Меры безопасности при выполнении работ

ВВЕДЕНИЕ

Необходимость сооружение метрополитена в городе Алматы - самом крупном городе Республики Казахстан - возникла в связи с транспортной загруженностью и ухудшением экологической ситуации.

Проектирование первой очереди метрополитена начало осуществляться 1982 году Московским институтом Метрогипротранс на основании технико-экономического обоснования, утвержденного МПС СССР.

Особенность метрополитена г. Алматы определяется рядом особо сложны: геотехнических факторов:

Сложная региональная геодинамика Северного Тянь-Шаня;

Высокая сейсмичность территории в 9-10 баллов по шкале MSK.

Предгорная зона с наклонным рельефом, представляющая межгорнуь впадину.

Грунты разнообразные, слабоустойчивые, галечниковые с включениям валунов до трех метров в диаметре.

Разные глубины заложения перегонных и станционных тоннелей от 11 г мелкого до 60м глубокого.

Сооружение станций метрополитена глубокого заложения ведете) закрытым способом и относится к наиболее сложным работам i метростроении.

Строительство станции подземным способом связанное с раскрытием выработок большого сечения должно осуществятся таким образом, чтобы не допускать осадок земной поверхности опасных для сохранности зданий, другие: сооружений и подземных коммуникаций, находящихся над станцией.

Все работы при строительстве метрополитена сопровождаются: маркшейдерской службой.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Первая очередь Алматинского метрополитена, отдана в эксплуатацию 1 декабря 2011 года. Старт запуска метро предоставил Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев.

За шесть часов работы первого дня в метрополитене проехали свыше 10 000 пассажиров. В настоящее время метро перевозит в среднем около 16-17 тысяч пассажиров в сутки.

Длина пути первой очереди составляет 8,56 км, в нее входят 7 станций, это: «Райымбек», «Жибек-Жолы», «Алмалы», «Абай», «Байконур», «Театр им. Ауэзова» и «Алатау». Архитектурно-художественное оформление всех станций выдержано по большей части в этническом стиле. Среднее расстояние между станциями -1,27 км, наибольшее - 1,52 км и наименьшее -0,99 км

Трасса первой очереди проходит глубоким заложением через центр города от проспекта Райымбека по улице Фурманова до проспекта Абая и далее до проспекта Гагарина.

Проектирование первой линии метрополитена в Алматы реализовывалось на основании ТЭО утвержденного в 1982 году, а также задания на корректировку проекта от 1990г.

Уникальность Алматинского метрополитенаа обусловливаться комплексом особо сложных геотехнических факторов: сложная региональная геодинамика северного Тянь-Шаня; высокая сейсмичность территории в 9-10 баллов по шкале MSK; предгорная зона с наклонным рельефом, представляющая межгорную впадину; грунты разнообразные, слабоустойчивые, галечниковые с включениями валунов значительных размеров до трех метров в диаметре; разные глубины заложения перегонных и станционных тоннелей от 11м мелкого до 60м глубокого.

В настоящее время продолжается строительство второй очереди первой линии метро, которое будет соединять центр города с поселком Калкаман. Длина пути -8,62 км, вдоль которой будут расположены 5 станций мелкого заложения. Данную очередь планируется сдавать в эксплуатацию поэтапно отдельными пусковыми комплексами. Так, в 2015 сданы в эксплуатацию станции Сайран и Москва.

Генеральным планом развития города Алматы утвержденным Постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 декабря 2002 года рекомендовано завершение строительства и поэтапный ввод в эксплуатацию 3- х линий метрополитена, общей протяженностью 45 км

Меры безопасности при выполнении работ

Маркшейдерские работы должны выполняться в соответствии с проектом производства геодезических и маркшейдерских работ.

Перед началом работ исполнитель должен тщательно осмотреть район работ, убедиться в безопасности их производства и в случае необходимости принять соответствующие меры.

Геодезическо-маркшейдерские работы необходимо выполнять бригадой, состоящей не менее чем из двух человек. При производстве работ по прокладке подземной полигонометрии маркшейдерские работы должны производиться после остановки движения технологического транспорта по горным выработкам.

Все разбивочные и основные маркшейдерские работы вблизи забоев подземных выработок следует производить только по разрешению горного мастера, который обязан обеспечить безопасные условия для выполнения этих работ.

