Формирование общественных центров

Общественный центр — часть селитебной зоны, где сосредоточены главные функции административной, культурной жизни и бытового обслуживания жителей поселения. Поэтому здесь сосредоточены главные общественные здания сельского населенного пункта: культурно-просветительные, торговые, питания, административные и др. Кроме административно-торговых и культурно-бытовых зданий, предусматриваемых в общественном центре, размещаются детские ясли, школа, учреждения здравоохранения. Школьный участок и участок детского сада, яслей в начальной стадии проектирования указываются без зданий. Уточнение местоположения этих участков и размещение самих зданий зависит от системы уличной сети, прорабатываемой в следующих за общей схемой планировки жилой зоны этапах проектирования.

Нельзя не отметить, что при формировании ансамбля общественного центра большое значение имеет его зрительное восприятие как извне, так и в интерьере сельского населенного пункта. Особое значение имеет организация визуального раскрытия центра при движении от главного въезда в сельский населенный пункт.

Положение общественного центра определяется конфигурацией, размерами населенного пункта, функциональным зонированием территории и природно-климатическими условиями.

В данном проекте общественный центр решен в виде площади прямоугольной формы с размещенными по ее периметру зданиями. Площадь, размер которой 0,5 га, представляет собой расширенное уличное пространство. Застройка площади осуществлялась симметрично.

От площади общественного центра трассируются главные улицы: въезд в населенный пункт, к производственной зоне, к зоне отдыха. Въезд в населенный пункт - улица, являющаяся продолжением поселковой дороги к общественному центру от районной магистрали. Улица к производственной зоне продолжается по ней и является основным направлением потока работающего населения к производственным комплексам. Улица, ведущая от площади общественного центра к зоне отдыха - это улица, создающая общественный центр. Она должна украшать поселок, быть красиво застроенной, широкой и озелененной более других.

В нашем случае площадь выполняет сразу несколько функций: общественную, транспортную, торговую, разгрузочную, поскольку находится на пересечении магистральных улиц поселения.

3.6 Схема дорожно – уличной сети

В задачи планировки населенных мест входит пространственная организация связей разнообразных зон населенного пункта. Важной частью этой задачи является сокращение времени на преодоление пространства между местами проживания, приложения труда, обслуживающими центрами и центрами досуга. Связь осуществляется посредством транспортной инфраструктуры, которая представляет собой систему транспортно-пешеходных коммуникаций, связывающих территорию в единое целое.

Единая система дорог, улиц и площадей должна обеспечивать удобные, быстрые и безопасные транспортно-пешеходные связи, а также решать комплекс задач по размещению инженерных сетей, организации отвода поверхностных вод, созданию композиционных центров, архитектурно-пространственных центров, композиции населенного пункта. Улицы, площади и проезды имеют важное значение в организации пространства населенного места, в соединении застройки с окружающим природным ландшафтом, в формировании его общей композиции

Существуют следующие схемы построения уличных сетей:

1) прямоугольная;

2) радиально-кольцевая;

3) лучевая;

4) свободная;

5) комбинированная.

К регулярным относят:

прямоугольную – улицы имеют прямолинейное направление и пересекаются под прямым углом.

прямоугольно – диагональнаю – улицы располагаются как в прямоугольной, но еще и по диагонали. Главный недостаток – острые углы на перекрестках.

радиальную – такая система имеет направленность улиц к общему центру, композиционно выделяя его.

радиально – кольцевую – отдаление улиц от центра. Центр находится на вершине холма, когда радиальные улицы спускаются вниз, а кольцевые обивают этот холм.

комбинированную – это объединение прямоугольной и радиально - кольцевой.

Для свободных систем характерно отсутствие связей направлений улиц с какими – либо геометрическими фигурами. Устраивают их по рельефу.

Для смешанных систем характерна композиция уличной сети. Состоящая из элементов предыдущих систем.

