Творчество Д. Фонтана, П. да Картона, Г. Гварини (Турин и др. города). 2 страница
Иоганн Бальтазар — немецкий архитектор барокко и рококо. В Вене Нейман ознакомился с образцовыми барочными сооружениями работы Иоганна Бернхарда Фишера фон Эрлаха и Иоганна Лукаса фон Гильдебрандта, сформировавшими его архитектурные пристрастия. В Милане Нейман познакомился с творчеством Гварино Гварини, которое повлияло в будущем на его признанное гениальным восприятие пространства. в 1720 г. Нейману было поручено проектирование нового дворца-резиденции в Вюрцбурге. В ходе подготовки проекта дворца по поручению своего работодателя Нейман отправился в ознакомительную поездку и посетил Мангейм, Брухзаль, Страсбург, Нанси и Париж. Здесь под влиянием первого архитектора французского короля Робера де Котта окончательно сложились его новаторские взгляды в обращении с пространством. Вместе с другим великим французским зодчим Жерменом Боффраном Нейман работал в Париже над своими проектами прославивших его впоследствии широких лестниц. Благодаря женитьбе на Марии Еве Энгельберте Шильд, дочери тайного советника Франца Игнация Шильда Нейман стал вхож в наиболее влиятельные дома города и епископства. Благодаря одержимому строительством семейству Шёнборнов, пытавшихся везде насадить своих ставленников, Нейман получил заказы в епископствах Шпейера, Констанца и Трира, и даже от курфюрста Кёльна Клеменса Августа I Баварского. В конце жизни Нейман создал по заказу императора Франца I проекты новой лестницы венского Хофбурга, которая считается одним из самых великолепных образцов барочных лестниц (1747 г.), а также масштабные проекты резиденций в Штутгарте (1747—1749 гг.), Карлсруэ (1750—1751 гг.) и Шветцингене (1752 г.).
АЗАМ (Asam), братьяКосмас Дамиан, Эгид Кверин Немецкие живописцы, скульпторы, архитекторы. Сыновья известного мастера фресковой живописи Ганса Георга Азама, создателя росписей в стиле барокко в областях католической Южной Германии. Учились у своего отца, работая с ним до его смерти (1711) в церквах и соборах Южной Баварии. В 1712—1714 были в Италии, изучали традиции итальянского барокко. С 1714 работали в Германии. Космас Дамиан предпочитал живопись, изображая глубокие иллюзорные прорывы на сводах и в подкупольном пространстве церквей и соборов. Оба брата работали в церквах Инсбрука, Андернаха, Рура, Адельбаха, Вельтенбурга, Штраубинга, Мюнхена. Наиболее значительные произведения: высокий алтарь Св. Георгий, побеждающий дракона (1721, Вельтенбург, церковь бенедектинского аббатства) и алтарь Вознесение Марии (1723, Рур, Бавария, церковь августинцев); фрески на сюжеты из жизни св. Иоанна Непомука и скульптурное изображение святого в алтаре церкви Св. Иоанна Непомука ("Азамкирхе") в Мюнхене (1733—1734). Важной совместной работой явилась постройка церкви в Адельбахе (после 1720), живописное и скульптурное украшение ее интерьера. В Мюнхене братья выстроили для себя собственный дом на Зендлингерштрассе (1729—1733). Братья Азам были крупнейшими мастерами немецкого барокко, создавшими свой индивидуальный стиль в живописи и скульптуре на основе переработки традиций итальянского барокко.
Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф— немецкий архитектор, основной представитель фридерицианского рококо.С 1740 г. являлся главным хранителем королевских дворцов и парков. Жил и работал в эпоху господства стиля барокко, но считается предшественником раннего классицизма. Создал ряд изящных и простых фасадов зданий, интерьеры которых были прихотливо отделаны в стиле рококо.Его главные работы: Новый флигель дворца Шарлоттенбург, 1740-43. Оперный театр в Берлине, теперь Государственная опера, 1741-43. Дворец Сан-Суси в Потсдаме, 1745-47. Городской дворец в Потсдаме, 1745-51.
