Развитие элементарных математических представлений

Количество.Учить детей составлять группу из однородных предме­тов и выделять из нее один предмет; различать понятия «много»,

«один», «по одному», «ни одного»; находить один и несколько одинако­вых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколь­ко?»; при ответе пользоваться словами «много», «один».

Учить сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Познакомить с приема­ми последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов».

Величина.Учить детей сравнивать предметы контрастных (одинако­вых) размеров; при сравнении величины предметов соизмерять один пред­мет с другим по заданному признаку, пользуясь приемами наложения и приложения, обозначать результат сравнения словами: длинный — корот­кий, одинаковые (равные по длине), широкий — узкий, одинаковые (рав­ные по ширине), высокий — низкий, одинаковые (равные —по высоте), большой — маленький, одинаковые (равные по величине).

Форма.Учить детей различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; обследовать форму фигур, используя осязание и зрение.

Ориентировка в пространстве.Учить ориентироваться в расположении частей своего тела (голова, ноги, правая/левая рука и др.) и в соответствии с этим различать пространственные направления от себя: впереди - позади (сзади), вверху - внизу, справа (слева) - направо (налево).

Учить различать правую и левую руки.

Ориентировка во времени.Учить ориентироваться в контрастных час­тях суток: день — ночь, утро — вечер.

К концу года дети могут

• Группировать предметы по цвету, форме, величине.

• Составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.

• Находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предме­тов.

• Сравнивать два контрастных по величине предмета, используя при­емы наложения, приложения их друг к другу; показывать, какой из предметов длинный — короткий, широкий — узкий, высокий — низкий.

• Различать круг и квадрат, предметы, имеющие углы и круглую форму.

• Понимать слова: впереди — сзади, вверху — внизу, слева — справа, на, над —под, верхняя — нижняя (полоска).

I [равственное воспитание

Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты, доброжела­тельности, дружелюбия. Приучать детей общаться спокойно, без крика.

Продолжать формировать образ Я. Помогать детям осознавать себя. Со­общать детям разнообразные сведения, касающиеся непосредственно их (ты девочка, у тебя серые глаза, ты любишь прыгать и т. п.), в том числе све­дения о прошлом (не умел ходить, говорить, ел из бутылочки) и о проис­шедших с ними изменениях (умеешь рисовать, танцевать). Формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

Приучать детей к вежливости: здороваться, прощаться, благодарить за помощь.

Учить жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушка­ми, книгами.

Приучать соблюдать элементарные правила поведения в раздевальной, умывальной комнатах, в спальной и столовой.

Трудовое воспитание

Воспитывать у детей желание принимать посильное участие в трудовой деятельности.

Самообслуживание

Продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, рассте­гивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т.п.).

Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устра­нять его при небольшой помощи взрослых.

Хозяйственно-бытовой труд

Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных пору­чений: готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.), по­сле игры убирать на место игрушки, строительный материал. Приучать со­блюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.

Во второй половине года начинать формировать у детей умения, не­обходимые при дежурстве по столовой: помогать накрывать стол к обе­ду (раскладывать ложки и вилки, расставлять хлебницы, тарелки, чаш­ки и т. п.).

Труд в природе

Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке.

Приучать с помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать до­рожки от снега, счищать его со скамеек.

ожественная литература

Читать знакомые, любимые детьми художественные произведения, ре­комендованные программой для первой младшей группы.

Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков. Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, пре­доставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспро­изведения фразы.

С помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.

Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.

Продолжать способствовать формированию интереса к книгам. Регу­лярно рассматривать с детьми рисунки в знакомых книжках, ярко и выра­зительно рассказывать им о содержании иллюстраций, заслушивать выска­зывания детей.

Для чтения детям

Русский фольклор Песенки, потешки, заклички.«Пальчик-мальчик...», «Как у нашего кота...», «Травка-муравка...», «Сидит белка на тележке...», «Ай, качи-качи-качи!..», «Дождик, дождик, пуще...», «Заинька, попляши...», «Чи-ки-чики-чикалочки...», «Ночь пришла...», «Сорока, сорока...», «Еду-еду к бабе, к деду...», «Радуга-дуга...», «Божья коровка...», «На улице три курицы...», «Тили-бом! Тили-бом!..», «Тень, тень, потетень...», «Куроч-ка-рябушечка...», «Кисонька-мурысенька...», «Жили у бабуси...», «За­ря-заряница».