Проектирование уличной сети должно обеспечить многообразие скоростей и режимов движения, а так же сократить не нужные перемещения. Организация пешеходного движения также является неотъемлемой задачей транспортно-планировочной организации населенного пункта.

В проектируемом населенном пункте в ходе функционального зонирования территории оформилась прямоугольная схема построения уличных сетей, которая обеспечит прямолинейное направление улиц и позволит разместить компактные и удобные в использовании кварталы.

Строительное зонирование. Схема планировки жилой зоны.

Следующим шагом при проектировании является составление общей схемы планировки жилой зоны:

1 – намечается положение общественного центра, которое может быть геометрически центральным, смещенным от центрального положения к въезду в поселение или к производственной зове, либо на участке, наиболее благоприятном в природном отношении, на берегу водоёма, на возвышенном месте, в створе основных магистралей и т. д. Центр может состоять изнескольких, чаще всего из двух подцентров.

Планировочные приёмы решения общественного центра могут быть достаточно разнообразны. Они зависят от связи центра с транспортными коммуникациями - центр вдоль улицы с одной или двух сторон, с развитием на повороте улицы, на завершении въезда, на пересечении улиц; а также от характера устройства центра - решение в виде сквера, сада, набережной.

Общим связующим элементом центра является пространство площади. На площади или вокруг нее группируются общественные здания.

Проектирование площади выполняется путём разработки её плана (форма, размеры, связь с улицами и прилегающими территориями). При этом необходимо найти соотношения между сторонами площади, зависимость между размерами пространства и высотой окружающей застройки.

Исходя из принятого композиционного приёма организации площади общественного центра, она может иметь следующие формы: трапециевидную, прямоугольную, треугольную, многогранную, круглую, вытянутую, подковообразную, комплекс площадей.

2 – размещается зона отдыха. Положение её определяется наличием благоприятных природных условий - водоёмом и наиболее красивымиместамирядом с ним, подходящими для отдыха населения участками ландшафта. Наличие таких исключительных природных условий облегчает размещение зоны отдыха, но в то же время предопределяет корректировку границ жилой зоны и всего населённого пункта в целом. При отсутствии подходящих для зоны отдыха мест ландшафта положение её определяется с учетом других условий: удобством обслуживания населения посёлка, сокращением средств на строительство сетей коммуникаций, художественно-эстетическими условиями оформления поселка.

3 – от площади общественного центра трассируются главные улицы:

въезд в посёлок, к производственной зоне, к зоне отдыха. Въезд в посёлок - улица, являющаяся продолжением поселковой дороги к общественному центру от районной или областной магистрали. Улица к производственной зоне обычно продолжается по ней и является основным направлением потока работающего населения к производственным комплексам. Ширина этих улиц - 20 м.

Размеры улиц и площади общественного центра следует строго соблюдать при решении схемы планировки населённого пункта на плане определенного масштаба. Так, оптимальный размер площади общественного центра в натуре - 0,5 га. В начальной стадии проектирования следует наносить её на плане масштаба 1:2000 в виде окружности диаметром 3,5-4,0 см.

В дальнейшем размер и форма площади уточняются. Ширину улиц в красных линиях также необходимо строго соблюдать.

4 – размещаются общественные здания с площадками приних.

5 – завершается разработка общей схемы планировки размещения

строительных зон.

Завершается разработка общей схемы планировки размещением строительных зон. Строительное зонирование обеспечивает наиболее целесообразное и компактное расположение жилых домов в соответствии с их типами, так как даёт возможность предусмотреть наименьшую протяжённость централизованных коммуникаций, охватывающих вместе с производственными объектами наиболее крупные объекты жилой зоны и жилые территории, которые имеют наибольшую плотность жилого фонда. При этом зона индивидуальной застройки, в которой предусматриваются обычно местные системы канализации, теплофикации, газификации размещается на периферии населенного пункта

При строительном зонировании производится контроль размера всей жилой зоны, отграниченной на опорном плане при функциональном зонировании.

Наши рекомендации