Карл Готтгард Лангганс— прусский архитектор. Лангганс стал старшим архитектором при бреславльской камере и выстроил там бывший гацфельденский дворец и несколько других зданий. В 1792 г. был приглашён в Берлин, где ему было поручена внутренняя отделка оперного театра. Затем Лангганс руководил дворцовым строительным управлением. Он получил известность, построив знаменитые Бранденбургские ворота в Берлине, которые стали первым опытом применения древнегреческого стиля в немецкой архитектуре.Помимо этого, им было закончено возведение Мраморного дворца в Потсдаме, начатое Гонтардом, и выполнено много других заказов в Берлине.Архитектором стал сын Карла Готтарда Лангганса — Карл Фердинанд.
Карл Фри́дрих Ши́нкель— (немецкий) архитектор, художник. Считается лидером «романтического историзма» в немецком зодчестве. После кончины отца переехал в Берлин (1795), где учился архитектуре под руководством братьев Гилли в только что основанной ими Академии архитектуры (c 1798 по 1800), одновременно с этим работая художником на фарфоровой фабрике. C 1803 по 1805 посетил Италию и Францию, позже, в 1826 побывал в Англии. Изначально Шинкель занимался живописью: писал пейзажи, исторические сцены, создал немало ландшафтных диорам и панорам. В 1811 стал первым немецким литографом: Деятельно занялся зодчеством с той поры, как его в 1810 году по предложению Вильгельма фон Гумбольдта назначили асессором Прусской строительной депутации. Последовательно продвигаясь по служебной лестнице, Шинкель сосредоточил в своих руках контроль над важнейшими строительными работами в королевстве. Реформировал поздний, ампирный классицизм, археологически уточнив его античные формы, а с другой стороны — придав им еще более свободную, гибкую вариативность. К числу наиболее значительных его сооружений, выполненных в «греческом стиле», относятся: Старый музей (1822—1830) в Берлине; Дворец Шарлоттенхоф (с 1826) и ряд парковых павильонов в Потсдаме. Храм Николаикирхе (1830—1837) в Потсдаме. Изначально испытывая острый интерес и к готике, под воздействием своих английских впечатлений начал строить в неоготическом вкусе: чугунный памятник королеве Луизе в Гранзее близ Берлина, 1811; Вердерская церковь в Берлине, 1825—1828, не сохранилась; Под руководством Шинкеля (по планам 1817 и 1833) была значительно модернизирована планировка Берлина (устройство новых улиц и бульваров в центре города; расширение его общей территории за счет присоединения ряда прилегающих районов). Шинкель внес большой вклад в развитие местной художественной промышленности, создавая эскизы мебели и светильников, стимулируя производство декоративного литья и керамики, а также витражей. Активно занимаясь реставрационными работами (в том числе надзором за достройкой Кёльнского собора), поставил дело охраны архитектурных памятников на широкую государственную основу: по его инициативе (с 1815) соответствующие службы были учреждены по всей Пруссии. Среди собственных произведений Шинкеля особое место занимают некоторые замыслы 1830-х годов (проекты магазина и библиотеки), а также здание Строительной академии (1831—1835; не сохранилось), где он отказался от каких бы то ни было исторических стилизаций, создав новаторские образцы протофункционализма.
26. История создания Цвингера Цвингер строился около 20 лет при Августе II Сильном, короле Польском (1697–1704 и 1709–1733) и курфюрсте Саксонском (Фридрих Август I, 1694–1733), и свой окончательный облик получил почти случайно. С самого начала для его строительства не создавалось четких планов, кроме того, несколько раз в процессе возведения зданий менялось назначение Цвингера: задумывался он как оранжерея, а в результате стал Королевским комплексом естественнонаучных музеев. В 1709 Август Сильный дал распоряжение своим архитекторам построить на внутренней стороне цвингеровского вала оранжерею. Наряду с оранжереей, которой первоначально и был Цвингер, на противоположном берегу Эльбы был выстроен фарфоровый замок Августа Сильного, со специальными кабинетами, где хранились работы по лаку. От него сохранились до наших дней Японский дворец и величайшее в мире собрание фарфора, занимающее четвертую часть помещений Цвингера. Цвингеровская оранжерея – одна из первых оранжерей Германии, превзошла все, что существовало до нее в этом плане. Сохранился набросок, сделанный королем собственноручно, где он раскрывает свой замысел: там, где вал выдавался вперед, Август хотел построить три полукруглые, расположенные одна над другой террасы, на которых рядами должны были располагаться экзотические деревья. Впоследствии король утверждал, что Цвингер построен по его замыслу, однако то, что было создано, мало напоминает королевский набросок. Король и архитектор М.Д.