Тема№1: Классификация гражданских аэродромов. Характеристика рельефа.

Учебные вопросы и распределение учебного времени.

Учебные вопросы: 1. Нормативные документы по проектированию аэродромов. 2. Термины и определения элементов аэродромов, на которых необходимо исправлять рельеф. 3. Классификация аэродромов по Приказу Госавиаслужбы Украины от 17.03.2006 г. и норм ІСАО. 4. Термины и определения рельефа поверхности аэродромов. 5. Требования к рельефу элементов аэродромов.

Используемая литература:

1. Наставление по аэродромной службе в Гражданской авиации СССР (НАС ГА – 86).

2. Сертифікаційні вимоги до цивільних аеродромів України (СВЦАУ).2006 р.

3. СНиП 2.05.08-85 Аэродромы.

4. СНиП 3.06.06-88 Аэродромы.

5. ІСАО Приложение 14 Том 1 «Проектирование и эксплуатация аэродромов»

6. ІСАО DOC 9157 AN/901 «Руководство по проектированию аэродромов» - часть 1 «ВПП».

7. ІСАО DOC 9157 AN/901 «Руководство по проектированию аэродромов» - часть 2 «РД, перроны и площадки ожидания».

8. Блохин В.И. Вертикальная планировка аэродромов. Издательство «Транспорт» 1978 г.

1. Нормативные документы по проектированию аэродромов

Воздушный Кодекс Украины

Наставление по аэродромной службе в Гражданской авиации СССР (НАС ГА – 86)

Сертифікаційні вимоги до цивільних аеродромів України (СВЦАУ)

СНиП 2.05.08-85 Аэродромы

СНиП 3.06.06-88 Аэродромы

ІСАО Приложение 14 Том 1 «Проектирование и эксплуатация аэродромов

DOC 9137 AN/901 «Руководство по проектированию аэродромов» - состоящее из 6 частей. Чаще всего мы будем работать с частью 1 «ВПП», частью 2 «РД, перроны и площадки ожидания» и частью 3 «Покрытия».

2. Термины и определения элементов аэродрома

на которых необходимо исправлять рельеф

Аэродром – земляной или водный участок (включая размещённые на ней здания, строения и оборудование) предназначенный полностью или частично для принятия, отправки и движения ВС.

Аэропорт – комплекс сооружений для приема и отправки летательных аппаратов, обслуживания перевозок, имеющий для этих целей аэродром и прочие наземные сооружения.

Взлётно-посадочная полоса (ВПП) – определённый прямоугольный участок сухопутного аэродрома, подготовленный для посадки и взлёта ВС. Могут быть грунтовые или с искусственным покрытием. Также подразделяются на необорудованные (некатегорированные) и оборудованные для точного захода на посадку по І, ІІ или ІІІ категории.

Высота аэродрома (в ІСАО применяется термин превышение) – абсолютная отметка самой высокой точки ВПП.

Искусственное покрытие – Верхний слой аэродромной поверхности, которая непосредственно воспринимает нагрузки от ВС, эксплуатационных и природных факторов. Подразделяются на жёсткие и нежёсткие.

Концевой участок ВПП – 1/6 часть длинны ВПП от торца (порога) ВПП. 2/3 ВПП в центре – называется средним участком ВПП.

Концевая зона безопасности ВПП (КЗБ) – зона, расположенная симметрично по обе стороны от продолжения оси ВПП и примыкающая к концу полосы, предназначенная, прежде всего, для уменьшения риска повреждения самолёта при приземлении с недолётом до ВПП или выкатыванием за пределы ВПП. (По СВЦАУ эту зону называют свободной от препятствий)

Концевая полоса торможения (КПТ) – специально подготовленная полоса за порогом ВПП (в конце дистанции разбега) предназначенная для остановки ВС в случае прерванного взлёта.

Лётная полоса (ЛП) – часть лётного поля аэродрома, которая включает ВПП, спланированные участки по бокам ВПП, и предназначенная для взлёта и посадки ВС, снижения риска повреждения ВС, выкатившихся за пределы ВПП, и обеспечения безопасности ВС, пролетающих над ней во время взлёта и посадки.

Лётное поле – часть аэродрома, на которой размещены одна или несколько ЛП, РД, перроны и площадки специального предназначения.

Место стоянки (МС) – подготовленная площадка на аэродроме, предназначенная для стоянки ВС с целью его обслуживания, хранения, карантина и тд.

Порог ВПП – начало участка ВПП, которое совпадает с его торцом, и может использоваться для посадки ВС. Имеет специальную маркировку визуальную и ночную, а также обозначение в зависимости от курса.

Перрон – часть лётного поля аэродрома, подготовленная и предназначенная для размещения ВС с целью посадки и высадки пассажиров, загрузки и разгрузки багажа, почты и грузов, а также для выполнения других видов обслуживания.

Приаэродромная территория – местность вокруг аэродрома, над которой маневрируют ВС. В зависимости от класса аэродрома имеет радиус 25 – 50 км. В этой зоне вводится специальный порядок хозяйствования и строительства высотных объектов.

Расчётные дистанции:

Взлёта TODA (продолженного взлёта) – сумма имеющейся дистанции разбега и свободной зоны.

Посадочная LDA – длинна ВПП пригодная для пробега ВС после посадки.

Прерванного взлёта ASDA – сумма имеющейся дистанции разбега и концевой полосы торможения.

Разбега TORA – длинна ВПП, пригодная для разбега ВС выполняющего взлёт.

Рулёжная дорожка (РД) – часть лётного поля аэродрома, специально предназначенная для руления ВС. РД делятся на:

· Магистральную РД, которая начинается от торца ВПП и заканчивается у торца ВПП;

· Соединительные РД, которые соединяют ВПП и МРД. Частным случаем соединительной РД является скоростная РД;

· Вспомогательные РД, которые соединяют МРД с перронами, стоянками, площадками или соединяют их между собой.

3. Классификация аэродромов

по Приказу Госавиаслужбы Украины от 17.03.2006 г. и нормам ІКАО.

Класс ВПП определяется длинной ВПП, приведённой к стандартным условиям.

Показатель Класс ВПП
А Б В Г Д Е
Длина ВПП в стандартных условиях в м

При этом ширина ВПП должна быть не менее:

Показатель Класс ВПП
А Б В Г Д Е
Ширина ВПП в м

ЛП должна иметь ширину в обе стороны от оси не менее:

- Класс А и Б 150 м, в том числе спланированная часть 80 м;

- Класс В 150 м, в том числе спланированная часть 70 м;

- Класс Г 150 м, в том числе спланированная часть 65 м;

- Класс Д 75 м, в том числе спланированная часть 54 м;

- Класс Е 75 м, в том числе спланированная часть 40 м.

ІСАО предусматривает не классификацию аэродромов, а кодовый номер или кодовое обозначение.

Элемент 1 Элемент 2
Кодо-вый № Расчётная для типа ВС длинна ЛП Кодовая буква Размах крыла Расстояние между внешними кромками наружных колёс основных опор
менее 800 м от 800 до 1200 м от 1200 до 1800 м 1800 м и более А В С D E F До 15 м От 15 до 24 м От 24 до 36 м От 36 до 52 м От 52 до 65 м От 65 до 80 м До 4,5 м От 4,5 до 6 м От 6 до 9 м От 9 до 14 м От 9 до 14 м От 14 до 16 м

Ширина ВПП по рекомендации ИКАО

Наши рекомендации