Финансирование процессов строительства, реконструкции, ремонта и содержания автодорог

Большая длительность инвестиционного цикла и высокая стои-мость строящихся объектов требуют привлечения значительного объ-ёма специальных материальных ресурсов (материалов, техники, рабо-чей силы). Для организации экономического оборота этих средств

и выполнения работ всем участникам строительного процесса необ-ходимы финансовые ресурсы.

Финансовая деятельность организации должна быть направлена на создание финансовых ресурсов для производственного и социаль-ного развития, а также обеспечения роста прибыли (дохода). Разли-чают финансирование и кредитование.

Под финансированием понимаютэкономические отношения,

возникающие в связи с относительно безвозвратным движением де-нег. Оно преобладало при директивно-плановой экономике. В рыноч-ных условиях доминирует механизм кредитования, при котором предполагается возврат денег.

Кредит–это ссуда в денежной и товарной формах на условияхвозвратности и обычно с уплатой процента. Назначение кредитования – осуществлять планомерное перераспределение временно свободных денежных средств хозяйственных предприятий, организаций, бюдже-та, населения.

Финансово-кредитная система включает объекты, субъекты сис-темы и их взаимодействие, т. е. финансово-кредитный механизм.

Объекты могут быть финансирующими и кредитующими.

Субъекты образуют структуру финансово-кредитной системы, которая включает федеральные, региональные (республиканские, об-ластные) и местные органы власти, предприятия, частные лица, банки

и всех пользователей, в т. ч. подрядные организации. Финансирова-ние осуществляет заказчик. Ему деньги возвращаются в виде строи-тельного товара, а подрядчику – в виде прибыли.



Глава 5. Финансирование и кредитование процессов строительства, реконструкции…

Схема движения финансовых ресурсовимеет следующий вид:

Заказчик → Деньги → Подрядчик → Товар + Прибыль

↓ ↓

Заказчик Подрядчик

Финансовыми ресурсаминазываются денежные средства и раз-личные виды задолженностей, которые относят к финансовым ресурсам потому, что наличие документально подтверждённых задолженностей может быть использовано для организации финансирования строитель-ных работ. Предъявив договор подряда, которым подтверждается воз-никновение задолженности заказчика перед подрядчиком (в случае вы-полнения работ в срок и с хорошим качеством), последний может полу-чить кредит, обеспечив себе необходимое финансирование.

Наличие финансовых ресурсов позволяет оплатить проектные работы, приобрести строительные материалы, технику, выплатить за-работную плату.

Виды финансовых ресурсов, необходимые для ПХД предприятия: долгосрочные финансовые средства в основные производствен-

ные фонды (капитальные вложения); краткосрочные (текущие) финансовые средства для каждого

производственного цикла (до момента получения дохода от продажи продукции).

При определении потребности в денежных ресурсах нужно учи-тывать то, для чего они нужны, на какой период требуются (кратко-срочный, долгосрочный), когда и сколько их нужно, можно ли изы-скать необходимые средства в рамках ДСО или придётся обращаться к другим источникам, каковы будут затраты при уплате долгов, когда можно ожидать возврата вложенных средств и получения дохода, ка-кой будет величина дохода.

Взвесив все варианты, выбираем наиболее приемлемый источ-ник получения денежных средств. В кредитах деньги становятся то-варом. Они продаются кредитором и покупаются пользователем кре-дита – дебитором. Последний возвращает банку деньги и процент за кредит. Дефицит денег и высокий процент за кредит действуют на ДСО дисциплинирующе. Потеря доверия означает потерю возможно-сти получить кредит.

Взаимодействие участников строительного процесса осложнено тем, что потребности в финансовых ресурсах каждого из участников



Глава 5. Финансирование и кредитование процессов строительства, реконструкции…

не совпадают по времени с возможностью их получения. Для преодо-ления этих несовпадений и обеспечения устойчивого финансирования строительства дорожных объектов необходимы посредники, которые аккумулируют и хранят финансовые ресурсы, обеспечивают их свое-временное перемещение от одного участника к другому.

Финансовыми посредниками выступают банки и их объеди-нения, финансовые и инвестиционные компании, различные фирмы и небанковские кредитные организации(страховые ком-

пании, пенсионные фонды, инвестиционные тресты).

Источниками финансирования строительствамогут быть:

государственные централизованные капитальные вложения (средства федерального бюджета, предоставляемые на безвозвратной или возвратной основе);

средства из бюджетов субъектов РФ; средства внебюджетных фондов;

финансовые средства, централизуемые объединениями (союза-ми) организаций в установленном порядке;

собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные ре-зервы инвестора (нераспределённая прибыль, амортизационные от-числения, денежные накопления и сбережения граждан и юридиче-ских лиц, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий);

привлечённые финансовые средства инвестора, т. е. средства, получаемые от продажи акций, паевых и иных взносов членов трудо-вых коллективов, граждан, юридических лиц, прав на использование технологий и товарных знаков (франчайзинг), доходы от сдачи иму-щества в аренду;

заёмные финансовые средства (облигационные займы, долговые обязательства и банковские кредиты);

средства иностранных инвесторов.