Пёппельман как будто состязались в изобретательности и, в конце – концов, вместо оранжереи возникло сооружение для празднеств и торжественных церемоний. Правда, для этого многим пришлось пожертвовать: снесли часть имевшихся строений и часть бастионов, защищавших город, углубили фарватер реки Эльбы, начиная от города Кёнигштайн, чтобы доставлять по ней из каменоломен мощные песчаниковые блоки для опор, колонн и монументальной скульптуры. Август Сильный послал Пёппельмана в Вену и Рим, чтобы он посмотрел, как надо строить дворцы и разбивать сады. Возвратившись в 1710, Пёппельман предлагает королю пристроить к Закругленным галереям два двухэтажных павильона, а перепад высоты между цвингеровским валом и садом использовать для сооружения каскадов и фонтанов – вода как стоячая, так и текучая приобретает в это время особую функцию в архитектуре. Так в Цвингере появился «водяной театр», позднее названный Купальней нимф. Архитектуру оживляла вода и прекрасные скульптуры, выполненные Балтазаром Пермозером вместе с помощниками. В 1715 Пёппельман был послан в Париж для изучения дворцовых сооружений и их интерьеров. В это же время архитектор решает проблему, над которой он бился несколько лет – оформление стыка между западными Закругленными галереями – Пёппельман запланировал здесь целое сооружение – Павильон на валу, который должен был увенчать собой всю архитектурную группу и выполнить несколько важных функций: в нем расположены входные двери в обе Закругленные галереи, лестницы, три фонтана, образующие грот, и небольшой парадный зал. Павильон на валу был сооружен в 1716–1718, к этому времени завершается отделка Французского и Физико-математического павильонов, которыми заканчиваются западные Закругленные галереи. Из камня к 1719 в ужасной спешке были построены два новых угловых павильона – Немецкий и Музей фарфора, а также оперный театр. К августу 1719 года Цвингер, включая временные деревянные строения, был закончен. Расходы почти в три раза превзошли предварительную смету, но даже недостроенный Цвингер, по мнению современников, был ни с чем не сравним. На одной из праздничных декораций Август приказал поместить изречение: «Бессмертие приносят князьям, как великие победы, так и великие здания». К 1730 Цвингер становится самым значительным комплексом естественнонаучных музеев Европы, в нем представлены наряду с графикой экспонаты кунсткамеры, коллекции минералов, окаменелостей, раковин, кораллов, янтаря, материалов по зоологии, ботанике, анатомии, а также можно было пользоваться естественнонаучной библиотекой. Теперь Цвингер называют не оранжереей, а Королевским дворцом наук, праздников там больше не устраивалось.
Сан-Суси́— один из самых известных дворцов Гогенцоллернов, расположенный в восточной части одноимённого парка в Потсдаме. Эскизы для своей летней резиденции прусский король Фридрих II создал сам, и дворец в стиле рококо был возведён в 1745—1747 годах по проекту архитектора Георга Венцеслауса фон Кнобельсдорфа. При Фридрихе Вильгельме IV в 1840—1842 годах дворец Сан-Суси подвергся реконструкции, в ходе которой по проекту Людвига Персиуса были достроены два боковых флигеля. На месте контроль за строительством осуществлял Фердинанд фон Арним. Знаменитые виды на сады в Сан-Суси появились благодаря решению Фридриха Великого разбить виноградники на южных склонах Борнштедтских холмов. Когда-то на холмах росли дубы. При «короле-солдате» Фридрихе Вильгельме I деревья вырубили и использовали для укрепления болотистых почв в строящемся Потсдаме. 10 августа 1744 года Фридрих Великий повелел разбить на голых холмах виноградные террасы. Центральная часть шести широких террас, разбитых на склоне холма, была углублена для того, чтобы максимально использовать солнечное освещение. По центральной линии на вершину холма вели 120 (сейчас 132) ступеней, разделённые на шесть пролётов в соответствии с количеством террас, а с двух сторон холм обустроен подъездной рампой. Под холмом, в партере в 1745 году был заложен декоративный сад, центр которого в 1748 году занял «Большой фонтан». Идея гармонии между человеком и окружающей природой нашла своё отражение в расположении и декоративном оформлении дворца Сан-Суси, разместившегося на вершине виноградного холма. Виноградники появились в Бранденбургской марке ещё в XIII в., но никогда прежде они не занимали здесь центральное место в художественном оформлении декоративных садов монархов. Виноградные террасы Сан-Суси образуют ядро парка, которое венчает небольшой замок, который Фридрих Великий называл своим «маленьким виноградарским домиком». Ветряная мельница, появившаяся на холме ещё в 1736 году, подчёркивала сельскую идиллию Сан-Суси и являлась по мнению Фридриха украшением дворца. В отличие от других королевских садов дворец Сан-Суси не является центром архитектурного ансамбля, а лишь частью виноградника, увенчивающей его.
