Сбор сведений через очевидцев пожара. Изъятие и истребование документов
Получение первой информации и показаний от очевидцев пожара.Такие действия на месте пожара, как наблюдение за особенностями горения и тушения, осмотр территории и т. д., представляют собой разные формы первоначального сбора доказательств, необходимых для установления причины пожара. В данном же случае мы имеем в виду сбор во время пожара сведений через присутствующих на пожаре лиц: пострадавших от пожара, случайных очевидцев его, местного персонала, работников пожарной охраны и т. д.
Необходимо установить и взять на учет всех лиц, обнаруживших пожар, первых очевидцев пожара. Оказавшись участниками или очевидцами события, они располагают о нем различными сведениями, могут иметь суждения о причине пожара и оказать расследованию определенную помощь. Выявление таких данных составляет своего рода искусство. Результаты этой работы во многом зависят от конкретной обстановки пожара, опытности исполнителя, его умения держать себя и разговаривать с людьми. Необходимо учитывать, что за исключением работников пожарной охраны и представителей органов следствия, которые по роду своей работы очень часто бывают связаны с пожарами и другими аварийными случаями, для остальных пожар — чрезвычайное происшествие. Для некоторых он, кроме того, связан с материальным ущербом и другими, подчас еще более тяжелыми последствиями. Об этом обстоятельстве нужно помнить. Отсутствие необходимого такта, резкость при разговоре, особенно с пострадавшими, так же как и с лицами, несущими ту или иную ответственность за пожар, может не дать желаемого и возможного результата.
На пожаре чаще всего такие беседы вначале носят неофициальный характер. Однако сотрудник должен стремиться понять и выяснить: кто его собеседник, каково его служебное или иное отношение к объекту, на котором произошел пожар, а также к событиям, связанным с этим пожаром. Путем прямых или наводящих вопросов, справок через других лиц на эти вопросы необходимо иметь ответы. Тогда легче найти правильный подход к собеседнику, представить, какую часть интересующего дела он в состоянии осветить и под каким углом зрения. Это поможет правильнее оценить степень объективности и достоверности полученных данных.
Практика показывает, что при возникновении пожара на предприятиях иногда наиболее точные и объективные сведения об их причине высказывают не представители администрации, а рядовые работники, которые ближе связаны с оборудованием, лучше знают обстановку на том или ином участке, отдельные неполадки и неисправности. Известно много примеров, когда установлению причин пожаров на промышленных объектах главным образом содействовали рабочие.
Важной особенностью высказываний и показаний, сделанных во время пожара, является их относительно большая объективность. Сказывается воздействие специфической обстановки внезапно возникшего пожара. В это время очевидцы пожара не всегда задумываются над последствиями высказанных ими мнений и сообщенных сведений для их знакомых, родственников, сослуживцев и для себя лично. В этом смысле свежие впечатления очевидцев представляют большую ценность.
Сведения, получаемые во время пожара, как правило, затем следует подкреплять письменными объяснениями, оформлять протоколами допроса (если возбуждено уголовное дело) или иным процессуальным путем. Полученные сведения лучше оформлять сразу, как только позволит обстановка. Допущенная задержка затем может осложнить дело.
В одном из сельских районов сгорел магазин сельпо. Причина пожара и в начале и позже (по данным пожарно-технической экспертизы) была очевидной: произошла вспышка керогаза, оставленного без присмотра в коридоре сотрудницей бухгалтерии, проживающей в здании магазина. Многие были свидетелями того, как она в момент обнаружения пожара кричала «керогаз, керогаз, я теперь пропала!». Вспышки керогаза она не отрицала на протяжении всего периода пожара. Однако ни райпожинспектор, ни работники милиции, бывшие на пожаре, в это время ее показаний не оформили. На другой день, когда на место прибыл дознаватель управления пожарной охраны, виновная в возникновении пожара встала на путь упорного отрицания всех фактов, связанных с причиной пожара. Это осложнило его расследование.
Учет поведения отдельных лиц во время пожара. Во время пожара полезно обращать внимание на поведение отдельных лиц. Впоследствии, в ходе дальнейшего исследования пожара, некоторые поступки могут найти объяснение в связи с причастностью этих лиц к причине пожара.
С активным участием виновников пожара в его тушении можно встретиться особенно в тех случаях, когда пожар является результатом неосторожности и не связан с умышленными действиями. В последнем случае нередко бывает наоборот. Злоумышленник может явиться к месту происшествия одним из последних, демонстрируя этим свою «непричастность» к пожару.
Известны факты, когда во время пожаров на складах, в торговых предприятиях, возникающих в результате поджогов с целью сокрытия недостач, материально ответственные лица—поджигатели— препятствовали эвакуации материальных ценностей под предлогом опасения, что товары «могут расхитить».
