Производство работ по передвижке зданий

Перед передвижкой здание отрезается от фундамента и на уров­не среза укрепляется поясными балками. На этом же уровне пере­резаются и заглушаются трубы водопровода, канализации и цент­рального отопления, другие инженерные устройства.

Нагрузка от стен передается на опорную конструкцию, выпол­ненную в виде прочной и жесткой металлической рамы, подведен­ной под здание (рис. 13.1).

Конструкция опорной рамы состоит из рандбалок, поперечных и ходовых балок. Рандбалки представляют собой мощные металличе­ские двутавры, опоясывающие наружные и внутренние стены и за­делываемые в борозды, пробиваемые с обеих сторон стены. Ниж­ние полки рандбалок устанавливаются на уровне среза кладки.

Рандбалки устраиваются только в стенах, перпендикулярных на­правлению движения. В стены, совпадающие с направлением дви­жения, рандбалки не заводятся и нагрузки от них на ходовые бал­ки передаются через поперечные балки, заделываемые в сквозные гнезда на расстоянии 1,5 ...2 м.

Поперечные балки передают нагрузку на ходовые балки, укла­дываемые попарно с обеих сто­рон сети и опирающиеся на кат­ки, которые устанавливаются на рельсовый путь.

Рандбалки в капитальных стенах здания заводятся путем пробивки штраб поочередно с од­ной и с другой стороны. В про­странство между стеной и ранд-балкой нагнетается под давле­нием цементный раствор, а зазор

Производство работ по передвижке зданий - student2.ru Рис. 13.1. Схема устройства опорной рамы и путей для передвижки зда­ния:

Поперечная балка;

2 — амортизирую­щая прокладка;

Ходовые балки;

4 —диафрагма

Каток

Рельсовый путь

Основание под шпалы

8 ~ шпалы; 9 - клинья

над верхом балки зачеканивается полусухим цементным раствором.

Для связки рандбалок одной стены через кладку пропускают по­перечные планки и приваривают их сверху к балкам.

Устройство путей для передвижки заключается в пробивке в стенах здания отдельных проемов для каждого пути и ходовых тележек, укладки щебеночной подготовки и рельсовых путей. Да­лее устанавливают катки и по ним заводят под здание ходовые балки, скрепляемые попарно диафрагмами из двухтавровых балок № 24... 30, расположенных через 2,5... 3 м. Установив ходовые бал­ки, в стены заводят поперечные балки. С целью предохранения кирпичной кладки от скалывания между верхней полкой попереч­ной балки и верхом пробитого в стене гнезда укладывают доски. Зазоры между поперечной балкой и кладкой устраняют нагнета­нием раствора.

После выполнения указанных работ производят посадку зда­ния на катки. Передача давления от здания на катки происходит через стальные клинья, забиваемые между поперечными и ходо­выми балками. Заведение катков под ходовые балки облегчается путем подъема вверх на 10... 20 мм нижних полок балок посред­ством клиновидных вырезов на концах балок.

Осуществив посадку здания на катки, разбирают оставшиеся между путями столбики кирпичной кладки и монтируют оборудо­вание для передвижения здания, состоящее из тянущих и толкаю­щих устройств. Первые состоят из лебедок и системы полиспастов, вторые — из домкратов и упоров для них, устанавливаемых по­зади передвигаемого здания.

В процессе передвижения здания ведется постоянный контроль за заданным направлением и состоянием передвигаемого здания.

В процессе подготовки здания к передвижке производится уст­ройство новых фундаментов. Их возводят не на всю высоту, а только до уровня подошвы щебеночного слоя путей. После надвижки зда­ния на новый фундамент выполняют дальнейшую кладку в виде отдельных участков стен, а затем осуществляют кладку осталь­ной части фундамента.

Пример передвижки зданий

Технологию подготовки и передвижения зданий можно просле­дить по передвижке здания издательства и редакции газеты «Труд» в Москве в 1979 г.

Производство работ по передвижке зданий - student2.ru Рис. 13.2, Схема передвижки здания:

/ — новый комплекс редакции газеты «Известия»; 2 — положение здания редакции газе­ты «Труд» до передвижки; 3 — положение здания редакции газеты «Труд» после пере­движки; 4 — встройка, соединяющая здание редакции газеты «Известия» с передвину­тым зданием; 5. 6 — разобранные лестничные клетки; 7 — толкающие гидродомкраты; 8 —насосная станция; S —нивелиры; 10, 11 — стреловые краны для разборки лестнич­ных клеток; 12 — ограждение стройплощадки

Здание ранее стояло на красной линии ул. Горького. После то­го как был построен комплекс издательства «Известия», по градо­строительным соображениям решено было это здание передвинуть вдоль улицы на новое место, раскрыв тем самым боковой фасад комплекса «Известий», выходящий на улицу Горького.

По данным городского исторического архива, это строение впер­вые было упомянуто в летописи Москвы в 1806 г. В прошлом столетии оно неоднократно подвергалось перестройкам. Современ-' ный вид здание приобрело после реконструкции, произведенной в 1905—1907 гг. архитектором А. Э. Эрихсоном при участии выдаю­щегося русского художника И. Д. Билибина, по эскизам которого был выполнен главный фасад. В настоящем виде здание являет собой редкий пример московских общественных сооружений в сти­ле «модерн».

Здесь с 1887 г. располагалась редакция газеты «Русское сло­во», которая в 1917 г. была передана известным русским книго­издателем И. Д. Сытиным Советскому государству. С переездом Советского правительства в Москву в марте 1918 г. сюда было пе­реведено издательство газеты «Правда».

Проект передвижки здания выполнен институтом «Моспро-ект-2», проект производства работ — трестом «Мосоргстрой». Непо­средственное выполнение работ по передвижке здания (рис. 13.2) осуществляло проектно-строительное управление треста «Мосфун-даментспецстрой».

В связи с тем что к моменту начала работ по передвижке зда­ния оно не было освобождено аппаратом издательства, было при­нято решение выполнить временные сантехнические сети и сети электроснабжения с одновременным устройством путей и ходовых конструкций. Работы же по отсечке лестничных клеток, устройству конструкций и собственно передвижка осуществлялись после того, как здание было полностью освобождено.

Устройство восьми ходовых путей и многих других конструк­тивных элементов, а также сам процесс передвижки потребовал вы­сокой точности работ. Для обеспечения надлежащего контроля за передвижкой и состоянием инженерных конструкций был разра­ботан проект производства геодезических работ, в результате осу­ществления которого отклонений от проектных решений отмече­но не было.

Передвижка здания осуществлялась этапами, равными ходу гидродомкратов, т. е. 100 см, в светлое время суток в течение 10—12 апреля 1979 г. Здание было передвинуто за 28 ч с учетом всех вспомогательных работ (перестановка упоров, установка вста­вок, выравнивание катков и т. д.). Скорость движения составля­ла 7... 8 см/мин, общая протяженность передвижки около 34 м.

Наши рекомендации