Налогоплательщики определены в ст. 388 НК РФ

Земельный налог

Понятие налога, налогоплательщики.

Земельный налог является местным налогом. Поэтому он устанавливается Налоговым кодексом РФ, а вводиться в действиена территории муниципального образования в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, Севастополь земельный налог вводится в действие законами городов Москвы и Санкт-Петербурга, Севастополя.

Законодательные (представительные) органы муниципальных образований, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, Севастополя определяют ставки по земельному налогу в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее по тексту НК РФ), порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы и основания и порядок их применения, включая установление размера необлагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Первоначально был введён в РФ в 1992 году и регулировался законом « О плате за землю». С января 2005 года и по настоящее время уплата налога осуществляется в соответствии с главой 31 «Земельный налог» НК РФ и нормативно правовыми актами муниципальным образований.

Налогоплательщики определены в ст. 388 НК РФ

Плательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ).

В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компанией. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

Не признаются налогоплательщиками:

Не признаются налогоплательщиками физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ признаются:

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (ст. 389 НК РФ).

Не признаются объектом налогообложения:

земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками; земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Налоговой базой в соответствии со ст.390, 391 НК РФ являются:

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, по сведениям государственного кадастра недвижимости.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, налоговая база определяется:

- в отношении каждого земельного участка – как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющимся налоговым периодом;

- в отношении земельного участка, образованного в течении налогового периода, - как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков стоимости предоставляются территориальным органом Росреестра по письменному заявлению налогоплательщика.

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков размещаются на официальном сайте Росреестра в сети Интернет.

Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

ВАЖНО!!! Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности, а в случае нахождения в общей совместной собственности - в равных долях.

Порядок определения налоговой базы.Определение налоговых баз в соответсвии со ст. 391 НК РФ производится в зависимости от категории налогоплательщика в следующем порядке.

Категории налогоплательщика Порядок определения налоговой базы
Организация Определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра и каждом земельном участке принадлежащем на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования
Индивидуальные предприниматели в отношении участков используемых ими в предпринимательской деятельности Определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра и каждом земельном участке принадлежащем на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования
Физический лица Налоговая база определяется налоговым органом

Налоговым периодомпризнается календарный год в соответствии со ст.393 НК РФ. Для организаций и индивидуальных предпринимателей отчетным периодомпризнается первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года ст. 393 НК РФ.

ВАЖНО! При установлении земельного налога муниципальные образования (города федерального значения Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) вправе не устанавливать отчетный период.

Согласно ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются муниципальными образованиями (городами федерального значения Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) и не могут превышать:

0,3 процента в отношении земельных участков:

- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (ст. 27 Земельного Кодекса Российской Федерации);

1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований (п. 2 ст. 394 НК РФ).

В случае правообладания земельным участком в течение неполного налогового периода, применяется коэффициент, который определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых участок находился в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

ВАЖНО! Муниципальные образования (города федерального значения Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) могут устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

В 2015 налоговом периоде земельный налог на территории Республики Крым действовал на территории :

Черноморский сельский советЧерноморского района Республики Крым Земельный налог Решение Черноморского сельского совета "Об установлении земельного налога на территории Муниципального образования Черноморское сельское поселение Черноморского района Республики Крым" в ред. от 25.11.2014 N 31, от 22.12.2014 N 5425.11.2014

Далековское Сельское поселение Черноморского района Республики Крым Земельный налог Решение Совета Депутатов Далековского Сельского поселения Черноморского района Республики Крым 28.11.2014

Краснополянское Сельское поселение Черноморского района Республики КрымЗемельный налог Решение Совета Депутатов КоаснополянскогоСельского поселения Черноморского района Республики Крым 28.11.2014

Красноярское Сельское поселение Черноморского района Республики Крым Земельный налог Решение Совета Депутатов Коасноярского Сельского поселения Черноморского района Республики Крым 25.11.2015

Медведевское Сельское поселение Черноморского района Республики Крым Земельный налог Решение Совета депутатов Медведевского Сельского поселения Черноморского района Республики Крым 25.11.2014

