ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. Методические указания и задания для студентов
Инженерная геодезия
Методические указания и задания для студентов
3 курса заочной формы обучения специальности
70 02 01 «Промышленное и гражданское строительство»
Новополоцк 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Общие методические указания 3
Методические указания по изучению отдельных тем дисциплины 6
Раздел 1. Общие и вводные сведения 6
Раздел 2. Геодезические измерения 10
Раздел 3. Топографические съёмки 12
Раздел 4. Геодезические работы в строительстве 21
Раздел 5. Специальные вопросы по технологии геодезических работ при
строительстве и эксплуатации линейных инженерных сооружений 30
Литература 37
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Успешному усвоению учебного материала по инженерной геодезии способствует посещение лекций, читаемых в период лабораторно-экзаменационных сессий или в дни заочника. Анализ результатов экзаменационных сессий показывает, что успешно сдают экзамены студенты, посещавшие лекционные занятия. Это обусловлено тем, что учебники и учебные пособия по дисциплине предназначены для очной формы обучения и не учитывают специфику обучения без отрыва от производства. Поэтому методические рекомендации преподавателя-лектора по изучению теоретического курса приобретают первостепенное значение.
Важный элемент заочного обучения – систематическая работа студента в межсесионный период. Студенты-заочники, руководствуясь программой курса, рекомендациями преподавателя и настоящими методическими указаниями, самостоятельно изучают основную и дополнительную литературу: учебник "Инженерная геодезия" и учебные пособия "Практикум по инженерной геодезии. При самостоятельном изучении учебного материала по рекомендованной литературе следует руководствоваться методическими указаниями по изучению отдельных тем, которые в электронном варианте имеются в библиотеке.
Лучшее усвоение материала достигается, если та или иная глава прочитывается дважды: сначала для общего ознакомления, затем для углубленного изучения. Особое внимание должно быть обращено на понимание существа применяемых в книгах терминов. Дисциплина "Инженерная геодезия" имеет свою терминологию, без знания которой нельзя обойтись. За каждым термином стоит вполне определенное понятие. Применяемые термины и их определения закреплены ГОСТами, СниПами, техническими кодексами и законами. Четкое понимание и правильное использование терминов обеспечит успешное усвоение изучаемого материала.
В учебной литературе по изучаемой дисциплине содержится много формул, иллюстраций и цифровых данных. Следует обращать внимание на последовательность вывода формул и имеющиеся допущения, оценивать влияние "отбрасываемых" членов и уяснять область применения той или иной формулы.
Изучение литературы сопровождается обязательным составлением конспекта. Конспектирование помогает сосредоточить внимание и лучше понять прочитанное, выявить основное. Конспект позволяет быстро восстановить в памяти прочитанное. Лучшая форма конспектирования – тезисная, когда в конспекте формулируют законченные выводы (положения), описывающие основные закономерности, излагают понятия, определения в их логической последовательности с четким делением на темы и вопросы.
Ведение конспекта в тезисной форме предусматривает творческую переработку изучаемого текста, изложение основного содержания своими словами. Составленный конспект используется для второго чтения изучаемого материала при подготовке к зачету и экзамену.
Глубина и полнота усвоения учебного материала проверяются в результате ответов на вопросы для самостоятельной работы по каждой теме и раздела. Ответы записывают в рабочую тетрадь.
При составлении ответов на вопросы, предусмотренные контрольными заданиями, необходимо показать, что учебный материал проработан и усвоен. Ответы должны быть достаточно исчерпывающими и обоснованными, в необходимых случаях дополнены чертежами и зарисовками; решения задач должны сопровождаться кратким пояснительным текстом, в котором указывается, какая величина определяется и по какой формуле, какие числовые значения подставляются в формулы и откуда они берутся; необходимо показать ход решения задачи, привести единицы физических величин, дать краткий анализ полученных результатов и сделать выводы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