Театральное здание и зрительный зал
Театры ‑ древнейшие общественные сооружения едва ли не у всех народов мира. Современное театральное строительство впитало в себя, в неравной правда степени, и продолжает использовать различные формы театров прошлого. Античные открытые театры, театры с портальной глубинной сценой, родившиеся в эпоху Ренессанса, елизаветинский английский театр, различные формы народного театра служат истоками современных форм спектакля. Театральная архитектура в своей эволюции создала широкую панораму композиционно образных решений. Среди них немало шедевров, без знания которых проектировать сейчас театр трудно.
Театральная деятельность, развиваясь и усложняясь, распалась на много жанров, каждый из которых в большей или в меньшей степени может диктовать свои требования к зданию, его устройству, вместимости, образной характеристике и пр. Стали отчетливыми различия театров драматических, оперно-балетных, детских, кукольных.
Помещения театра делятся на два взаимосвязанных сложных комплекса: демонстрационный или сценический и зрительский. В сценическом комплексе спектакль или концерт подготавливается и осуществляется, в зрительском ‑ посетителей принимают, обслуживают, создают им наилучшие условия восприятия представления. Соотношения этих двух частей различно. Оно составляет 60-70%общей кубатуры здания и примерно такую же долю его стоимости.
Ядро демонстрационного комплекса ‑ сцена, ядро его зрительской части ‑ зрительный зал. Вместе они составляют основной сценографический узел, обе части которого нерасторжимо взаимосвязаны. Его устройство определяет основу композиции всего здания.
В демонстрационный комплекс театра, кроме сцены, входят: помещения театрального персонала, состоящие из группы артистических уборных и художественного руководства, группы административных помещений, вестибюля со своим отдельным входом, фойе, буфета, санузлов и пр., группа репетиционных залов и помещений, группа технических помещений по управлению спектаклем, светом, звуком, наблюдению за безопасностью и механизацией и т.п., группа мастерских ‑ живописных, столярных, костюмерных и т. п., сюда же может быть причислена подсобная буфета или кухня, склады объемных и скатанных декораций, бутафории, костюмов и пр. Расположение перечисленных помещений диктуется для каждого из них технологическими требованиями.
Зрительская часть. Включает кроме зрительного зала кассовый и входной вестибюли, гардероб, фойе, и кулуары, курительные, буфеты, туалетные. В некоторых случаях включаются помещения выставки или музея.
Иногда в театрах предусматривают отдельные изолированные подъезды для почетных гостей, отдельный подъезд должен быть предусмотрен для творческого и рабочего персонала, иногда выделяют отдельный вод в дирекцию и управление театром. Кроме того должен быть обеспечен подъезд и подвоз материалов ко всем мастерским, складам, кухне, или подсобной буфета и т.д., причем габариты автомобилей с объемными и скатанными декорациями длиной до 20м. требуют соответствующих разворотов. Противопожарные нормы требуют обеспечения подъезда пожарных машин со всех сторон здания театра. Главный фасад здания должен отступать от красной линии застройки не менее чем на 30м что позволяет создать перед входами буферную зону, которая служит для рассредоточения зрителей при эвакуации. Около здания или в подземном уровне, должна быть обеспечена стоянка для легковых автомобилей и автобусов из расчета 1 машина на 10 зрителей или работников театра. Площадь стоянок принимается 30м2 на легковой автомобиль (вместе с проездами). При расположении автостоянок под землей желательно устройство теплых выходов из них непосредственно в вестибюли для зрителей и работников театра.
Поскольку помещения театра в подавляющем большинстве не требуют дневного света, не исключена возможность устройства театра целиком под землей.
В крупных городах театрально ‑ зрелищные здания иногда группируются в зрелищные или культурные центры. Классическим примером может служить постройка трех театров в Москве на Театральной площади. В Линкольн центре Нью-Йорка три здания ‑ оперного и драматического театров и концертного зала ‑ дополнены зданием театрального училища, для которого театрально-концертные сцены служат своеобразной производственно-лабораторной базой. Создание в городе культурного центра, обладающего наряду с центрами торговыми, административными, спортивными и другими своими индивидуальными чертами, обогащает и разнообразит жизнь и структуру города. Группа зрелищных зданий может создать заметный и важный градостроительный узел даже в окружении жилых массивов.
Театральная сцена и зрительный зал
В истории театра сложились две основные системы организации театрального действия. Одна, идущая от античности, объединяет зрителей и театральное действие в объеме единого зала. Зрители при этом располагаются с трех сторон открытой сценической площадки. Устройство выхода для актеров и установка декораций возможны только у задней стены. Другая идущая от ренессанса и барокко, отделяет рамой портала действие на глубинной сцене от зрительного зала.