Дворцы и дворцовые парки Пильниц принадлежат к самым красивым дворцовым комплексам, созданным во время правления Августа Сильного. На берегах Эльбы стоит Водный дворец, рядом с которым разбит потрясающий сад Люстгартен. Точно напротив сада, на другом берегу реки находится дворец Бергпале. Оба дворца выстроены в стиле позднего барокко. Боковые крылья дворцов, как и Новый дворец, также построены в стиле Барокко. Дворцовый ансамбль завершают Флидерхоф и Шлоссвашен, построенные в стиле нео-классики. В дворце Бергпале находится музей ремесла, в котором выделено место под дрезденскую художественную коллекцию. Коллекция включает в себя предметы мебели, музыкальные инструменты, стекло, датский и французский фаянс, работы по камню и текстиль. Пильниц защищен горами и поэтому он позволил создать здесь настоящий ботанический сад. В парке растут растения, привезенные из разных уголков мира, в отличии от голландского парка цветов вход в Пильниц до сих пор остается бесплатным, за что дрезденцы благодарят правительство города. Еще Пильниц славится старейшей в Европе камелией. Родина камелий - Япония. Оттуда В 1776 г. ботаник Карл Петер Тунберг, ученик К. Линнея, привез в Европу четыре экземпляра невиданного тогда цветка. На солнечных склонах созревает виноград для изысканного сухого вина Elbtalwein.
27. Альгамбра, крепость-дворец. Гранада, Испания Альгамбра – арабская крепость испанского города Гранада является одной из основных достопримечательностей Андалусии, да и вообще Испании. Само её название, Альгамбра, по-арабски означает «красный замок». Возможно, оно возникло из-за оттенка башен и стен, которые окружают весь возвышающийся над городом холм Ла Сабика и при встающем или заходящем солнце полыхают различными оттенками розового и пурпурного цветов. Но есть и другая, более поэтическая версия, утверждающая, что крепость Альгамбра, строилась при свете факелов, которые собственно и дали стенам их специфическую окраску. Построенный первоначально в военных целях, Альгамбра состоит из «alcazaba» (крепость), «alcázar» (дворец) и маленькой "medina" (город), все, окруженные крепостными стенами. Тройственный характер сооружения помогает понять его назначение и первоначальный замысел строителей. По всей видимости, сама крепость существовала с 9 столетия, но превращение ее в резиденцию эмиров началось лишь при династии Насритов, в 1238 году. Основатель династии, Мухаммед Аль Ахмар начал с восстановления старой крепости, его сын, Мухаммед II и преемники продолжили эту работу. Строительство дворцов относится к 14 столетию и является работой двух великих королей: Юсуфа и Мухаммеда V. Первый построил дворец Комарес, «Cuarto de Comares» с его знаменитым Миртовым двориком, ворота Правосудия, «Puerta de la Justicia», ванны и некоторые из башен. Его сын, Мухаммеда V, закончил украшение уже созданных дворцов, а также построил дворец Львов, «Cuarto de los Leones». В 1492 году Альгамбра вместе с последним оплотом мавров в Испании, Гранадой, стала христианской. Здесь были построены различные утилитарные, военные и религиозные сооружения, в том числе францисканский монастырь. Апофеозом строительства на этих холмах стал огромный дворец Карла V, для сооружения которого пришлось разрушить значительную часть арабских сооружений. Король (одновременно и Император Священной Римской Империи), озабоченный массой дел в своей почти необъятной Империи, тем не менее, здесь почти не жил. До вторжения наполеоновских войск Альгамбра, если и оставалась в некотором запустении, то, во всяком случае, целенаправленно не разрушалась. Французы же, которые хозяйничали здесь с 1808 по 1812 год, превратили прекрасные дворцы в казармы и бараки, а при отступлении взорвали две башни, Torre de Siete Suelos и Torre de Agua. Лишь в 1870 году Альгамбра была признана национальным достоянием Испании и тем защищена от дальнейшего разрушения.
