Прочитайте рассказ К. Паустовского.

СЛУЧАЙ В МАГАЗИНЕ АЛЬШВАНГ А

Зимой 1921 года я жил в Одессе, в бывшем магазине готового платья «Альшванг и компания». Я работал тогда секретарём в газете «Моряк». В ней вообще работало много молодых писателей, в том числе Катаев, Багрицкий, Бабель, Олеша и Ильф. Из старых, опытных писателей часто заходил к нам в редакцию только Андрей Соболь - милый, всегда чем-нибудь взволнованный, неусид чивый человек.

Однажды Соболь принёс в «Моряк» свой рассказ, раздёрганный, спутанный, хотя и интересный по теме и, безусловно, талантливый. Все прочли этот рассказ и смутились: печатать его в таком небрежном виде было нельзя. Предложить Соболю исправить его никто не решался. В этом отношений Соболь был неумолим - и не столько из-за авторского самолюбия (его-то как раз у Соболя почти не было), сколько из-за нервозности: он не мог возвращаться к написанным своим вещам и терял к ним интерес.

Мы сидели и думали: что делать? Сидел с нами и наш корректор, старик Благов, бывший директор самой распространённой в России газеты «Русское слово », правая рука знаменитого издателя Сытина.

Поздним вечером в магазин к нам пришёл Благов.

- Вот что, - сказал он.- Я всё думаю об этом рассказе Соболя. Талантливая вещь. Нельзя, чтобы она пропала. У меня, знаете, как у старого газетного волка, привычка не выпускать из рук хорошие рассказы.

- Что же поделаешь! - ответил я.

-Дайте мне рукопись. Клянусь честью, я не изменю в ней ни слова. Я останусь здесь и при вас пройдусь по рукописи.

- Что значит «пройдусь»? - спросил я. - «Пройтись - это значит выправить.

- Я же вам сказал, что не выброшу и не впишу ни одного слова.

- А что же вы сделаете?

- А вот увидите.

В словах Благова я почувствовал нечто загадочное. Какая-ко тайна вошла в эту зимнюю штормовую ночь в магазин Альшванга вместе с этим спокойным человеком. Надо было узнать эту тайну, и поэтому я согласился.

Благов закончил работу над рукописью только к утру. Мне он рукописи не показал, пока мы не пришли в редакцию и машинистка не переписала её начисто.

Я прочёл рассказ и онемел. Это была прозрачная литая проза. Всё стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и следа.

- Это чудо! - сказал я - Как вы это сделали?

- Да просто расставил правильно все знаки препинания. У Соболя с ними форменный кавардак. Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь, милый мой. Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.

Рассказ был напечатан. А на следующий день в редакцию ворвался Соболь. Он был, как всегда, без кепки, волосы его были растрёпаны, а глаза горели непонятным огнем.

- Кто трогал мой рассказ? - закричал он неслыханным голосом и с размаху ударил палкой по столу, где лежали комплекты газет. Пыль густым облаком взлетела над столом. .~

- Никто не трогал, - ответил я. - Можете проверить текст.

- Ложь! - крикнул Соболь. - Брехня! Я всё равно узнаю, кто трогал!

Запахло скандалом. Робкие сотрудники начали быстро исчезать из комнаты. Тогда Благов сказал спокойным и даже унылым голосом:

- Если вы считаете, что правильно расставить в вашем рассказе знаки препинания - это значит тронуть его, то извольте: трогал его я. По своей обязанности корректора.

Соболь бросился к Благову, схватил его за руки, крепко потряс их, потом обнял старика и троекратно, по-московски, поцеловал его.

- Спасибо! - сказал взволнованно Соболь. - Вы дали мне чудесный урок. Но только жалко, что так поздно. Я чувствую себя преступником по отношению к своим прежним вещам.

После этого я окончательно убедился, с какой поразительной силой действует на читателя точка, поставленная в нужном месте и вовремя.

ü Почему герой рассказа писатель Андрей Соболь сказал, что он «чувствуете себя преступником по отношению к своим прежним вещам»? Как вы поняли его слова?

ü Подчеркните в тексте предложения, в которых автор пишет о функциях знаков препинания. Согласны ли вы с его мнением? Расскажите о роли какого-либо знака препинания в этом тексте, взяв в качестве тезиса последнюю фразу текста К. Паустовского.

ü В тексте автор использует различные глаголы речи: сказал, ответил, спросил, закричал. Какие ещё глаголы этой тематической группы вы знаете? Продолжите этот синонимический ряд.

ü Можем ли мы подтвердить этими примерами высказывание В. Короленко о том, что «русский язык ... обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли»?

На экзамене по русскому языку (ГИА) при выполнении части 3 (С2) вам нужно будет написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Задание будет выглядеть так (а высказывания-цитаты в нём будут различными).

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Л. Успенского: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу В научном, или публицистическом, стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами Л. Успенского,

Аргументируя сбой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

При написании сочинения-рассуждения соблюдайте следующий алгоритм.

ü Внимательно прочитайте цитату. О чём в ней говорится? О каких языковых явлениях идёт речь? Подчеркните в цитате ключевые слова. Например, Лев Успенский пишет о словах и о грамматике.

ü Прочитайте текст и подумайте, какие языковые явления, иллюстрирующие тезис, в нём есть. Другими словами: о каких словах вы будете писать (о синонимах, антонимах, тропах и др.) и какие типы простых и сложных предложений возьмёте (обращения, обособленные члены, простые и сложные предложения и др.).

ü Определите роль выбранных вами языковых явлений в тексте.

ü Напишите сочинение-рассуждение, в котором представьте своё понимание высказывания-цитаты (тезиса), укажите роль выбранных вами языковых явлений и приведите примеры-аргументы из текста.

Напишите сочинение-рассуждение по тексту К. Паустовского, используя в качестве темы высказывание Л. Успенского по такому плану:

1. Вступление о роли словарного состава и грамматики в речи.

2. Выбранное вами лексическое явление (назвать), его роль именно в данном тексте (сформулировать), пример-аргумент из текста (привести).

3. Выбранное вами грамматическое явление (назвать), его роль именно в данном тексте (сформулировать), пример-аргумент из текста (привести).

4. Вывод. Можно привести высказывание Л. Успенского и выразить своё согласие

с его мнением или подтвердить справедливость его слов.

Наши рекомендации