Практика театрального проектирования и строительства последующих эпох, особенно 20 в., богата непрекращающимися попытками создания различных форм сценического показа, кроме открытой и глубинной портальной сцен. Здесь прежде всего надо сказать о сцене-арене, подобно цирковой арене со всех сторон окруженной зрителями. Существуют попытки создания кольцевой сцены, охватывающей зрительный зал. Известны и некоторые промежуточные решения сценического узла (например трехпортальные или панорамные сцены).
Современная техника позволяет добиться трансформации сопряжения сцены со зрительным залом и даже изменения их формы и размеров в зависимости от постановочных нужд. Настойчивые поиски максимального мобильного решения основного сопряженного ядра театра — сцены со зрительным залом характерны для нашей эпохи. В течении более трех столетий портальная сцена получила преобладающее распространение в проектировании и строительстве театров.
Портальная или глубинная театральная сцена и зрительный зал. Общепризнанное преимущество портальной сцены состоит в том, что она создает наиболее широкие возможности замены декораций, среди которых происходит театральное действие. Спектакль развивается в иллюзорной среде декораций, проще становится применение различных аксессуаров, обостряющих восприятие действия. Портальный проем позволяет при помощи специального огнезащитного занавеса создать необходимую защиту зрителей от пожара на сцене. Недостатком этой системы является ограниченность общения со зрителем, так как действие происходит за порталом, в другой среде, и спектакль воспринимается зрителем как зрелище в котором он не принимает непосредственного участия.
Основным параметром, определяющим габариты и форму глубинной сцены, как и зрительного зала, является размер игровой площадки. Практика показывает, что активное действие большинства драматических спектаклей происходит на площадке шириной от 8 до 14 м и глубиной от 5 до 10 м. Уменьшение этих размеров ведет к невозможности организации даже самого простого спектакля. Увеличение же их, особенно глубины, затрудняет зрительное и слуховое восприятие игры актера с последних мест зрительного зала. Размеры сцены для музыкальных театров с участием балета определяются теми же соображениями, но игровая площадка должна быть не менее 12 х, 12 м, что влечет за собой соответствующее увеличение остальных размеров сцены. Исходя из размеров игровой площадки назначаются размеры портального проема, ширина которого в свою очередь определяет форму зрительного зала. Обычно ширина портала в драматическом театре составляет 10-14 м, в оперно-балетном ‑ от 14 до 16 м.
Ширина сцены складывается из ширины игрового пространства, или портала, и боковых пространств, достаточных для размещения специальных устройств, декорирующих боковые стороны сцены (кулис), объемных декораций, мест для накопления актеров, размещения световой аппаратуры и т.д., Обычно ширина сцены должна не менее чем в два раза превышать ширину портального отверстия. Глубина сцены определяется необходимостью создания в ряде спектаклей иллюзорных перспективных пространств, расположением писанных декораций, которые оптимально воспринимаются с расстояния примерно 20 м от первого ряда зрителей, а также рядом других факторов, связанных с принятой системой механизации планшета сцены. На практике глубина сцены делается в 1.5 раза более ширины портала. Высота сцены должна позволять устраивать павильоны с объемными декорациями в несколько уровнях и применять живописные задники (завесы), верхний край которых при расположении их в глубине сцены не должен быть виден из центра зала под рамой портала. Высота задника принимается в полторы высоты портала. Сменяемые задники поднимаются в верхнюю часть сцены.
Глубинная сцена, как правило, оборудуется колосниками и подъемниками ‑ устройствами для быстрой смены декораций. Колосники, ограничивающие высоту сцены, представляют собой решетчатый настил, подвешенный к нижнему поясу ферм или ниже его на 2-2.5 м. Над колосниками укрепляются блоки, к которым подвешиваются тросы подъемов, поднимающих или опускающих декорации. Ручные или механические подъемы для вертикальной транспортировки декораций к колосникам имеют противовесы, скользящие по направляющим, укрепленным на боковых стенах сцены. Высота сцены (в глубине) до колосников определяется из расчета полного подъема задника и равна двум высотам этого задника или трем высотам портального отверстия. В верхней части сценической коробки хранятся в подвешенном состоянии писанные (плоские) декорации текущего репертуара. На высоту сценической коробки влияет также огнезащитный железный занавес, защищающий портальное отверстие от зрительного зала. Он как правило, располагается над порталом сцены или над барьером оркестровой ямы, и в случае возникновения пожарной опасности автоматически опускается и изолирует зал от сцены.
