Композиционные начала формирования среды

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРОЕКТНОГО АНАЛИЗА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Характеристика городского пространства

1.1 Городской интерьер
Площадь является открытым пространством планировочной структуры города. Под материально-пространственным «телом» в этом случае подразумевается площадь Алексеева в Нижнем Новгороде. Материально-пространственное «тело» + осмысленное художественное пространство = архитектурная среда(архитектурное пространство), иными словами: из общего реального пространства с помощью архитектурных форм выделена часть арх.формы. В свою же очередь городская среда позволяет целостно воспринимать фрагмент архитектурно-освоенного городского пространства ,в котором часть реальных ограждений заменены условными(небосвод).
Функционально пространственная разновидность – многоцелевые объемно-пространственные образования.

Лекция №1. В.Т.Шимко, АДПГС гл1.

Ограждение, планшет, предметное наполнение городского пространства

"Тело" площади состоит из зданий средней этажности - жилые здания, монумента который является доминантой, Ограждения т.е реальные, условные символические. вертикальные границы пространства, планшета - автодороги.ограждения , пешеходные тропинки. Пространство площади подчеркивает памятник Алексееву, расположенная по оси площади. Главной осью площади является ось бульвара. Акцентом зеленые насаждения.

Площадь несёт коммуникационную функции

Габариты

77х35м, S=2625 м
Композиция - составление, сложение, соединение частей, приведение их

в порядок, целенаправленное их сочетание, преследующее определенный

эмоционально- художественный эффект, создающий у зрителя чувственное

состояние, задуманное (переживаемое) автором.3.1. Объемно-пространственная система

Путь развития композиционной системы: 1) процесс созревания образны характеристик в душе и сознании зодчего; 2) процесс их реализации

от пространственной основы до архитектурно-художественной детали.

Весь творческий процесс в работе над архитектурным пространством (как и в объемном проектировании) основывается в нахождении ( создании )

архитектурной идеи и архитектурной темы.

Архитектурная идея - соединение в пространственной компоновке практических задач, которые способствуют реализации возникшего образного начала.

По мере уточнения идеи появляются архитектурные темы: комбинации

изобразительных , тектонических или декоративно-художественных форм,

объемов и поверхностей, создающих устойчивый зрительный образ.

Совокупность архитектурных тем раскрывает художественное содержание

архитектурной идеи.

Объемно-пространственная система

В системе площади роль главной оси занимает серридина парка между юбилейным бульваром на оси располагается памятник Алексеева. Роль второстепенных осей, примыкающих и пересекающих тропинки пешеодные поперек осии .Площадь окутана среднеэтажной застройкой по периметру. справа от площади площади.

Сочетание архитектурных тем - равновесие.
Главная композиционная ось - вертикальная.

3.3 открытое пространство размещение масс и разрывово ограждения.

3.4. принцип размещения масс по в центре, но сдругой стороны магистральная дорога разбивает.

3.5архитектурная композиция –глубинное композиция тк далбше развивается бульвар.

3.6. сочитание арх тем равноправное соединение , комбинаторика.

Лекция №2. В.Т.Шимко, АДПГС гл.2.

Масштаб и масштабность

Модель проектирования площади идет от большего к частному.

Таким образом

Частному, от общей функциональной задачи к ее художественному обогащению, либо от общего образного ощущения к детальной проработке функции.

Макетирование дает наглядные представления об объемно-пространственном решении ( ОПР ); выявляет общую пространственную идею, пропорции,

динамичность, статичность, но лишено масштабности и детализации. При

этом графические приемы изображения городской среды, лишенные общего

обхвата замысла, более наглядно раскрывают темы архитектурного замысла,

масштаб, цветовое решение и т.д. Так в планах и разрезах более наглядно видны

функциональные решения и взаимосвязь отдельных пространств.

Детализация лучше видна в развертках фасадов и в рисунке планшета.

Последовательность в проектировании:

пространство - художественная структура - набор тем; от приблизительных

интуитивных построений к цельной, логически и художественно оправдан-

ной системе композиции.
Повторяемость - симметричные части плана
Соподчиняемость: здания, стоящие по периметру площади находятся приблизительно в одной категории высоты.
Соразмерность: габариты зданий практически идентичны друг другу, что позволяет выделить 2 группы: периметральные постройки и центральные –монумент алексеева .Модуль для масштабности возьмём высоту периметральных зданий. Стилистика периметральных построек резко отличается от доминанты площади.- Таким образом создаётся и дополнительный акцент градостроительной доминанты.
Стилистика площади уравновешена засчёт схожести размеров и стилей пиреметральных зданий.
Единство визуальной организации -повторяемость как единство целого по ведущему признаку.

