Тема 4. Архитектура эпохи капитализма
Изучая архитектуру капитализма конца XIX – XX вв. следует обратить внимание на творчество Ле Корбюзье. Он один из первых творчески и теоретически обосновал необходимость коренного пересмотра принципов строительства зданий на основе использования новой техники.
Появившиеся в это время новые типы зданий (многоэтажные дома, пассажи, универсальные магазины, вокзалы, выставочные павильоны и др.) возводились с применением новых строительных материалов (металла, железобетона и др.). Распространению индустриальных методов способствовали получившие свое развитие в 40-50-х годах идеи функционализма. Основной планировочной единицей становится жилой микрорайон. Каркас и панели стен находят широкое применение в строительстве, особенно жилых и высотных зданий.
Художественное осмысление индустриальных (особенно металлических) каркасных конструкций связано в архитектуре 50-х годов с творчеством Мис ван дер Роэ (ансамбль Иллинойского технологического института, высотные здания США). Другим выдающимся архитектором был Франк Ллойд Райт. Органическая связь с природой стала одним из ведущих принципов его творчества. Наряду с новыми конструкциями он широко использовал традиционные материалы – дерево, естественный камень, кирпич и др. (дом Кауфмана в Бэар-Ране, 1937 г., административное здание фирмы Джонсона в г. Раине 1936 г.).
Важное место в архитектуре Запада занимает создание новых конструкций, особенно крупнопролетных. Значительная роль в этом принадлежит крупным инженерам, в частности, итальянскому инженеру-архитектору П. Нерви. Он на основе изобретенного им армоцемента создает новые многообразные пространственные формы (павильон на промышленной выставке в Турине 1949 г., малый Олимпийский дворец в Риме 1956-57 гг.). Интересны работы таких мастеров как Кандела, Фуллер, Кензо Танге и др.
В 1966 г. американским архитектором Робертом Вентури и английским архитектором Джексоном была выдвинута теория «постмодернизма», дающая интересные примеры взаимодействия формы и конструкции. В 70-е годы развивается и приобретает значение еще одно направление – "техницизм", символизирующий в архитектуре радикальное обновление формы под воздействием научно-технического прогресса. Конструкции зданий, их оборудование и другие технические устройства выступают не только в свойственных им функциях, но и в роли своего рода символов и даже декораций. Ярко окрашенные обнаженные конструкции, массивные трубы, воздухопроводы и прочие детали технологического оборудования вместе с панелями из стекла и пластика – определяющие элементы облика такого рода построек (Центр искусств им. Ж. Помпиду в Париже, архитекторы Р. Пиано и Р. Роджорс, 1972 –1977 гг.).
Идейная основа постмодернизма вытекает из принципа подчиненности метода зодчего сложному комплексу жизненных процессов. Поэтому историческое архитектурное наследие должно активно использоваться в современном творчестве, символизируя связь времен и способствуя "поэтизации мира архитектуры, преодолению духа холодных бездушных форм машинного века".
Исторические постройки городов осмысливаются постмодернистами многопланово: и как сложившаяся пространственная среда, в которую тактично входят новые здания, и как архитектурные объекты, воздействующие на композицию проектируемых комплексов, с учетом сложившихся в данной стране национальных традиций. Во Франции архитектор Рикардо Бофилл вводит в архитектуру современных жилых кварталов "французский дух", близкий величественному классицизму городских исторических ансамблей (жилой комплекс "Озерные аркады", жилой квартал "Абраксаэ" и др., 80-е гг.) [1,3,6,7] .
Вопросы для самопроверки:
1. Крупнейшие архитекторы – основоположники современной архитектуры.
2. Каковы стилистические направления рассматриваемого периода?
3. Как проявились национальные особенности в архитектуре капитализма конца XIX – начала XX вв.?