Сценическая коробка оборудуется по периметру рабочими галереями через каждые 2.5-3 м высоты. Для работы на галереях и колосниках должны быть предусмотрены специальная лестница и подъемник.
Кроме основной сцены для ускорения смены оформления спектакля предусматриваются боковые, нижняя и задняя сцены.
Боковые сцены (карманы) служат для размещения в них передвижных платформ ‑ фурок, на которых заранее подготавливаются объемные декорации следующего действия. Размеры фурок принимаются равными игровой площадке или ее половине. Из боковой сцены производится накатка целой или половинных фурок с обеих сторон главной сцены. Карманы могут располагаться либо по обе стороны сцены, что удобнее, либо с одной стороны. Проемы, соединяющие карманы с основной сценой, должны быть не ниже портала и на 2 м. ниже накатной фуры.
Нижняя сцена ‑ трюм также используется для ускорения смены декораций и создания сценических эффектов. По площади он равен игровой площадке. В трюме размещаются устройства для механизации планшета сцены. Наиболее простым и универсальным типом такой механизации для драматических театров является врезной или накладной вращающийся круг, диаметр которого должен позволять располагать на нем две или более объемные декорации для различных сцен спектакля. Обычно диаметр круга составляет не более 1.4 ширины портала, но не менее его ширины. Круг позволяет производить почти полную смену декораций даже на глазах у публики, и поэтому наиболее часто употребляется в драматических спектаклях. В музыкальных же театрах врезной круг, как правило, не устраивается, так как он мешает исполнению балетных номеров. Вместо него планшет оборудуется сложной системой подъемно ‑ опускных площадок.
Для увеличения маневренности и отчасти для постановочных целей основную сцену часто дополняют задней сценой или арьерсценой. Ширина ее принимается равной ширине игрового пространства (на 3-4 м. шире портала), а глубина ‑ близкой к глубине игровой площадки сцены (от 6 ‑ до 15 м.). Арьерсцена служит также для размещения в ней аппаратуры для проекции на просвет, а иногда для размещения площадки со врезным кругом, который накатывается в этом случае на игровую часть главной сцены сзади. Сочетание главной сцены с дополнительными пространствами со всех четырех сторон (с трех сторон в плане и снизу) придает сцене максимальную мобильность и как правило, удовлетворяет основным требованиям постановки спектакля на глубинной сцене.
Однако при постановке целого ряда спектаклей возникает необходимость в дополнительной площадке в самом зрительном зале перед занавесом (в так называемом просцениуме). Периодический вынос действия непосредственно в зрительный зал приближает к зрителю объект наблюдения, а это изменяет условия видимости из всех рядов зрительного зала.
Построение зрительного зала тесно связано со сценой и с принятой организацией сценического действия. Театральный зрительный зал должен создавать максимальный комфорт всем зрителям, обеспечивать им хорошую видимость и слышимость происходящего на сцене.
Форму и размер его определяют ряд факторов. Мимику актера считают различимой при удаленности зрителя в драматическом театре на 25 м, а в оперно ‑ балетном, где большее значение имеет восприятие общих движений актера, на 32 м. от красной линии. Красной линией сцены называется проекция внутренней грани портала сцены на ее планшет. Эти условия определяют предельную удаленность зрителя и максимальную вместимость зрительных залов. При глубинной сцене, независимо от приема размещения зрителей в зале, это не более 1200 мест в драматическом театре и не более 1800 в музыкальном и оперно-балетном.
Для удовлетворительной видимости недостаточно приближения зрителя к сцене. Не менее важно обеспечить необходимое превышение его зрения над головами впереди сидящих. По нашим нормам оно должно быть не менее 6 см. Допускается уменьшение превышения до 4 см. на балконах и ярусах.
Театральное действие, происходящее за порталом в глубиной сцене, полностью и беспрепятственно воспринимается с тех мест, которые расположены в плане в прямоугольнике шириной, равной ширине портала. Условия видимости принято считать также приемлемыми на местах, расположенных в пределах горизонтального угла, стороны которого касаются краев портального проема и пересекаются на оси сцены и не превышают 35 градусов для драматических и 30 для музыкальных спектаклей. Различная величина угла объясняется различной глубиной игровой площадки в драматических и оперно-балетных постановках.
По тем же условиям видимости места должны располагаться в пределах вертикального угла, верхний предел которого обычно нормируется в 30 градусов но не выше портальной рамы. Построение этого угла ведется на ноги актера стоящего на красной линии сцены.
За пределами указанных углов, как показывает практика, действие искажается резким ракурсом, и значительная часть сцены скрыта от глаз зрителей.