Сказки.«Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Тол­стого; «Теремок», обр. Е. Чарушина; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюб-ской; «Гуси-лебеди», «Бычок —черный бочок, белые копытца», «Снегуруш-ка и лиса», обр. М. Булатова; «Лиса и Заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой.

Фольклор народов мира Песенки.«Маленькие феи», «Вопрос и ответ», «Кораблик», «Храбрецы», «Три зверолова», англ., обр. С. Маршака; «Что за грохот?», латыш., пер. С. Маршака; «Две фасольки, три боба», лит., пер. Е. Юдина; «Танцуй, моя кукла», норв., пер. Ю. Вронского; «Сапожник», польск., обр. Б. Заходера; «Разговор лягушек», «Несговорчивый удод», чеш., пер. С. Маршака; «Ку­пите лук...», шотл., пер. И. Токмаковой.

Сказки.«Пых», белорус, обр. Н. Мялика; «Храбрец-молодец», болг., пер. Л. Грибовой; «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В. Важда-ева; «Лесной Мишка и проказница Мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой; «Свинья и Коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с пор-туг. Ю. Чубкова; «У солнышка в гостях», словац., пер. С. Могилевской и Л. Зориной; «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы; «Коза-дереза», «Ру-

кавичка», укр., обр. Е. Благининой; «Лиса-нянька», фин., пер. Е. Сойни; «Петух и лиса», шотл., пер. М. Клягиной-Кондратьевой.

Произведения поэтов и писателей России Поэзия.К. Бальмонт. «Комарики-макарики»; А. Блок. «Зайчик»; С. Го­родецкий. «Колыбельная ветровая», «Кто это?»; А. Кольцов. «Дуют ве­тры...» (из стихотворения «Русская песня»); И. Косяков. «Все она»; А. Майков. «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась...» (из ново­греческих песен); Л. Модзалевский. «Мотылек»; А. Плещеев. «Осень наступила...», «Сельская песня», «Весна» (в сокр.); А. Пушкин. «Свет наш, солнышко!..», «Месяц, месяц...», «Ветер, ветер!..» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); А. К. Толстой. «Колокольчи­ки мои...» (отрывок); С. Черный. «Концерт», «Теленок сосет», «При-ставалка», «Про Катюшу».

3. Александрова. «Кролики», «Купанье»; А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»; В. Берестов. «Курица с цыплятами», «Бычок», «Петушки»; Г, Га­лина. «Гном и белка», «Песня мышек»; Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»; Б. Заходер. «Строители», «Шофер», «Портниха»; В. Катаев. «Ежик»; А. Крестинский, Н. Полякова. «Заколдованная девочка»; А. Куш-нер. «Кто разбил большую вазу?»; С. Маршак. «Зоосад», «Жираф», «Зеб­ры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», «Лебеденок», «Верб­люд», «Эскимосская собака», «Обезьяна», «Где обедал воробей?» (из цикла «Детки в клетке»), «Сказка об умном мышонке», «Тихая сказка»; В. Мая­ковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что ни страница —то слон, то львица»; С. Михалков. «Песенка друзей»; Э. Мошковская. «Ми­тя — сам», «Не буду бояться!», «Жадина»; Р. Сеф. «На свете все на все похо­же...»; И. Токмакова, «Где спит рыбка», «Медведь», «Десять птичек —стай­ка»; Э. Успенский. «Жил-был один слоненок»; Д. Хармс, Н. Радлов. «Рассказы в картинках»: «Упрямые козлы», «Где же дети?», «Добрая утка», «Не качались бы...», «Где клубок?»; Е. Чарушин, Е. Шумская. «Трус», «Конь»; К. Чуковский. «Путаница», «Чудо-дерево», «Муха-цокотуха», «Мойдодыр», «Радость», «Краденое солнце», «Ежики смеются», «Айбо­лит», «Черепаха», «Елка».

Проза.В. Даль. «Ворона»; Д. Мамин-Сибиряк. «Притча о Молочке, овся­ной Кашке и сером котишке Мурке», «Сказка про храброго Зайца —Длин­ные уши, косые глаза, короткий хвост»; Л. Толстой. «Птица свила гнездо...», «Таня знала буквы...», «У Вари был чиж...», «Пришла весна...»; К. Ушин-ский. «Васька», «Лиса Патрикеевна», «Петушок с семьей», «Уточки», «Ве­тер и Солнце».