Внутренние финансовые ресурсы, используемые для инвестиро-вания:

прибыль от работ, выполняемых хозяйственным способом; поступления в итоге ликвидации основных фондов в строитель-

стве, выполняемом хозяйственным способом (при разборке времен-ных нетитульных зданий, сооружений);

доходы от попутной добычи материалов на месте возведения объектов;

мобилизация внутренних ресурсов.



Глава 5. Финансирование и кредитование процессов строительства, реконструкции…

Решения об осуществлении централизованных государственных капитальных вложений принимаются органами государственной власти

в соответствии с законодательством РФ. Расходы на финансирование предусматриваются в федеральном бюджете и бюджетах субъектов РФ.

При осуществлении государственных капитальных вложе-ний учитывается следующее:

разработка, рассмотрение и утверждение инвестиционных про-ектов, финансируемых за счёт федерального бюджета, производятся

в порядке, предусмотренном для федеральных целевых программ, ко-торые образуют федеральные инвестиционные программы;

порядок финансирования федеральных программ определяется Правительством РФ, а проектов, финансируемых за счёт бюджетов субъектов РФ (региональные инвестиционные программы), – органа-ми исполнительной власти этих субъектов;

решение об использовании средств федерального бюджета для финансирования инвестиционных программ (проектов), осуществ-ляемых совместно с иностранными государствами, принимаются по-сле заключения Российской Федерацией соответствующих межгосу-дарственных соглашений;

затраты на подрядные строительные работы по названным про-ектам размещаются государственными заказчиками путём проведения конкурсов;

контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета осуществляют Счётная палата РФ и уполно-

моченные на то федеральные органы исполнительной власти, а средств бюджетов субъектов РФ – органы, уполномоченные на то соответствующими субъектами РФ.

В рыночной экономике договор подряда является единственным документом, определяющим права, обязанности и хозяйственные взаимоотношения заказчиков и подрядчиков в течение длительного периода подготовки и осуществления строительства. Договоры под-ряда в условиях рынка по своей роли, содержанию и порядку заклю-чения кардинально отличаются от договоров плановой экономики. Единым для всех в настоящее время является правовой документ, на-зываемый Методические рекомендации по составлению договоров подряда на строительство в РФ от 1999 г., который носит рекоменда-тельный характер.

Ранее первичными были планирование государственных капи-тальных вложений и плановые задания по объёмам работ дорожни-



Глава 5. Финансирование и кредитование процессов строительства, реконструкции…

кам, вторичным – заключение договоров подряда, имевших дирек-тивный характер. В настоящее время заключение договоров стало первичным действием, планирование ПХД предприятия (на основе договоров подряда) – вторичным.

План капитальных вложений обычно содержит следующее: ли-миты капитальных вложений; план технического перевооружения и реконструкции действующих фирм; план ввода в действие производ-ственных мощностей и основных фондов; титульные списки строек.

Лимит капитальных вложений–это их предельная величина,

направляемая на создание ОПФ определенного назначения. Этот ли-мит устанавливается на основе удельных капитальных вложений. Нормативы удельных капитальных вложений разрабатываются на ба-зе реализованных, повторно применяемых объектов с технико-экономическими показателями, превышающими среднеотраслевой уровень. Показатели удельных капитальных вложений используются для предварительных расчётов.

Государственная поддержка инвестиционныхстроительныхпроектов осуществляется, как правило, путём направления финансо-вых ресурсов на выполнение федеральных и региональных целевых программ и другие государственные нужды. Порядок оказания такой поддержки устанавливается законодательством РФ. Суммы ассигнова-ний на важнейшие направления экономической политики (например, структурная перестройка народного хозяйства, развитие производст-венного потенциала России, социальные проблемы, которые невоз-можно решить за счёт иных источников финансирования) предусмат-риваются ежегодно в законах о федеральных и региональных бюдже-тах и государственной инвестиционной программе.

Условия рыночной экономики повлияли на последовательность заключения договоров подряда и финансирование строительства.

Положительные моменты централизованного финансиро-вания:

возможность мобилизации значительных денежных средств в строительство крупных транспортных объектов с учётом продолжи-тельности дорожно-строительного процесса;

предоставление финансовых ресурсов застройщикам бесплатно или на льготных условиях.

К недостаткамцентрализованного финансирования можно от-нести громоздкую и сложную процедуру согласований на различных уровнях исполнительной и законодательной властей, что делает цен-



Глава 5. Финансирование и кредитование процессов строительства, реконструкции…

трализованное финансирование не всегда надёжным. Например, для того чтобы рассчитывать на финансирование из регионального бюд-жета, необходимо включение плана финансирования в региональный бюджет, принимаемый ежегодно Законодательным собранием субъ-екта РФ. Продолжение же финансирования стройки в следующем го-ду зависит от многих факторов. Например, оно может быть прекра-щено из-за смены состава депутатов после новых выборов, ухудше-ния финансового положения субъекта РФ.

Но даже если финансирование дорожных объектов предусмотре-но в федеральном бюджете, это не является полной гарантией реально-го поступления средств, так как бюджет может быть секвестрирован или в него могут быть внесены поправки, исключающие данную стройку из финансового плана. Всё это заставляет дорожные организа-ции уделять больше внимания финансированию из внебюджетных ис-точников.

Наши рекомендации