Отчисления в пенсионные фонды
Согласно ст. ст. 2 и 3 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 N 138-XIII "Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь" страховой взнос для работающих граждан составляет 29%. Из них 28% уплачиваются за счет работодателя, 1% удерживается с сотрудника. Базой является сумма начисленных выплат в пользу сотрудника, но не выше четырехкратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы.
В Республике Казахстан вопросы пенсионного обеспечения регулируются Законом от 20.06.1997 N 136-I "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" и Постановлением Правительства Республики Казахстан от 15.03.1999 N 245 "Об утверждении Правил исчисления, удержания и перечисления обязательных пенсионных взносов".
В соответствии с п. п. 3 и 5 Постановления Правительства Республики Казахстан N 245 агенты (организации), использующие труд наемных работников, ежемесячно исчисляют и удерживают обязательные пенсионные взносы из доходов, выплачиваемых работникам, и перечисляют их в накопительные пенсионные фонды в размере 10% ежемесячного дохода работника. Ежемесячный доход, принимаемый для исчисления обязательных пенсионных взносов, не должен превышать 75-кратный минимальный размер заработной платы, установленный законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
В соответствии со ст. 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" ставка страховых взносов в Пенсионный фонд РФ составляет 22% заработной платы работника. Страховые взносы уплачиваются работодателем.
Кроме того, в Республике Беларусь для работающих граждан установлена дополнительная обязанность по уплате данного налога в размере 1%.
Особенностью социального налога (страховых взносов) в Республике Беларусь является то, что его администрирование осуществляет Министерство труда и социальной защиты.
В таблице проведено сравнение налогообложения заработной платы и отчислений в страховые фонды в ТС.
Гражданство сотрудников | Удержания за счет работника | Отчисления работодателям |
Республика Беларусь | - пенсионное страхование - 1% | - пенсионное страхование - 28%; |
Республика Казахстан | - пенсионное страхование - 10% | |
Российская Федерация | НДФЛ - 13% | Пенсионный Фонд России - 22%; Фонд соц. страхования РФ - 2,9%; Фонд обязательного медицинского страхования - 5,1% |
Ставки налога на имущество (применительно к Республике Беларусь - налога на недвижимость) в государствах - членах ТС имеют дифференцированные значения. Так, в Республике Беларусь годовая ставка налога на недвижимость составляет от 0,1 (для физических лиц, в т.ч. зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей) до 2% (для организаций, имеющих объекты сверхнормативного незавершенного строительства). Для организаций ставка налога на недвижимость составляет 1%.
В Республике Казахстан уровень ставок налога на имущество находится в пределах 0,05 - 1,5% в зависимости от категорий налогоплательщиков и режима налогообложения.
В Российской Федерации ставка налога на имущество устанавливается законами субъектов РФ и не может превышать 2,2%. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок (в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения).
Анализ ставок косвенных налогов в государствах - членах ТС и ЕЭП показывает следующее. В каждом из государств существуют свои особенности, зависящие от различных факторов. Так, в Республике Беларусь самый высокий из всех трех стран ТС и ЕЭП налог на добавленную стоимость (20%). В Республике Казахстан низкая ставка НДС (12%). В Российской Федерации ставка НДС равна 18%.
Разные ставки НДС в государствах - членах ТС и ЕЭП объясняются прежде всего различиями экономических систем (соотношением сырьевой и промышленной составляющей), а также ходом экономических реформ.
Особенностью является наличие пониженной ставки НДС (10%) в Республике Беларусь и Российской Федерации на группы товаров социального значения.
Анализируя данные за 2009 - 2010 гг., необходимо отметить: наименьший уровень налоговой нагрузки в процентах к ВВП - в Республике Казахстан, наибольший - в Республике Беларусь. Уровень налоговой нагрузки в Российской Федерации занимает среднее место среди государств - членов ТС. Таким образом, уровень налоговой нагрузки во всех трех странах различный, что порождает неравные условия для хозяйствующих субъектов: наиболее благоприятные условия с этой точки зрения созданы в Республике Казахстан.
Для сравнения: в государствах, входящих в Европейский союз, уровень налоговой нагрузки находится в пределах 30 - 50%. Так, в Литве, Румынии, Словакии указанный показатель составляет менее 30%, а в Дании и Швеции достигает почти 50%.
Следовательно, средний размер налоговой нагрузки государств - членов ТС ниже аналогичного показателя по Европейскому союзу, что в целом является положительным фактором для развития интеграционного сотрудничества и экономического взаимодействия государств - членов ТС и ЕЭП.