организационные формы эксплуатации машин (выполнение механизированных работ в порядке субподряда или по услугам на условиях их повременной оплаты по планово-расчетным ценам машино-часа), а также организация строительства в целом.
В связи с этим при определении фактической производительности эталонных и новых (модернизированных) машин необходимо, учитывая влияние организационных и других факторов, скорректировать производительность машин применительно к одинаковым условиям их использования.
Соизмерение и комплексную оценку показателей и расчет экономического эффекта производят в соответствии с указаниями § VII.2 настоящей главы.