Большая мечеть в Кордове Большая мечеть – это комплекс зданий, включающий постройки из разных эпох в жизни города. Первая мечеть на этом месте была построена в конце VIII века. В Х веке к мечети были добавлены михраб (молитвенную нишу) и мансуру (огороженное место для халифа). В XVI веке мечеть освятили и воздвигли внутри нее кафедральный собор Вознесения Девы Марии. Ворота Пуэрта-дель-Педрон (Врата отпущения грехов) XIV века ведут во внутренний двор, засаженный апельсиновыми деревьями и с фонтаном для омовений в центре. Все внутреннее пространство мечети кажется заполненным лесом колонн – их около 900. Большинство колонн были доставлены из разрушенных римских или вестготских зданий со всей Испании. Есть колонны из граната, яшмы, мрамора. Здание барочного Кафедрального собора внутри мечети было спроектировано архитектором Эрнаном Руисом. В хоре собора установлены сиденья с искусной резьбой работы Педро Дуке Корнехо. Колокольня высотой 93 метра построена на месте минарета.
28. В самом центре старого Дамаска возвышается одна из величайших святынь мусульманского мира — Умайя, или мечеть Омейядов, Большая мечеть, построенная в начале VIII в. халифом аль Валид ибн Абд аль-Маликом. В античные времена на этом месте римляне построили храм Юпитера с окружающим его архитектурным ансамблем. В IV в. в Дамаск пришли византийцы и, разрушив языческий храм, построили из его обломков православный собор во имя христианского пророка Иоанна Крестителя, казненного царем Иродом. В начале VII в. арабы-мусульмане, захватив Сирию с ее церквами и монастырями, изумились их роскоши и пышности религиозных ритуалов покоренных византийцев. Полководец Халед бен Валид, войскам которого сдался в 636 г. гарнизон Дамаска, письменно гарантировал «неприкосновенность жителей города, их имущества, церквей и городских стен». Главный собор города стал местом молитвы мусульманских воинов, допускались сюда для своих молитв и христиане. Одним словом, места хватало всем. Таким образом, несколько десятилетий в Сирии сохранялась атмосфера религиозной терпимости и взаимного уважения христианской и мусульманской общин; звон колоколов над гигантской базиликой, посвященной Иоанну Крестителю, чередовался с молитвенным пением муэдзина. Но шло время, и Дамаск из заурядного города времен пророка Мухаммеда и первых его преемников превратился в столицу огромного халифата, основанного династией Омейядов (661—750 гг.). Число приверженцев ислама возросло настолько, что грандиозная базилика Св. Иоанна с ее тремя 140-метровыми пролетами-нефами не могла вместить всех, а христиане здесь и вовсе оказались лишними. К тому же новая столица богатела, расцветала, и омейядские халифы справедливо решили, что она должна иметь собственное святилище, подобное первым мечетям в Мекке, Медине, Куфе, Басре... И шестой халиф из рода Омейядов аль Валид ибн Абд аль-Малик (705—715 гг.), владения которого простирались от Китая на востоке до Пиренеев и Атлантики на западе, начал переговоры с представителями христианской общины Дамаска, предложив им уступить мусульманам территорию базилики в обмен на разрешение беспрепятственно пользоваться пятью храмами в городе. Христиане заупрямились. Тогда халиф пригрозил, что прикажет разрушить церковь Св. Фомы, которая по размерам была еще больше, чем храм Св. Иоанна. Христианским старейшинам пришлось покориться. К слову сказать, впоследствии все храмы христиан были разрушены или превращены в мечети, кроме церкви Св. Марии, которая в наши дни является главным собором Антиохийского патриарха. Творение «ради Аллаха» было поистине грандиозным. То, что создали арабские архитекторы в начале VIII в., на протяжении столетий служило образцом всему мусульманскому миру. При строительстве мечети Омейядов использовались технические и художественные приемы сасанидского и византийского зодчества, были даже сохранены многие элементы древних храмов, на месте которых шло строительство. Однако план мечети и внутреннее устройство получили совершенно иную трактовку. А ее декор славился несравненным