Геодезические работы при монтаже оборудования
8.5.1Для геодезического контроля монтажа оборудования необходима следующая документация:
— планы осей здания, фундаментов, расположения оборудования, конструкций;
— разрезы характерных частей фундаментов и оборудования;
— схемы исполнительной съемки фундаментов под оборудование и других опорных поверхностей;
— схема разбивочной сети на опорных поверхностях.
8.5.2Перед началом монтажа оборудования на его грани, плоскости и сферические поверхности наносят установочные риски, фиксирующие геометрические оси, высоты и центры симметрий.
8.5.3Контроль планового положения монтируемых элементов оборудования осуществляют линейными промерами от плоскостей и осей монтируемых элементов до осей, нанесенных на фундаменте.
8.5.4В соответствии с требуемой точностью монтажа контроль взаимного положения монтируемых элементов в плане осуществляется шаблонами, концевыми мерами, металлическими или лазерными рулетками и теодолитами методом бокового нивелирования.
8.5.5Горизонтальность плоскостей проверяют методом геометрического или гидростатического нивелирования с использованием приборов соответствующей точности или специальных контрольных уровней.
8.5.6При монтаже большого количества сложного оборудования промышленных предприятий (прокатные станы, доменные печи и т. д.) в ППР должны быть разделы, описывающие контроль монтажа.
8.5.7Монтаж подкрановых балок подготавливают по материалам исполнительной съемки верха колонн на отклонения относительно разбивочных осей и отметок консолей.
Толщину подкладок (металлических пластин) под балки на косолях вычисляют как разность наивысшей отметки консоли и отметки данной консоли.
Если по материалам исполнительной съемки установлено, что поперечное отклонение верха колонн относительно продольной оси не превышает допускаемых величин, то на консолях торцевых колонн наносят риски оси подкрановых балок на проектном расстоянии от грани колонны с учетом поправки на фактическое отклонение колонны.
Относительно рисок на торцевых консолях ось подкрановых балок можно выносить с помощью струны, теодолита или лазерного прибора.
8.5.8 При разбивки оси подкрановых балок и оси рельсов относительно струны, ее подвешивают на скобах, укрепленных на противоположных стенах здания. На скобах насечками закрепляют разбивочную ось. На консоли ось переносят от струны с помощью отвеса.
8.5.9Для разбивки оси подкрановых балок и оси рельсов с помощью теодолита или лазерного прибора, расположенного на монтажном горизонте, необходимо подготовить площадку для работы
с прибором и с ограждением для безопасного труда геодезиста. Штатив или консоль под прибором должны опираться на специальные устойчивые конструкции площадки. Прибор центрируют над разбивочной осью. Визирный или лазерный луч направляют на знак закрепления оси в противоположном торце здания. На консоли колонн ось проецируют наклонным лучом при двух положениях вертикального круга теодолита.
8.5.10При расположении теодолита на полу цеха точки створа оси подкрановых балок обозначают на полу промерами от рисок и знаков продольной разбивочной оси. Над точкой центрируют прибор, ориентируют зрительную трубу по створу и вертикально проецируют на край консоли точки при двух положениях вертикального круга.
8.5.11При монтаже балок на большой высоте, когда использование теодолита ограничено недопустимыми погрешностями проецирования с пола или ограничено условиями оптической видимости, осевые точки на монтажный горизонт проецируют с помощью оптических или лазерных приборов.
8.5.12Выверка планового положения подкрановых балок проводится после их монтажа и временного закрепления. Применяются геометрически наиболее простые методы: относительно струны или с помощью теодолита или лазерного визира в комплекте с маркой.
Измеряют расстояния в пролете между осевыми рисками параллельных рельсов с помощью компарированной рулетки или лазерной рулетки.
Высотное положение балок определяется геометрическим нивелированием.
При недопустимых отклонениях балки рихтуют в плане и по высоте и окончательно закрепляют на консолях.
8.5.13Исполнительная съемка подкрановых балок в плане производится относительно повторно вынесенной их продольной оси, а по высоте — нивелированием поверхности балок в местах опирания на консоли.
8.5.14При выполнении геодезической выверки при монтаже рельсового пути, ось рельса выносят на опорную поверхность балки со смещением на половину ширины основания рельса. Рельсы укладывают по рискам смещенной оси и временно закрепляют. Прямолинейность рельсов проверяют с помощью теодолита, центрированного над головкой рельса по его оси в начальной точке рельсовой нитки. На дальний конец рельса устанавливают постоянную марку со шкалой, нуль которой помещают над центром головки рельса посредством упора. Визирный луч теодолита ориентируют по нулевому делению марки. Затем переносную марку устанавливают напротив каждой колонны и наклонным лучом теодолита по ее шкале определяют величины горизонтальных отклонений рельсов от створа.
Относительно горизонтального луча нивелира или лазерного пучка проверяют горизонтальность рельса.
При необходимости рельсовую нитку рихтуют.
Плановое положение второй нитки рельсов и соблюдение проектного расстояния между обоими рельсами проверяются линейными промерами от первой нитки. По результатам промеров рихтуют вторую нитку в плане. Относительно горизонтального луча нивелира рельсы рихтуют по высоте.
8.5.15Исполнительную съемку подкрановых путей производят по головкам рельсов после пробной прогонки мостового крана.
8.5.16Для монтажа подкрановых конструкций применяют точные теодолиты, нивелиры, электронные тахеометры, лазерные приборы, специальные визирные марки и другие приспособления.