Оборонительные сооружения 16 века

На протяжении всего XVI в. существовала ещё реальная опасность вторжений крымских татар в пределы Русского государства и продвижения их до Москвы. В связи с этим правительство принимает меры к укреплению территории быстро растущего московского посада. К 1534 г. торговая часть Москвы была окружена земляным валом, обнесённым деревянной плетеницей. По всей вероятности, по имени плетеницы — киты — эта стена получила наименование Китай-города. В 1591 г. приступили и в 1592 г. закончили сооружение четвёртой оборонительной линии — Земляного вала протяжением около 15 вёрст. Создание этих сооружений, окружавших центр Москвы — Кремль, закрепило радиальную застройку столицы Русского государства, которая сохраняется в основе современной планировки Москвы.

Естественно, что русские оборонительные сооружения, строившиеся теми же зодчими, которые возводили церковные, гражданские и другие постройки, отвечали не только утилитарным, но и эстетическим потребностям народа. В этом не трудно убедиться, взглянув на русские крепости и кремли. Даже при беглом осмотре их стен и башен становится очевидным, что их архитектура, подчиненная военным це­лям, не лишена в то же время и художественных качеств. В архитектуре этих соору­жений, так же как в архитектуре гражданских и культовых построек, отражены боль­шие и глубоко прогрессивные идеи.

Особенно это относится к кремлям и крепостям, созданным в период становления и укрепления Русского централизованного государства. Поэтому поражающие нас монументальностью форм, стро­гой пропорциональностью объемов и выразительностью художественного образа оборонительные сооружения древней Руси входят в историю зодчества наряду с различными культовыми и гражданскими постройками. При этом многие из них по своим художественным, и декоративным характеристикам нисколько не уступают вторым.

Храм Василия Блаженного в Москве

Храм построен в честь взятия Казани Бармой и Постникова . До17 века обычно назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Тройце. Согласно легенде, архитектор (архитекторы) собора были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма. Однако если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании Казанского кремля В плане это 9 отдельных столпообразных церквей , объединенных поднятым над землёй основанием. Первоначально крытые галереи и богатые крыльца отсутствовали , а все здание было покрашено в красно-коричневый цвет, на фоне которого выделялись белые детали. Помимо 9 основных позолоченных глав , 8 главок возвышаются над кокошником центрального столпа и несколько украшений западный столп . Шатровый объём высотой 42 м, возвышаясь над остальными , объединяет их . Восемь столпов , группируясь вокруг центрального ,вписываются в плане в геометрическую фигуру близкую к 2 квадратам, пересекающие под 45 градусов. Целостные объёмы органично сочетаются с богатой пластикой из кирпича и белого камня – кокошниками , декоративными гирьками и машикулями , взятого из крепостного строительства ,рельефными кругами узлов ,заимствованными из деревянного строительства ,поясками, керамическими поливными деталями и т. п.В рисунке многих декоративных деталей ,в силуэте здания праздничная торжественность образа сочетается с монументальностью здания – ансамбля , являющего важнейшим градостроительством столичного центра.

Архитектура 17века

В 17веке развивается нацинальный декоративный стиль, аналогичный стилю барокко, но отличный по форме. Это связано с тем что в России складываются те же предпосылки, что и в странах Западной Европы, отличие лишь в отсутствии связей с Западом и наличии консервативного боярства.

С 20ых годов возобновляет работу Приказ каменных дел, что сказалось на качестве строительных работ не только государственного, но и частного строительства. В большом количестве возводятся жилые дома. Обычно на первом этаже жилого дома находились хоз. помещения, на втором парадном - жилые палаты, хоромы; выше – деревянные чердаки-терема. Первоначально дом представлял собой типичную деревянную избу с клетями по обе стороны сеней, впоследствии план приобрел квадратную форму, а сени превратились в длинный коридор. В целях пожарной безопасности в 1688г. царским указом было запрещено возведение на палатах деревянных хоромов-теремов.

В Москве сохранилось несколько памятников жилого строительства 17 века:

ПАЛАТЫ БОЯРИНА ВОЛКОВАконец 17в.

Здание «хоромного» типа, выполнено из камня. Живописный внешний вид, план, убранство. Многочисленные декоративные элементы оригинальны и разнообразны. Открытая лестница. Здание оштукатурено, покрашено в кирпичный цвет, детали – побелены. С 1721 по 1917г. все построики и примыкающий двор принадлежали роду Юрсуповых.

ПАЛАТЫ ДУМНОГО ДЬЯКА АВЕРКИЯ КИРИЛЛОВА 1657г.

Комплекс каменных хором и храма, соединенных крытым переходом. Храм расположен свободно относительно жилой части. Асимметричное членение пилястрами, по-разному сгруппированные окна с богатыми наличниками ордерного происхождения, широко испльзуется кирпичный декор. Высокие крыши завершают живописную композицию схожую с композициями деревянной архитектуры.

Другие яркие примеры: дом Лапина в Пскове, дом Серина и Шумилиной в Гороховце

В середине века Россию охватило культовое монументальное строительство, наиболее быстрыми темпами оно развивалось в новых торговых центрах – Ростов, Архангельск, Углич и др. Эти города застраивались красочными ансамблями. В другом важном торговом центре – Ярославле зародился необычный самобытный стиль архитектуры, яркий, красочный, разный. В последствии выделилась ЯРОСЛАВСКАЯ ШКОЛА

Строительство здесь велось за счет богатого купечества, а посадское население, корнями связанное с народным искусством, обогатило архитектуру необычайным художественным обликом .

