Новые типы зданий в архитектуре эпохи капитализма
В эпоху капитализма укоренились типы зданий, часть которых стала появляться еще в конце 18 в. К новым типам зданий и сооружений относятся разнообразные торговые, банковские, административно-конторские, учебные научные, выставочные, зрелищные, музейные, больничные, казарменные, культовые здания, транспортные и инженерные сооружения. Традиционное устройство торговых рядов с открытыми галереями, которые в период классицизма нередко включались в композицию жилых и общественных зданий, и в частности театров было дополнено в середине XIX в. введением совершенно нового по характеру торгового здания — пассажа. Наружные галереи фасадов гостиных дворов, обращенные на прилегающие улицы, начали так или иначе сочетать со строительством внутри гостиных дворов обширных торговых помещений с верхним остеклением, также получивших название пассажей. Такое сочетание было впервые использовано, например, при строительстве Мариинского рынка в П-ге где была устроена «галерея или пассаж для торговли фруктами» с верхним остеклением в металлических фермах . Именно в торговых сооружениях впервые в России получили столь широкое распространение и смелое применение металлические конструкции со сплошным остеклением, возможности которых были так блестяще продемонстрированы в середине XIX в. при строительстве Хрустального дворца .Данный период ознаменовался дальнейшей активизацией буржуазии как основного заказчика архитектурных произведений. Строится большое количество доходных домов, банков и торговых зданий, заводов и фабрик, пакгаузов и складов, прокладываются железные дороги и возводятся придорожные сооружения. В это время некоторые типы зданий появляются впервые, в частности торговые пассажи, коммерческие банки и др. Перед арх.ами встала насущная задача разработки в функционально-техническом и художественном отношении новых, неизвестных ранее, архитектурных структур. Ими стали вокзалы на важнейшей железнодорожной магистрали, соединившей главные административные, торгово-промышленные и культурные центры России - П-г и Москву. В обеих столицах были выстроены по проектам арх.а К. А. Тона схожие по композиции и архитектуре вокзалы а на П-гско-Московской железной дороге тогда же были сооружены промежуточные однотипные вокзалы по проектам арх.а Р. А. Желязевича .
Строительные материалы
Наружные галереи фасадов гостиных дворов, обращенные на прилегающие улицы, начали так или иначе сочетать со строительством внутри гостиных дворов обширных торговых помещений с верхним остеклением, также получивших название пассажей. Такое сочетание было впервые использовано, например, при строительстве Мариинского рынка в Петербурге, где была устроена «галерея или пассаж для торговли фруктами» с верхним остеклением в металлических фермах. именно в торговых сооружениях впервые в России получили столь широкое распространение и смелое применение металлические конструкции со сплошным остеклением.
Экономичность «кирпичного стиля» позволила применять его в самых различных «модификациях» — «готической» и «романской», «древнерусской» и «ренессансной» — как в фабричных и заводских промышленных зданиях, железнодорожных станциях, депо и т. д., носивших почти утилитарный характер, так и в зданиях учебных или больничных корпусов, входивших в обширные комплексы университетов, технологических институтов и новых лечебных учреждений, которые получили широкое распространение к концу XIX в.
Русской архитектуре была присуща большая умеренность не только в абсолютных размерах зданий, но и в применении новаторских конструктивных приемов, уже вошедших в практику европейского зодчества. Так, например, применение стекла и металлических конструкций, разрыв между прогрессивным конструктивным и объемно-пространственным решением и более традиционным декоративным оформлением фасада и интерьеров, свойственный в целом архитектуре периода эклектики, никогда не принимал в России столь резко выраженных форм. Сюда надо прибавить такие ее качества, которые диктовались национальными традициями и некоторыми особенностями бытования архитектуры, Последние десятилетия ХІХ века — период интенсивного освоения железобетона. В 1870-х появились первые бетонные сооружения: мост в графстве Суффолк и башня высотой 66 метров, возведенная в деревне Свау. Примерно в то же время получил распространение «кирпичный стиль» — одно из направлений массовой, дешевой архитектуры. Таков, например, один из первых отечественных «красных» особняков — дом Пашкова, построенный в 1844 году Т. А. Боссе.
Здания, которые возводили по модульному типу (а это были в основном новые типы построек: вокзалы, пассажи, банки, выставочные павильоны), росли как грибы после дождя. Металлоконструкция позволяла заметно удешевить и сократить сроки их строительства, а также использовалась для достижения эффекта пространственной разгрузки.
Металл настолько полюбился, что его стали использовать в градостроительстве повсеместно. Редкий фасад обходился без «зонтиков» над подъездами, ажурных балконных перил и оконных решеток, кружевных парапетов, флюгеров и флагодержателей. Металлический декор был очень разнообразен по своему орнаменту, и нередко становился ведущим художественным мотивом в архитектуре здания.
Кирпичный же стиль к концу века выделился в самостоятельное направление. Он давал возможность избавиться от недолговечной штукатурки и, ко всему прочему, имел богатый потенциал для игры с цветом на фасадах: полихромный кирпич, вставки из терракоты и изразцов очень устойчевый шлаковый кирпич.
Появляются сетчастые металлические конструкции связанные с именем Шухова его башни- это вертикальные стволы сделаны из сетки