Т. Александрова. «Зверик», «Медвежонок Бурик»; Г. Балл. «Новичок на прогулке», «Желтячок»; В. Бианки. «Купание медвежат», «Мишка-башка»; Л. Воронкова. «Маша-растеряша», «Снег идет» (из книги «Снег идет»); Ю. Дмитриев. «Синий шалашик», «Кто без крыльев летает»; Б. Житков. «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зеб­ра», «Слоны», «Как слон купался» (из книги «Что я видел»); М. Зощенко. «Умная птичка»; Н. Носов. «Ступеньки»; Л. Петрушевская. «Поросенок Петр и машина», «Поросенок Петр и магазин»; Е. Пермяк. «Как Маша ста­ла большой»; М. Пришвин. «Дятел», «Листопад»; С. Прокофьева. «Маша

и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о грубом слове „уходи", «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»); Н. Романова. «Умная ворона»; В. Сутеев. «Три котенка»; А. Н. Толстой. «Еж», «Лиса», «Петушки»; Д. Хармс. «Храбрый еж»; Г. Цыферов. «Про чудака лягушон­ка» (сказка первая, сказка третья), «Когда не хватает игрушек» (из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»); Е. Чарушин. «Утка с утятами», «Медведица и медвежата» (из цикла «Большие и маленькие»); К. Чуков­ский. «Так и не так».

Произведения поэтов и писателей разных стран Поэзия.Я. Балтвилкс. «Стишок с отгадками», пер. с латыш. Д. Цесельчука; А. Босев. «Дождь», пер. с болг. И. Мазнина, «Трое», пер. с болг. В. Викторо­ва, «Поет зяблик», пер. с болг. И. Токмаковой; Г. Виеру. «Ежик и барабан», пер. с молд. Я. Акима; П. Воронько. «Хитрый ежик», пер. с укр. С. Марша­ка; Н. Забила. «Карандаш», пер. с укр. 3. Александровой; С. Капутикян. «Кто скорее допьет?», «Маша не плачет», пер. с арм. Т. Спендиаровой; М. Карем. «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой; Л. Милева. «Быстро-ножка и Серая Одежка», пер. с болг. М. Маринова; А. Милн. «Три лисич­ки», пер. с англ. Н. Слепаковой.

Проза.О. Альфаро. «Козлик-герой», пер. с исп. Т. Давитьянц; Е. Бехлеро-ва. «Капустный лист», пер. с польск. Г. Лукина; Д. Биссет. «Лягушка в зер­кале», пер. с англ. Н. Шерешевской; А. Каралийчев. «Маленький утенок», пер. с болг. М. Качауновой; Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пру­ду», пер. с англ. О. Образцовой; О. Панку-Яшь. «Покойной ночи, Дуку!», пер. с рум. М. Олсуфьева, «Не только в детском саду» (в сокр.), пер. с рум. Т. Ивановой; Б. Поттер. «Ухти-Тухти», пер. с англ. О. Образцовой; И. Ча­пек. «Трудный день», «В лесу», «Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки»), пер. с чеш. Г. Лукина; Ч. Янчарский. «В магазине игру­шек», «Друзья», «Игры», «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько.

Для заучивания наизусть

«Петушок, петушок...», «Как у нашего кота...», «Огуречик, огуречик...», «На улице три курицы...», рус. нар. песенки; А. Пушкин. «Ветер по морю гу­ляет...» (из «Сказки о царе Салтане...»); С. Черный. «Приставалка»; К. Чу­ковский. «Елка» (в сокр.); А. Барто. «Мишка», «Кораблик»; В. Берестов. «Петушки»; Е. Ильина. «Наша елка» (в сокр.); Н. Пикулева. «Надувала кошка шар»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?».

К концу года дети могут

• Заинтересованно слушать знакомые и новые сказки, стихотворения, рассказы.

• Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя.

• Называть произведение (в произвольном изложении), прослушав отры­вок из него.

• Читать наизусть небольшое стихотворение при минимальной помощи взрослого.

Художественно-эстетическое воспитание

Знакомство с искусством

Готовить детей к восприятию произведений искусства, выделению их из ок­ружающей действительности. Знакомить с элементарными средствами выра­зительности в разных видах искусства (цвет, звук, форма, движение, жесты), подводить к различию разных видов искусства через художественный образ.

Готовить детей к первому посещению кукольного театра, выставке дет­ских работ, кукол и т.д. Развивать интерес к произведениям народного и профессионального искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки, про­за), слушанию и исполнению музыкальных произведений, выделению кра­соты сезонных изменений в природе, предметах окружающей действи­тельности (цвет, форма, величина: дом, ковер, посуда и т.п.).

Наши рекомендации