Различают два основных типа зрительного зала ‑ ярусный и амфитеатр. Наибольшее приближение зрителей к сцене дает многоярусный зал. Однако при чрезмерном количестве ярусов (4-5), доведенных к тому же по боковым стенам до портальной стены, большая часть мест находится за пределами приемлемых условий видимости. Лучшей видимости удается добиться в залах с двумя-тремя ярусами, расположенными только у задней стороны зрительного зала. Основным недостатком многоярусного зала остается сложность вертикальных коммуникаций для зрителей и необходимое для этого увеличение площадей и объемов здания. При амфитеатральном зале все зрители располагаются на одной поверхности партера и амфитеатра, т.е. сравнительно невысоко от планшета сцены. Загрузка зала и эвакуация зрителей при этом значительно упрощаются. Ряд постановщиков (особенно драматических спектаклей) считают одним из достоинств амфмтеатрального зала также то, что такое расположение зрителей усиливает их контакт с актером. Однако задние места, расположенные в едином партере ‑ амфитеатре в зале вместимостью более 600 мест, оказываются слишком удаленными от сцены, и действие в глубине сцены становится плохо видимым и слышимым.
Из сказанного можно сделать вывод что для театров малой вместимости (до 600 мест) более желателен зал в виде амфитеатра, а для театров большей вместимости ‑ балконного или ярусного типа, что однако нельзя считать правилом. Решение следует принимать в каждом случае в зависимости от авторского замысла.
Театральные залы строятся с искусственным освещением и вентиляцией. Кроме того, зал должен быть оборудован специально регулируемым освещением сцены со стороны зрительного зала софитами а также боковым светом из щелей в стене или осветительных лож. Наилучшей позицией источников такого света признается такая, при которой лучи света падают на сцену под углом около 60 градусов к горизонту.
Залы оборудуются и специальными помещениями или ложами для управления и наблюдения за спектаклем ‑ светопроекционной, теле, радио, иногда киноаппаратами и пр. Располагаются они обычно на задней стене над зрительскими местами. Эвакуация их персонала и связь со сценой предусматривается по особым изолированным лестницам через чердак или подвал. В некоторых случаях допускается устраивать выходы непосредственно в фойе.
Площадь зрительских мест зала (не считая просцениума и оркестровой ямы), т.е. площадь занимаемая креслами и проходами, ориентировочно можно принимать от 0.7 до 0.8 м. 2 на одного зрителя. Площадь ярусов и балконов подсчитывается отдельно по той же норме.
Другие виды сцены и зрительного зала
Наиболее близкими к портальной сцене по своему устройству являются трехпортальная и панорамная сцены ‑ редко используемые виды сцен со значительно расширенным портальным отверстием. Постановочный эффект на таких сценах в сравнении с обычной портальной можно уподобить широкоформатному экрану по сравнению с обычным. Устройство же сцены здесь принципиально сходно с обычной портальной.
При панорамной, как и при трехпортальной сцене надо стремиться к достижению видимости со всех мест зала боковых участков сцены, хотя бы на глубину 2 ‑ 3 м. Ширина зрительного зала при этом может быть увеличена, пределом же расширения надо считать просматриваемость с боковых мест противоположных стен глубинной сцены: маскировать их кулисами становится трудно.
Известны попытки режиссеров и театральных архитекторов создавать кольцевую сцену, охватывающую зрителей со всех сторон, что нужно рассматривать как стремление расширить о предела обозреваемую сферу. На разных участках кольца сцены подготовлено оформление разных мизансцен, кольцевая сцена вращается вокруг круглого в плане диска зрительских мест, или последний вращается внутри неподвижной сцены. Кольцевая сцена позволяет быстро менять обстановку действия вплоть до непрерываемого движения ее на глазах зрителей. Кроме того, зритель оказывается как бы охваченным действием, происходящим вокруг него, что увеличивает эффект присутствия. Однако такой планировочный прием таит в себе немало трудностей, особенно при вращающихся местах зрителей. Трудности эти касаются в основном попадания зрителя на свое место и его эвакуации, а также транспорта декораций в требуемую точку кольца сцены. В зрительный зал с колцевой сценой можно войти только через люки снизу, где должны находиться фойе и вестибюль. Проход в него осуществляется под сценой. Наличие под ней трюма еще сильнее усложняет пути движения зрителей. При вращающемся же амфитеатре зрительских мест планировочное решение усложняется необходимостью создать свободную эвакуацию зрителей из зала через кольцевую платформу ‑ дебаркадер, или «берег». Очевидно монтаж картин предстоящего спектакля должен готовится до его начала или в антрактах, когда нужные участки кольцевой вращающейся сцены сопрягаются с местом подачи дежурных декораций и бутафории. При неподвижной кольцевой сцене зарядка картин может происходить с верхней и с нижней кольцевых сцен даже во время действия. Отсутствие разработанных приемов решения всех этих задач препятствует внедрению кольцевой сцены на практике. Летние же театры под открытым небом с вращающимися амфитеатрами зрительских мест существуют и функционируют.
