Перспективы технического, экономического и социального развития строительства
В градостроительстве - приведение российских городов в упорядоченное состояние, сохранение их исторического самобытного облика, определение действующих градообразующих факторов, и на их основе построение перспектив развития для каждого города, сконцентрировав внимание и ресурсы на завершенности застройки и гармонизации существующей городской среды, на приведении в сбалансированное состояние размеров жилищного фонда, числа рабочих и учебных мест, количества и мощностей объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, восстановлении и поддержании в равновесном экологическом состоянии природной окружающей среды.
Для решения задач развития градостроительства необходимо:
- формирование и осуществление государственной градостроительной политики, учитывающей систему социальных, экономических и экологических факторов, обеспечивающих устойчивое развитие отдельных регионов и страны в целом;
- осуществлять градостроительное планирование в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации на всей территории страны и ее территориальных единиц различного уровня в следующей последовательности: территория страны (генеральная схема), федеральный округ (консолидированные схемы), субъекты Федерации и их части (территориальные комплексные схемы), города, поселения в границах муниципальных образований (генеральные планы), жилые и нежилые районы (проекты планировки), кварталы, микрорайоны, комплексы, регламенты застройки зон и участков (проекты застройки, межевания, градостроительные паспорта);
- обеспечение градостроительными средствами, включение России в единое мировое пространство и стабильное функционирование и взаимоувязанное развитие федеральных систем расселения, транспортно-коммуникационной и производственной инфраструктур;
- осуществление доработки и уточнения Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации, разработка федеральной целевой программы по градостроительству и зонирование территорий;
- проведение работ по созданию и ведению государственного градостроительного кадастра;
- обеспечение интеграции федеральных и территориальных социально-экономических аспектов при разработке схем и программ градостроительного развития регионов и страны в целом;
- обеспечение регионов схемами градостроительного планирования развития и зонирования территорий;
- развитие и совершенствование градостроительного законодательства и нормативного технического обеспечения градостроительной деятельности;
- развитие рынков недвижимости, установление платы за землю и направление средств на повышение качества городской (урбанизированной) среды;
- ведение государственного контроля за осуществлением градостроительной деятельности, использованием земель городов и поселений, а также резервированием и предоставлением земельных участков для целей строительства в границах городов и поселений на основе с градостроительной документацией соответствующего уровня;
- проведения постоянного пересмотра проектной и градостроительной документации с учетом ужесточения экологических требований к продукции строительства, технологиям и конструкциям.
Приоритетным содержанием градостроительной деятельности на муниципальном уровне будет комплексная реконструкция существующей застройки путем сноса и замены ветхих зданий современными, реконструкции жилой застройки с домами первых массовых серий, а затем кварталов и микрорайонов с крупнопанельными домами всех серий, уплотнения промышленной застройки, модернизации объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, объектов социального назначения, восстановления природных компонентов городской среды.
В жилищном строительстве - ликвидация тенденции к старению и сокращению жилищного фонда и инженерных систем, переход к интенсивному их восстановлению и воспроизводству на основе разработки и реализации эффективных социальных и научно-технических программ и проектов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Решение перечисленных задач требует:
- разработки и реализации комплексной программы реконструкции жилых зданий, первых массовых серий, которая должна охватывать отдельные объекты, кварталы застройки, микрорайоны, города и населенные пункты в целом с ранжированием жилищного фонда «реконструкция – снос» и обязательным учетом кадастровой ценности земельного участка;
- увеличения объемов многоэтажного строительства в крупных и крупнейших городах и плотности застройки в связи с быстрым ростом стоимости земельных участков на городской территории;
- развития малоэтажного строительства в двух перспективных направлениях – малоэтажной высокоплотной застройки и строительства развивающихся одноквартирных жилых домов.
Кроме этого получат развитие жилые комплексы, включающие увеличенную внеквартирную инфраструктуру. Для коммерческого жилья будут применяться индивидуальные проекты жилых домов и жилых комплексов с повышенным комфортом проживания за счет насыщенности квартир инженерным оборудованием, увеличением состава подсобных помещений и объектов инфраструктуры.
В прогнозируемом периоде произойдут качественные изменения строящегося и реконструируемого жилища. Прежде всего будет осуществлен переход к проектированию и строительству энергоэффективных домов из экологически чистых материалов и конструкций. Во-вторых, расширится до 50 и более процентов объем строительства частных семейных жилых домов в пригородных зонах и в сельской местности. В городах, в основном, будут строиться новые жилые дома повышенной комфортности. Для решения проблемы социального, в том числе бесплатного жилья будет использоваться существующий жилищный фонд с обязательной его реконструкцией – повышением уровня комфортности квартир, энергоэффективности жилых домов, экологической безопасности жилой застройки и развитием в ней сети объектов социальной сферы услуг.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства провести комплекс мер по повышению надежности инженерных коммуникаций, для чего:
- осуществить техническую инвентаризацию основных фондов с учетом их физического износа;
- наметить и поэтапно реализовать территориальные планы восстановления и капитального ремонта объектов коммунального назначения физический износ которых превышает 50 % (в целом по России физический износ котельных составляет 54,5 %, коммунальных сетей водопровода – 65,3 %, канализации – 62,5 %, электрических – 58,1 %, тепловых – 62,8 %, насосных станций – 65,1 %, очистных сооружений – 53,0 %. Около 50 тыс.км. подземных трубопроводов находятся в аварийном состоянии);
- обеспечить строительство автономных источников тепла (крышные, пристроенные и встроенные котельные) под объем нового строительства жилья с учетом поквартирного теплоснабжения;
- организовать службы диспетчерского управления и контроля за состоянием коммунальных объектов и сетей;
- при проектировании новых жилых застроек закладывать схемы опережающей инженерной и транспортной подготовки на площадях строительства;
- обратить внимание на необходимость проведения мероприятий по улучшению санитарно-гигиенических и эстетических качеств городского озеленения.