Работа с лазерными приборами в подземных выработках допускается только при выполнении следующих требований:для разбивочных работ должны применяться лазеры 1-го класса опасности;

- уровни опасных и вредных факторов на рабочих местах не должны превышать величин, установленных действующими санитарными правилами и нормами.

- в зоне действия лазерного излучения должен быть установлен знак лазерной опасности, а работа с оптическими приборами визуального наведения и нахождение персонала в этой зоне запрещены.

Запрещается закладывать на земной поверхности пункты опорной геодезической сети в пределах опасных зон и в местах интенсивного движения транспорта, местах выполнения погрузочно-разгрузочных работ, складирования материалов, конструкций, в зоне высоковольтных линий электропередачи и т.п.

Установка геодезических знаков в земле вблизи кабелей, газопроводов и других подземных коммуникаций должна производиться в присутствии представителей организации — владельца коммуникаций.

До начала проведения измерений осадок деформационных реперов, установленных в стенах зданий, должны быть приняты меры по защите работающих от падения на них скоплений снега, льда и других предметов с крыш и стен.

Работы с применением отвесов в стволах шахт должны производиться после прекращения всех других работ в этих стволах двумя бригадами, созданными для выполнения работ на верхнем и нижнем горизонтах, при этом старшим является руководитель бригады верхнего горизонта. Между бригадами должна поддерживаться надежная связь.

На время производства маркшейдерских работ в рассечках и фурнелях все другие работы в этих выработках должны быть прекращены.

При рихтовке и перешивке пути распорными и путерихтовочными домкратами допускается работа с приборами на расстоянии не менее 10 м от места производства работ.

При проверке подъемного комплекса шахтных стволов должна быть устойчивая телефонная или радиосвязь между машинистом подъемной машины и исполнителями съемки.

При работе на пунктах триангуляции и подходной полигонометрии на строительстве горных тоннелей необходимо руководствоваться соответствующими Правилами безопасности.

Устройство теодолита

Для измерения горизонтальных и вертикальных углов на любых строительно-геодезических площадках применяются отдельный класс измерительных аппаратов – теодолиты. Оптический теодолит получил повсеместное распространение в общестроительных процессах и различных полигонометрических и геологических производствах:

§ в разбивке плана и высот съёмочных сетей;

§ в определении линейной дистанции нитяным дальномером визирной трубы;

§ нахождение магнитных азимутов местности с установленной на боковом кронштейне прибора внешней буссолью;

§ простого нивелирования горизонтальным лучом с использованием накладного цилиндрического уровня оптической трубы;

§ рекогносцировочные и прочие работы, не требующие высокой степени точности.

Рис.1. Устройство теодолита.

Меры безопасности при выполнении работ - student2.ru

Устройство нивелира

Нивелир — инструмент, предназначенный для определения вертикальных отметок (нивелирование). Нивелиры бывают двух типов: с перекладной зрительной трубой и глухие. Перед тем как приступить к нивелированию следует нивелир проверить.

Поверки нивелира:

1-я поверка. Ось уровня должна быть перпендикулярна к оси вращения инструмента. Эта поверка выполняется следующим образом.

Установив инструмент приблизительно горизонтально, ставят уровень по направлению двух подъемных винтов и совмещают середину пузырька уровня точно с серединой уровня. Затем поворачивают инструмент на 180° и, если пузырек при этом не отклонился, то ось уровня перпендикулярна к оси вращения. Если пузырек отклонился, то половина отклонения уничтожается при помощи исправительного винта уровня, после чего пузырек снова приводится на середину уровня подъемными винтами. Эту поверку приходится повторять несколько раз.

2-я поверка. Вертикальная нить сетки окуляра должна быть строго вертикальна. Эта поверка производится наведением сетки на отвес после установки нивелира по уровню, при этом нить сетки должна на всем своем протяжении совпадать с нитью отвеса. Исправление делается путем поворачивания диафрагмы с сеткой.

Рис.2. Устройство нивелира.

Меры безопасности при выполнении работ - student2.ru

Рис. 2. Принципиальная схема глухого нивелира с элевационным винтом: 1 —зрительная труба; 2объектив;3 — сетка нитей; 4 — окуляр; 5 — визирный луч; 6 — ось уровня; 7 — уровень; 8 — горизонтальнаяось; 9 — элевационный винт; 10 — контрпружина элевационного винта; 11 — вертикальная ось; 12 — трегер с подъёмным винтами.

Наши рекомендации