совершенством. Ансамбль мечети представляет собой в плане прямоугольник 156x97 метров. Молитвенный зал свободно просматривается во всех направлениях — древние колонны, сохранившиеся от римлян и византийцев, отстоят друг от друга на пять и более метров. На них опираются двухъярусные арки, подчеркивающие высоту зала, увенчанного в центре куполом на четырех опорах, который называется «куббат ан-наср» — «купол победы». Зал мечети освещают массивные хрустальные люстры европейского типа. В XIX в. молитвенный зал несколько изменил свой вид. В частности, окна и проемы арок северной стены были украшены яркими красочными витражами. Крутая лестница за резными высокими дверями ведет на высокий амвон (минбар) из белого мрамора. Отсюда духовные проповеди в настоящее время транслируются по радио по всей стране.И капсула с головой Иоанна Крестителя, известного на Руси как Иоанн Предтеча (в Коране он именуется Юханн), тоже находится здесь, в мечети Омейядов. Она хранится в центре храма, в маленьком изящном павильоне с куполом, повторяющим по форме перекинутую над ним арку, и за решетчатыми окошками. Как она здесь оказалась? Она всегда была здесь, но нашли ее, как рассказывают, несколько веков назад, во время реставрационных работ. К мечети Омейядов и сегодня стекаются мусульмане всего мира. В Дамаске она самая посещаемая. Мусульмане приходят сюда, чтобы очиститься и совершить молитву, услышать и увидеть там Слово Аллаха, приобщиться к красоте, ибо, как сказал пророк: «Аллах любит красивое», — только с Его помощью, с Его благословения могло появиться на земле такое чудо гармонии — храм в центре мусульманского мира, открытый для всех верующих.
Мечеть Сулеймана была построена в Стамбуле по приказу султана Сулеймана Великолепного и поистине считается одним из самых выдающихся архитектурных строений Востока. Время, когда правил султан Сулейман Великолепный (1520-1566 года), историки прозвали Золотым веком Стамбула. Доминирующей силой в мировой политике тогда была Османская империя, переживавшая свой расцвет и достигшая того апогея как и Византийская империя во времена правления Юстиниана. По этой причине данный период считают вершиной могущества в турецкой истории. Эта мечеть, расположенная на одном из семи холмов города и возвышающаяся в небеса, считается шедевром архитектурного искусства. Воздвиг мечеть архитектор Синан. Строительство начато было в 1550 году, а завершено в 1557 году. Зодчий Синан был увековечен как "зодчий, которому не нужна архитектурная планировка". По существующему преданию строительство мечети и комплекса велось на протяжении 7 лет. Здание мечети считают очень устойчивым к землетрясениям. Когда открывали мечеть, Синан произнес: "Эта мечеть будет стоять вечность". Слова известного архитектора подтверждает история случившихся за 500 лет землетрясений. За весь этот период двадцать четыре важных памятника, которые соорудил Синан, не пострадали от 89 серьёзнейших землетрясений силой до семи баллов по шкале Рихтера. Здание мечети Султана Сулеймана базируется на четырех колоннах. Находящиеся над колоннами, выполненными из красного гранита, заостренные арки, привезенные специально из Баалбека с площади Ипподром, связывают примыкающие купольные помещениями с основным зданием. Над михрапом расположены полукупола (это ниши, показывающие направление к Мекке), которые находятся в отличной гармонии с прилегающими купольными помещениями. Они тем самым придают всему окружающему зданию свободу и раскрепощенность. Высота мечети составляет 49,5 м, а диаметр купола - 26,2 м. Комплекс великой мечети Сулеймание можно назвать городом в городе. Помимо самой мечети, он включает школу Корана, турецкую баню, караван-сарай, приют, несколько больниц, туалеты, а также торговые ряды ремесленников. Особенно завораживает вид старых чинаров и маленького фонтана. За мечетью находится кладбище, где покоится султан Сулейман Великолепный и его жена Хюрем Султан. Недалеко от мечети Сулеймание, на перекрестке, названном именем архитектора, расположена скромная могила Синана.
