Тема 10. Методика проведения киноуроков
Целью киноурока является ознакомление учащихся с технически сложной информацией.
Структурно урок, на котором показывают учебный кинофильм, выглядит просто: нужно провести вступительную беседу о тематике и содержании киноленты, поставить один главный вопрос, просмотреть фильм, обсудить его.
Тематика учебных кинофильмов (10 минут одна часть) и кинофрагментов (5 минут) по трудовому обучению, созданных в основном в 1960—1980-е годы, тесно связана с действовавшими в то время государственными программами для начальной школы. Она включает фильмы о производстве бумаги, ткани, изготовлении изделий из глины, использовании древесины и металла в окружающей жизни, электромоделировании, правилах техники безопасности на уроках труда.
Например, в кинофильме «На деревообрабатывающем комбинате» учащиеся видели, как валят специальными механическими пилами лес, как и на чем вывозят хлысты (стволы, очищенные от веток и сучьев) к железной дороге или реке, как доставляют их на деревообрабатывающий комбинат. И сразу же на очищенной делянке подсаживают молодые деревца, восстанавливая вырубку. В десятиминутный фильм поместилась и распиловка бревен на доски, и сушка в специальных камерах и на воздухе, и изготовление древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит. И самое главное: в нем детально показан процесс изготовления бумаги из коротких поленьев (балансов) от их размола в крошку до получения непрерывной бумажной ленты. Такой фильм очень интересно посмотреть не только ребенку, но и взрослому.
Но это же обстоятельство (информационная насыщенность) создает затруднение учителю, поскольку непрерывный видеоряд не дает возможности ребенку остановиться и осмыслить какие-то фрагменты. Поэтому эмоциональная ценность просмотра, как правило, выше дидактической: все очень интересно, но запомнили только кое-что.
Это ставит перед учителем первую методическую задачу: самому заранее просмотреть фильм, выделить информацию, которую дети должны глубоко осознать и запомнить, определить базу для развития речи ребенка. Помочь в этом может кадроплан — сопровождающая краткая методическая информация к любой киноленте (описание видеоряда), хранящаяся в фильмотеке, выдающей киноленты для просмотра.
Вторая методическая задача — правильное построение киноурока. Поскольку в учебных комнатах для начальных классов на окнах нет затемнения, кинофильм может быть показан только в кабинете физики или кабинете химии, где есть и затемнение и киноустановка. Учащиеся, попав в незнакомый кабинет со множеством интересных для них предметов отвлекаются абсолютно на все, их внимание рассеивается. Поэтому очень полезно заранее рассказать о кабинете, в который мы пойдем «в гости смотреть кино», договорившись предварительно с хозяином кабинета, и накануне совершить туда пятиминутную «экскурсию». Это поможет существенно сократить отвлекающие моменты во время киноурока.
Как и на экскурсии, перед началом киноурока учитель проводит вводный инструктаж организационного содержания. В него входит и схема урока: «Сначала войдем, поздороваемся, рассядемся так, как покажет хозяин (имя и отчество) кабинета. Потом я немного расскажу вам, ребята, о фильме, потом мы посмотрим фильм, попробуем пересказать его, выделим самое интересное. Может быть, нам придется еще раз просмотреть его, если мы заметим не все, что нам было нужно. Получим задание на дом, поблагодарим хозяина кабинета и организованно вернемся в класс».
Следуя этой схеме, учитель на киноуроке кратко расскажет содержание видеоряда, поставив всего один вопрос. Например: «Разве можно вырубать лес, чтобы делать бумагу? Дерево ведь растет долго, а мы бумагу тратим быстро и много?»
Затем учащиеся первый раз смотрят киноленту.
По окончании мы ожидаем шум в классе, оживленный обмен информацией. В это время хозяин кабинета перемотает ленту, поскольку фильм будет показан еще раз на этом же уроке.
В ответ на поставленный перед просмотром вопрос мы бы хотели услышать, что в фильме очень здорово показано, как после вырубки идет специальный комбайн, который делает глубокую борозду, в которую просто втыкают маленькие (всего три веточки) елочки. Значит, новый лес будет расти сразу. И вырубают его (про это диктор говорит в фильме) специально там, где нужно проредить, оставшийся лес после этого хорошо растет.
