ПУТЕВАЯ МАШИННАЯ СТАНЦИЯ № 114

1942 - в рекордные сроки построена Северо-Печорская железная дорога.

С началом Великой Отечественной войны Ярославская и Северная дороги развернули массовые перевозки по обеспечению обороны страны. Одновременно потребовалось обеспечить обратный поток эвакуируемых людей и грузов в тыл.

Еще в предвоенное время было запланировано строительство Северо-Печорской железной дороги протяженностью 1600 километров в направлении до Воркуты. В конце 1940 года уже функционировала линия от Котласа до Кожвы. Окончательно сдать дорогу в эксплуатацию предполагалось в 1945 году.

Начавшаяся война потребовала ускорить темпы строительства стальных магистралей в северном направлении и обеспечить стратегическую задачу выхода из угледобывающих районов Крайнего Севера. 28 декабря 1941 года из Воркуты в Москву отправился первый "угольный маршрут".

Сооружение моста через Печору и строительство участка Коноша – Котлас - Кожва велось быстрыми темпами, и уже в конце 1942 года Северо-Печорская железная дорога вступила в строй. Строительство 1600 километров стальных путей завершилось на три года раньше срока.

В Великую Отечественную войну железнодорожный транспорт Севера стал основной артерией, питающей войска Ленинградского, Волховского и Карельского фронтов. Железная дорога обеспечивала перевозки до блокадного Ленинграда, транспортировку грузов, доставляемых северными морскими конвоями, в глубь страны.

В целях увеличения охвата механизацией путевых работ на дороге, а также, руководствуясь приказом Министра путей сообщения № 646/Ц от 4 сентября 1947 года, утверждённым Государственной комиссией при Совете Министров СССР № 21 – 1323 от 28 апреля 1948 г. 20 июля 1948 года, была организована Путевая дорожная машинная станция (ПДМС) с местной припиской ст. Котлас. С 01.09.1948 года – Путевая дорожная машинная станция относилась к Печёрской железной дороге. С 13.07.1959 года - Путевая машинная станция № 114 Северной железной дороги – предприятие, относящееся к федеральной собственности. («Постановление Совета Министров СССР» № 748 Печёрская железная дорога объединена с Северной железной дорогой и переименована в Северную железную дорогу.)

Тогда преимущественно применялся в большей степени тяжёлый ручной труд.

Основная база находилась на станции Пырский, а работы по капитальному ремонту пути проводились по всей Северной железной дороге.

На место нахождения колонны выезжал рабочий поезд. Работники, приписанные к путевой колонне, жили в вагонах.

В теплушках жили по одному - два человека (холостяки). Им выдавалась мебель от организации. Семейным же предоставлялись классные вагоны, разделенные на две половины, в каждой из которых были кухня и комнаты. Каждая семья старалась сделать свое жилье уютным, покупали современную по тем меркам мебель, теле и радиоаппаратуру…

Отапливались и теплушки и вагоны углем, и топили их те, кто в них проживал.

В рабочем поезде был вагон-гостиница и вагон, где устроили библиотеку и склад для хранения спецодежды, постельных принадлежностей…

Так как на выездах были семьи, то вставал вопрос о детском садике, в котором бы находились дошколята, пока их родители трудились. И такой детский сад был организован в одном из классных вагонов, куда на работу направлялись воспитатели и нянечки. А школьников вывозили на автобусе в местную школу. Дети работников путевой колонны, например в 80-х годах, учились в школах Ломоватки и Удимы.

Продукты завозились раз в две недели из столовых и продуктовых баз ОРС-6 Северной железной дороги. В таком же режиме менялось постельное белье, и сдавалась в прачечную рабочая одежда. Для работников на перегоне было организованно горячее питание.

90-е годы.

В начале 90-х годов на станции Пырский были построены гараж и здание конторы, в котором так же находились магазин и медпункт, которые принимали у себя не только работников ПМС – 114, но и всех жителей станции.

На производственной базе построена баня с женским и мужским отделениями, между которыми находилась угольная котельная. Воду туда привозили цистернами.

Работникам, прописанным в вагонах ПМС – 114, стали давать квартиры в поселке Вычегодский и городе Котлас.

С 90-х - ПМС № 114 постепенно переходит на усовершенствованные технологии капитального ремонта пути – капитальный ремонт на железобетонных шпалах со скреплениями КБ. В связи с этим был переоборудован цех сборки рельсошпальной решетки, повышается профессиональный уровень работников. В связи с ростом объёмов работы Путевая машинная станция наращивает мощь. Строится повышенный путь для проведения ремонта путевой техники. Увеличивается количество стендов для сборки рельсошпательной решётки.

Увеличивается и парк автотранспортной и железнодорожной техники. С 01.04.1997года, в результате присоединения ПМС-114 к Сольвычегодскому отделению, стало именоваться Обособленное подразделение Путевая машинная станция - 114 Сольвычегодского отделения Северной железной дороги (Приказ № 50 от 08.04.1997г.).

С 01.05.2003 года - структурное подразделение Путевая машинная станция № 114 Дирекции по ремонту пути – филиала ФГУП Северная железная дорога (в результате передачи ПМС - 114 в состав Дирекции по ремонту пути, согласно Приказа № 39 от 30.04.2003 г.)

С 01.10.2003 года - структурное подразделение Путевая машинная станция № 114 Дирекции по ремонту пути Северной железной дороги – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (в связи с приватизацией имущества ФГУП «Северная железная дорога» МПС России путем внесения в уставной капитал ОАО «РЖД» (Приказ №1 от 09.10.2003 г.).

Основными задачами Путевой машинной станции 114 является выполнение ремонтно-путевых работ на сети железных дорог (капитального, среднего и подъемочного ремонтов пути, искусственных сооружений, по снегоборьбе и другим видам работ в путевом хозяйстве) с высоким качеством, обеспечивающим безопасность движения, и в сроки, предусмотренные в договорах.

В 2005 году к выполняемым задачам добавился стенд по сборке стрелочных переводов, и активно ведутся работы по укладке бесстыкового пути.

Самый длительный отрезок исторического пути предприятия во главе организации был Воляк Леонид Михайлович (30.10.1955 г. р.).

Родился 30 октября 1955 года в поселке Корытница Гродненской области (Белоруссия). В 1981 году закончил Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» и с 09.10.1981 г. начал свой трудовой путь в ПМС – 114 в должности неосвобожденного бригадира пути. В 01.12.1981 г. Был переведен на должность Дорожного мастера (ПР. 189 от 01.12.1981 г.). С 07.05.1984 г. – назначен Производителем работ (ПР. 45 от 07.05.1984 г.). С 27.04.1989 г. - АУР (Начальник ПМС-114) ПР. 39 от 06.05.1989 г.

Наши рекомендации