Мечеть Ибн Тулуна - вторая по древности на территории современного Каира после мечети Амра ибн аль-Ааса. На фоне низкой городской застройки на узких улочках старого Каира мечеть возникает как огромная прямоугольная крепость, окруженная глухой массивной стеной с высокими красивыми зубцами. За первой, внешней стеной открывается стена храмового здания, еще более внушительная и высокая, с рядом зубцов и арочным фризом. Зубцы на стенах мечети выполнены в виде стилизованных фигурок. Большую часть мечети занимает громадный открытый мощеный двор (92 х 92 м). В центре двора находится фонтан для омовений, над которым в конце XIII в. воздвигли каменный купольный павильон. С трех сторон двор окаймляют арочные галереи на высоких квадратных столбах. На южной стороне двор переходит в молитвенный зал. Идущие продольно ряды стрельчатых арок на столбах образуют величественные анфилады. Минарет мечети, единственный в своем роде в Египте, сделан спиралевидной формы.
29. Мече́ть (араб. «место поклонения») — мусульманское богослужебное архитектурное сооружение. Представляет собой отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом, иногда мечеть имеет внутренний двор (Мечеть Аль-Харам). Флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты числом от одного до девяти (число минаретов должно быть меньше, чем в мечети аль-Харам). Молитвенный зал лишен изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском. Стена, обращённая к Мекке, отмечена пустой нишей, михрабом. Справа от михраба расположена кафедра-минбар, с которой проповедник имам читает свои проповеди верующим во время пятничной молитвы. При мечетях, как правило, работают школы-медресе. Архитектура мечетей: Мечеть с угловой постановкой минарета — в зодчестве казанских татар наиболее распространена в городской черте; Мечеть с двумя минаретами — купольное здание с главным входом, фланкированными двумя высокими цилиндрическими минаретами. Более характерна для Ближнего и Среднего Востока, Малой и Средней Азии; Мечеть с минаретом на крыше — прямоугольное одно- и двухэтажное здание с двухскатной крышей, ориентированное с севера на юг. Крышу прорезал восьмигранный или иногда цилиндрический минарет, завершенный высоким пирамидальным или коническим шатром. Минарет располагался в большинстве случаев над геометрическим центром здания и представлял собой двух-трехъярусную башню.Элементы мечети кибла — («то, что находится напротив») направление на Каабу, задняя, обращённая к Каабе, стена мечети; михраб — ориентированная на Каабу ниша (плоская, условная или вогнутая), перекрытая аркой, небольшим сводом или конхой и вставленная в раму, К нему обращаются лицом мусульмане во время молитвы; Требования к посещению мечети Если одежда посетителя не соответствует предписаниям ислама, ему (ей) могут предложить надеть халат или хиджаб. Перед входом в молитвенный зал снимают обувь Перед намазом надо обязательно совершить ритуальное омовение
Минаре́т (араб. «маяк») — в архитектуре ислама башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении), с которой муэдзин призывает верующих на молитву. Минарет ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию. Ранние минареты часто имели винтовую лестницу или пандус снаружи (спиралевидные минареты), в поздних — внутри башни.Различаются два основных типа минаретов: четырехгранные (Северная Африка) и круглоствольные (Ближний и Средний Восток)
Медресе́ (араб. «место, где изучают») — мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы и мусульманской духовной семинарии. Обучение в медресе раздельное и бесплатное. Выпускники медресе имеют право поступать в университет.
Ка́аба (араб. «куб») — мусульманская святыня в виде кубической постройки во внутреннем дворе Запретной Мечети (Мекка). Кааба содержит чёрный камень. Вокруг Каабы во время хаджа совершается обряд таваф. Кааба служит киблой — ориентиром, к которому обращают свое лицо мусульмане всего мира во время молитвы
Карава́н-сара́й— на многих тюркских языках означает караванный дом — большое общественное строение в Азии, в городах, на дорогах и в ненаселенных местах, служащее кровом и стоянкой для путешественников, как правило — для торговых караванов.
Мавзоле́й — монумент, погребальное сооружение, включавшее камеру, где помещались останки умершего, и иногда поминальный зал. Назван по пышной гробнице карийского царя Мавсола в городе Галикарнас (около современного города Бодрум в Турции). Мавзолеем может также называться здание, которое содержит множество склепов для погребения. Современные мавзолеи часто имеют колумбарий для праха кремируемого. Мавзолеи могут быть самостоятельными зданиями или частью большего сооружения — церкви, трибуны. В исламских странах имеется немало мавзолеев, почитаемых населением и представляющих религиозную и архитектурную ценность (мавзолеи Хивы, Мавзолей Кира в Пасаргадах, Гур Эмир, Тадж-Махал).