Ярославские храмы просторнее московских, как правило имеют внутренние колонны, световые главки 3 или 5 куполов. Всвязи с реформой патриарха Никона(который протестовал против светского начала в культовых сооружениях и считал что храмы не должны иметь шатровое завершение, ибо это противоречит «Храмозданной грамоте») шатровые покрытия применялись только для покрытия приделов и колоколен.

В Ярославской архитектуре настолько ярко раскрывается жизнерадостность и народность русскои архитектуры, что она быстро распространяется за приделы Ярославля. Ярославские артели мастеров работали по всей стране, возводя церкви и хоромы с просторными светлыми галереями и широко раскинутыми крыльцами, интерьеры богато украшали фресками.

ЦЕРКОВЬ ИОАННА ЗЛАТОУСТА В КОРОВНИКАХ 1649-1654г.

Высокие щипцовые кровли крылец, шатровые завершения приделов, пропорционально размещенные главы. Стены украшены кирпичными наличниками, изразцовыми вставками(поливные изразцы –любимый прием Ярославских мастеров, здесь применен широко)Зимняя церковь меньше летней, тоже 5 глав. Колокольня отдельно, все вместе создает силуэтный ансамбль.

ЦЕРКОВЬ ИЛЬИ ПРОРОКА В ЯРОСЛАВЛЕ

На фасаде используется система арок с «гирьками», узорная кладка из штучного кирпича, окна обрамлены цветным картушем. На первом этаже – галерея с сильно выступающимикрыльцами. В 1680ых годах храм декорировали дополнительно

ЦЕРКОВЬ ИОАНА ПРЕДТЕЧИ В ТОЛЧКОВЕ 1671-87г.

Один из самых знаменитых памятников Ярославской архитектуры. 5глав, симметричен, с восточной сторны: 15 глав, собранных в 3 пятиглвые группы – просто потрясающее зрелище!

Стены декорированы обильно ширинками, цепочками кубышек и изразцов, темно-красные кирпичные тона, красочные интерьеры.колокольня из 7ми ярусов высотой 45 метров

ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ В ОСТАНКИНО – ПАВЕЛ ПОТЕХИН 1678-92г.

Пример русскго узорочья, которое развивалось под влиянием культурных связей с белоруссией и украиной. Бесстолпный 5ти купольный храм с двумя приделами, стоит на высоком подклете(цокольном этаже). Завершен крупными луковичными главами на высоких барабанах. Вычурный пышный узорчатый сложный храм

ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА В ФИЛЯХ 1690-94г.

Стиль «нарышкинское барокко»

Пирамидальная многоярусная центрическая композиция, каждый ярус которой украшен великолепным белокаменным парапетом, похожим на своеобразную корону.

Построена на месте старой деревянной. В подклете церкви – зимняя, посвященная покрову Пресвятой Богородицы, в основной части – летняя, посвященная спасу Нерукотворному, 2нижних яруса имеют четырехлепестковый план. Относится к Московскому барокко

ЛЕФОРТОВСКИЙ ДВОРЕЦ – Д.В.АКСАМИТОВ 1697 – 1699г.

Построен Петром 1ым для генерала Ф.Лефорта но уже в 1707 передан А.Д. Меньшикову.

Заимствована строгая ордерная система, с которыми переплетались элементы русского барокко.классические пилястры в простенках. В 1707-9 годах был перестроен по всем правилам ордерной архитектуры. Здесь проходили Пертровские ассамблеи .

ЦАРСКИЙ ДВОРЕЦ В КОЛОМЕНСКОМ - С. Петров, И.Михайлов 1667-1668г.

Шедевр деревянной архитектуры 17века , в этом ансамбле воплощены вершины жизнерадостности и великолепия.

Дворец состоит из семи срубных двух и трехэтажных хором, расположенных вокруг двора.

были применены все известные виды покрытий, резные наличники, подзоры, причелины крыш, столбы крылец, стены обшиты тесом и расписаны. После нескольких пожаров обветшал и был разобран.

43.Баухауз в Германии и его роль в развитии архитектурного творчества. Ба́ухаус — (Высшая школа строительства и художественного конструирования) — учебное заведение, существовавшее в Германии с 1919 по 1933, а также художественное объединение, возникшее в рамках этого заведения, и соответствующее направление в архитектуре.

В XX веке многие принципы, определяющие внешний облик архитектуры, повсеместное употребление классических ордеров, продолжавшееся с XV по XIX века, были поставлены под сомнение: избыточность украшений не соответствовала техническим реалиям, и, отринув орнаментику, архитекторы переломили многовековую традицию. Вначале новые здания казались невыносимыми в своей наготе, но со временем общество научилось ценить ясные очертания и компактные формы нового стиля. У его истоков стоит Баухаус, теоретические посылки которого часто сводятся к лозунгу «функционализм», то есть что утилитарно, удобно, то и красиво. Однако это не совсем верно: лучшие создания функционализма красивы потому, что дизайнеры обладают вкусом и художественным чутьем.

Наши рекомендации