Конечно, этот пример не следует обобщать на все случаи пожаров, возникающих на подобных объектах.
Контакт с личным составом пожарных подразделений.При исследовании причины пожара во время его тушения большое значение может иметь информация личного состава пожарных подразделений. Признаки горения, особенности его, условия, место более активного развития пламени и другие сведения, характеризующие обстановку к моменту прибытия пожарных, могут оказаться весьма существенными для правильного расследования дела. Данные, например, о признаках попадания электрического напряжения на оборудование помещений и конструкции здания, о найденных различных предметах и устройствах, могущих явиться причиной пожара или средством осуществления поджога, о состоянии запоров, поведении отдельных лиц — все это может иметь решающее значение для правильного установления причины пожара.
Однажды личный состав пожарной команды, прибывшей на пожар табачного склада, застал персонал склада в глубоком отчаянии в связи с возникшим пожаром, хотя никаких мер при наличии средств пожаротушения не было принято, а также не было сообщено по имеющемуся на складе телефону о пожаре. В данном случае личный состав пожарной команды явился свидетелем своеобразного проявления умышленного бездействия местных работников, направленного к уничтожению огнем склада. Склад ими был подожжен с целью сокрытия недостачи после того, как стало известно о предстоящей ревизии.
Вместе с тем, используя данные пожарных подразделений, не обходимо проявлять так же, как и во всех других случаях, разумную осторожность. В подавляющем большинстве случаев информация пожарных работников наиболее квалифицированна и объективна. Однако практика обязывает относиться критически и к таким сведениям, особенно если руководители пожарных подразделений несут ответственность за пожарную профилактику и состояние пожарной службы на объекте, на котором произошел пожар. Отдельные работники городских пожарных частей иногда бывают склонны преувеличивать размеры пожара к моменту прибытия их на место, особенно в тех случаях, когда в результате пожара произошли значительные разрушения или убытки.
Устанавливающий причину пожара должен уметь поддерживать необходимый деловой контакт со всем личным составом пожарных подразделений.
Изъятие документов. Принимая все возможные меры по установлению причины пожара еще в процессе его тушения, сотрудник, ведущий работу, исходя из обстоятельств пожара и своего опыта, должен себе представить, хотя бы ориентировочно, дальнейшую перспективу дела. Последующее, более развернутое изучение всех обстоятельств может потребовать использования и приобщения к делу различной технической и служебной документации, характеризующей объект, на котором произошел пожар, состояние технической эксплуатации оборудования, несения службы местной охраной и её организацию и т. д. К таким документам могут относиться генеральные планы объекта; строительные чертежи; схемы водоснабжения, силовой и осветительной электросетей, систем центрального отопления; технологические инструкции и карты; журналы эксплуатации энергохозяйства и т. д. В числе документов, характеризующих организацию и состояние пожарной и других видов охраны, можно назвать журналы наблюдения за противопожарным состоянием объекта, учета огнеопасных работ, журналы для записей принятых по окончании рабочего времени производственных, складских и служебных помещений, дела с актами инспекторских проверок, инструкциями и т. д.
В целях лучшего сохранения всю служебную документацию местной охраны рекомендуется изымать еще во время пожара. Изъятие должно быть оформлено в установленном процессуальном порядке. Такая же мера должна быть применена и в отношении эксплуатационных журналов дежурных электриков, котельной и т. д. В последнем случае должны быть приняты необходимые меры по изъятию или сохранению диаграмм самопишущих контрольно-измерительных приборов, регистрирующих, например, давление пара в котлах, если имеются хотя бы малейшие признаки возможной связи причины пожара с системой теплоснабжения. Если в результате пожара были повреждены емкости, находившиеся под давлением, необходимо изымать графики регистрации давления в таких емкостях. Известны случаи, когда отсутствие необходимой оперативности лишало следствие существенных доказательств по делу, так как страницы котельных журналов на дату пожара местными работниками вырывались. Вопрос о приобщении изъятых материалов к делу может решаться позже с учетом обстоятельств дела и мнения соответствующих экспертов.
Во избежание излишней потери времени в дальнейшем, связанной с подбором, а иногда и со специальным изготовлением местной администрацией необходимой строительно-технической, технологической и т. п. документации, соответствующие указания целесообразно давать немедленно в ходе установления причины пожара на месте, как только перечень таких материалов станет ясен, хотя бы в отношении некоторых документов.
Опыт такой работы показывает, что очень часто имеющаяся на месте документация является устарелой, не соответствует фактическому состоянию объекта и требует значительных исправлений. Их необходимо срочно внести с участием лиц, знающих действительную обстановку, а также лиц, отвечающих за подлинность материалов.