Новоивановский сельский совет Черноморского района Республики КрымЗемельный налог Решение Новоиваноского сельского совета "Об установлении земельного налога на территории Новоиваноского сельского поселения Черноморского района Республики Крым" в ред. от 05.11.2014 N 18, от 24.11.2014 N 21, от 22.12.2014 N 29 05.11.2014

Муниципальное образование Оленевское сельское поселение Черноморского района Республики Крым Земельный налог Решение Оленевское сельского Совета "Об установлении о земельного налога на территории муниципального образования Оленевское сельское поселение Черноморского района Республики Крым " (с изменениями и дополнениями от 12.12.2014) 28.12.2014 б/н - 5 сессия 1 созыва

Налоговые льготы при уплате земельного налога:

В целях учета налоговых льгот при массовом исчислении земельного налога гражданам необходимо своевременно предоставить в налоговые органы соответствующие документы, подтверждающие право на предоставление льготы. Освобождаются от налогообложения:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

2) организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

3) религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

4) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

5) организации народных художественных промыслов - в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

6) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

7) организации - резиденты особой экономической зоны, за исключением организаций, указанных в пункте 11 настоящей статьи, - в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок;

8) организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково", - в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного центра "Сколково" и предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций в соответствии с указанным Федеральным законом;

9) судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, - в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны сроком на десять лет;

10) организации - участники свободной экономической зоны - в отношении земельных участков, расположенных на территории свободной экономической зоны и используемых в целях выполнения договора об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне, сроком на три года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок.

Для получения льготы по земельному налогу соответствующее заявление (смотри прикрепленный файл) и необходимые документы, подтверждающие право на льготу, следует подавать в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ

От уплаты земельного налога освобождаются: физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:

-Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

-инвалидов I и II групп инвалидности;

-инвалидов с детства;

-ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

-физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";

-физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

-физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

МЕСТНЫЕ ЛЬГОТЫ

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. Лица, имеющие право на льготу представляют необходимые документы, подтверждающие право на льготу, в налоговый орган по месту нахождения земельного участка самостоятельно, либо через уполномоченного представителя.

ВАЖНО! Порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). При этом срок представления документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, не может быть установлен позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежейопределены в ст. 397 НК РФ.

Физические лица, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Смотри:

Приказом ФНС России от 25.12.2014 № ММВ-7-11/673@ утверждена форма налогового уведомления, в соответствии с которой налоговое уведомление формируется в зависимости от объектов налогообложения, находящихся в собственности физических лиц, – по одному, двум или трем налогам одновременно (земельный налог, транспортный налог и налог на имущество физических лиц).

Статья 52 Налогового кодекса Российской Федерации "Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма".

Услуги почтовой связи осуществляются в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234, согласно которым операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления в установленные сроки, обеспечивать сохранность принятых от пользователей почтовых отправлений, обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, соблюдать тайну связи.

Уплатить земельный налог возможно не только в отделениях банка, но и не выходя из дома с помощью электронных сервисов банков-партнеров, заключивших Соглашение с ФНС России в рамках обмена сведениями о платежах физических лиц. С помощью сервиса на сайте https://service.nalog.ru/tax.do

Для формирования платежного поручения пользователю необходимо ввести фамилию, имя, отчество, адрес, ИНН (необязательный реквизит), выбрать налог (выбор осуществляется только по налогам, уплачиваемым физическими лицами), адрес местонахождения и сумму.

ВАЖНО! Индивидуальным предпринимателям.

Начиная с налогового периода 2015 года налоговые декларации по земельному налогу индивидуальными предпринимателями не представляются. Оплата земельного налога осуществляется на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей для организаций и ИП Порядок уплаты налога физического лица
Налоги и авансовые платежи по налогу уплачиваются в порядке и сроки установленные представительным органом муниципального образования, органом городов федерального значения. Срок уплаты не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекающим налоговым периодом Налог и авансовые платежи по налогу в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения Уплачивает налога на основании налогового уведомления направленного налоговым органом. Срок уплаты не может быть установлен на 1 ноября года, следующего за истекающим налоговым периодом.

Наши рекомендации