В современной практике театрального строительства получает распространение и другой путь преодоления известной отчужденности зрителя от действия протекающего за портальной рамой. Таким путем режиссеры считают открытую трехстороннюю, или просцениумную сцену, ведущую свою родословную от античного, греческого театра. Театральное действие при этом приближено к зрителям, и они могут воспринимать его как объемное, происходящее среди них и вовлекающее их в активный контакт с актером. Просцениумные сцены с частичным охватом места действия зрителями позволяют играть актерам на фоне декорации и производить смену декораций с помощью вращающегося круга или накатных фурок на задних планах сценической площадки. Встречается много видов таких сцен, начиная от сцены с небольшим просцениумом, который периодически создается внутри зрительного зала театра с глубинной сценой, и кончая обширным просцениумом на весь размер игровой площадки, когда от глубинной части сцены остается только фоновая стена, откуда выходят актеры и начинает развиваться действие. На таких сценах можно использовать декорации, поэтому портальное отверстие, несмотря на его большой размер и криволинейную форму, должно быть, как в обычной глубинной сцене защищено огнезащитным занавесом подъемно ‑ опускного или иного типа.
Пределом развития идеи включения театрального действия непосредственно в среду зрителей нужно считать сцену ‑ арену, подобную цирковой арене. Радикальному изменению подвергается при этом построение и оборудование сценического пространства: исчезают боковые и задняя стены, а иногда и верхняя и нижняя стены. При сцене ‑ арене практически остается только игровая площадка. Размер сцены для этих спектаклей совпадает с размером игровой площадки и ее диаметр равен 7-8 м., а при квадратной площадке сторона равна 6-7 м.. На такой сцене актер попадает на сценическую площадку через специальный проход, или снизу, из трюма или просто из публики, а немногие элементы реквизита и бутафории поступают либо снизу же, либо сверху, что, конечно, сильно ограничивает постановочные возможности. Зато, по мнению приверженцев сцены этого вида, эффект присутствия зрителя и его как бы участие в действии при таком решении ‑ наибольшие. Открытая сцена, получившая распространение главным образом в американских университетских театрах, подходит больше всего для драматического действия. Особо важное значение здесь приобретает освещение сцены, так как свет становится основным элементом оформления спектакля. Источники света устанавливаются над всей сценой и вокруг зрительного зала.
При сцене ‑ арене актер с некоторых мест зала воспринимается и на фоне зрителей. Зрители за спиной актера требуют специальной организации сценического пространства и специфических приемов игры актеров, а размещение декораций (бутафории) внутри зрительного зала повышает требования к пожарной безопасности.
При сцене с развитым просцениумом условия обозрения меняются, что влечет за собой изменения формы зрительного зала. Возрастает свободный периметр просцениума. Вдоль него в непосредственной близости от актеров можно разместить (с трех сторон) большое число зрителей, сто позволяет при той же вместимости зала приблизить последний ряд зрителей к сцене. Чем больше угол охвата зрителями сцены, тем меньше будет удаленность зрителя от красной черты сцены, тем лучше, естественно, видны и слышны актеры. Так при сцене ‑ арене, когда зрители целиком охватывают игровую площадку, и при обычной вместимости зала в драматических театрах расстояние от кромки сцены уменьшается до 10-12 м.
Наиболее простым при просцениумных сценах и сценах ‑ аренах является амфитеатральный зал, но не исключено, конечно, и применение ярусов и балконов при условии соблюдения достаточной видимости актера (его ног) на переднем крае сцены. Требования к планировке зрительских мест и к объемно-планировочной структуре в театрах со сценами неглубинного типа принципиально совпадают с требованиями, изложенными раньше. Однако вслед за изменением формы сцены и условий восприятия действия изменяется и форма зала. Отсутствие достаточно обоснованных нормативов не позволяет на данном этапе дать конкретных рекомендаций.
Вынос действия в зал влечет за собой расширение угла, ограничивающего боковые места. Можно считать, что места в зале с сильно вынесенным просцениумом и трехсторонним размещением зрителей ограничиваются сторонами угла, вершина которого лежит у задней стены сцены. Таким образом, чем шире зал, тем меньше глубина сцены (точнее глубинная ее часть).