И еще: бумагу нужно беречь, расходовать ее экономно, собирать макулатуру, потому что ее можно еще раз переработать в бумагу.
Первые же попытки связного пересказа содержания ленты обнаруживают, что дети не заметили очень многих важных моментов. Но поскольку общее представление уже есть, учитель предлагает уточняющие вопросы, ответить на которые можно будет, посмотрев кино еще раз.
• Что делают из древесины на деревообрабатывающем комбинате?
• Как получаются из ствола дерева доски, каждую отпиливают отдельно?
• Как делают фанеру?
• А бумагу из чего делают?
• А целлюлозу из чего и как получают?
• А как из целлюлозы сделают бумагу?
• Бумага сухая, а «бумажная каша» жидкая, с водой. Куда вода делась?
После этого дети смотрят фильм второй раз. При обсуждении результатов второго просмотра учитель должен получить от учеников следующие ответы:
Из древесины делают доски, фанеру, древесно-стружечные и древесноволокнистые плиты, бумагу, картон | |
Доски от ствола отпиливают очень интересно: ствол дерева двигается (ползет) прямо на несколько круглых, зубастых пил. Они отодвинуты друг от друга, все вместе вращаются. Целый ствол проедет от начала до конца через этот рядок пил и распадется на отдельные доски. | |
Фанеру склеивают из очень тоненького слоя древесины. Сначала длинный и ровный ствол распилят поперек на короткие куски (кряжи). А потом каждый кряж «размотают», как рулон обоев. Получится очень длинная сплошная лента. Она называется шпон. Шпон порежут на большие куски. А потом эти куски склеят между собой стопочкой, будто слоеный пирог. Поэтому фанера бывает и тонкая, и толстая. | |
Бумагу делают из целлюлозы | |
Чтобы получилась целлюлоза, древесину размелют в щепки, будут варить со специальными добавками, потом отцедят, опять поварят в чистой воде с отбеливателями, и опять процедят. | |
Бумагу делают — «выливают». В целлюлозу опять наливают воду, добавляют другие нужные вещества, и обязательно клей, варят и выливают на сетку-ленту, которая все время «бежит». | |
Сухая лента бумаги получается потому, что вся вода через сетку выливается, да еще бумажную массу сверху разглаживают-раскатывают валиками. И все время сверху дует горячий воздух, вот лента бумажная и высыхает. |
Заканчивается урок организованно. Как и планировалось раньше, учитель благодарит хозяина кабинета от имени всех учеников и дарит ему красивую игрушку, коллективно сделанную заранее к этому случаю. Домашнее задание учащиеся получают, вернувшись в свой класс. Дома нужно пересказать родителям содержание кинофильма, запомнить вопросы, которые они зададут. Их нужно будет обсудить на следующем уроке. Такое задание направлено на развитие речи ребенка, поскольку учебное время не позволяет расспросить каждого ученика прямо в классе.
Актуализация полученной информации тоже будет организована непосредственно на следующем уроке.
Мы найдем в своем классе пример использования древесно-стружечной плиты — крышку парты. Обсудим, почему ее поверхность цветная (это ламинат - специальная пластмасса, приклеенная для улучшения внешнего вида и эксплуатационных свойств), сообщим ученикам, что из таких плит делают самую разную мебель. Уточним, что на поверхность древесно-стружечной плиты может быть наклеен очень красивый шпон, который потом отлакируют.
Древесно-волокнистая плита тоже найдется в виде днища ящиков в учительском столе, фанера — непосредственно на рабочем месте учеников (сиденье и спинка стула). У фанеры мы пересчитаем хорошо различимые на срезе слои.
Чтобы закрепить знания о происхождении бумаги, рассмотрим в лупу (если нет своих, одолжим в кабинете трудового обучения девочек-старшеклассниц или у учителей физики или химии) разорванные наискось куски газетной бумаги и картона. Обнаружим, что волокна хорошо видны по месту обрыва в виде бахромы, а у картона даже на поверхности.