4. 0Что касается сочетания архитектурных тем, можно заявить, что данной площади был использован прием равноправного соединения. Все это истекает из небольшой разницы соотношения между высотами зданий, расположенных по периметру площади.Выделяются лишь торговый центр и своей массой и стилем.

4.1. единство

Композиционные начала формирования среды

. Понявились развязки на дороге , общественные зоны для пееходов как единого транспортный и торговый узел, который в настоящее время дополнен пешеходной торговой зоной, а так же развивающимся пешеходным направлением вдоль ул Коминтерна.. и по юбилейному бульвару.

Площадь районного значения.

6. Уровни детализации и "поля восприятия"

Под детализацией архитектурного пространства подразумевается отношение

к детали как части более крупной архитектурной системы.

Ранги детализации: в городской среде: от 1 см до 1,5 м; от 0,8 м до 25 м;

-10 ÷ 25 м и более. Фактура, цвет, пластика, объем, масса, силуэт -от низших

рангов детализации в городской среде до самых общих и крупных (от фактурных

до габаритных).
Ранг детализации - от 1см до 1,5м. Детализация площади проработана равномерно, не укруплено.

В городском пространстве формируются "поля восприятия". На данной площади оно достаточно обширное , так как можно охватить взглядом всю площадь с небольшого расстояния.

6.1Здания по периметру имеют приблизительно одинаковую высоту и стилистику, в силу чего не акцентирует на себе большого внимания, однако доминанта площади - подобрана такой высоты, чтобы площадь выделилась как издалека, так и вблизи. Однако своёй высотой она не выбивается из общей композиции, так как её поддерживает жилые здания на противоположной стороне площади, образующая гл ось

6.2Связь частей и целого необходимая.

6.3.Приемы соподчинения –свободная трактовка главной темы в пределах акцентных компонентов.

6.4 Прием композиционного обьединения- визуальная ось. По бульвару идет, здания и дороги бульвара это символичное ограждения. Доминанта это памятник. Проникающая структура озеленение и пешеходная зона.

7.0Площадь рекреационная и уютная.

8.0Линейная система пространства

8.1Площадь районного значения(2 ранг)

9.0Относительно художественного и монументально-декоративного компонентов, в центре внимания торговый центр памятник Алексеева. Это хороший ход с точки зрения композиции. Он замыкает в себе бульвари парк, его используют в качестве ориентира. Несмотря на свои скромные размеры, площадь Алексеева является важной транспортной и пешеходной развязкой в данном районе.

Применение в проектируемом объекте масштаба элементов фасада соразмерных с уровнями торгового центра обеспечит баланс во всем пространстве и завершит формирование композиции площади.

10.0 Современное состояние с точки зрения этапов развития городской среды—стабильная эксплуатация.

Вертикальное зонирование – присутствует
Подземное решение – отсутствует.
Надземное решение – выделение основной зоны с автодорогой и тропинки пеш зоны
Кумулятивным руслом является направленность основной оси по направлению от памятника до бульвара.

11.0 Вполне возможно формирование новых акцентов и доминант соответствующих, настоящим направлениям развития и функциональные аспекты. Архитектура фасадов жилых зданий вполне может быть более современной, а не обезличенной, бесконечно использующей ссылки на безлики коробки. В основе его композиционного построения должно быть актуальное отражение места объекта в структуре площади. Это в первую очередь торговый центр, включающий в себя необычные современные формы и многоярусность. Таким образом, он замыкает на себя основные потоки, что должно отражаться в его архитектуре. Композиционная целостность всей площади достигается сохранением общей масштабной линейки. Так как основной причиной деструктивного влияния торгово-развлекательного центра Золотая Миля на среду это его вне масштабность..
Таким образом, развитие площади Алексеева должно происходить в контексте всей системы центров образованной Белозерной улицей и учитывать как сложившуюся картину, так и перспективы развития. Плотность застройки исторической среды и статус самого места как крупного транспортного узла и общественного центра обязывают тщательно подходить к формированию функциональной структуры, разного рода потоков и соответственно архитектуры отчасти несущей в себе информационную составляющую. А в основе подхода, способствующего устойчивому развитию и сохранению образа места, прежде всего, должен лежать комплексный анализ, дающий представление о структуре и потенциале пространства, что в свою очередь позволит формировать как застройку, отвечающую современным потребностям, так функциональную структуру, и транспортные потоки, непосредственно влияющие на архитектуру.



Наши рекомендации