Работа с первоисточниками
Урок 5. Юность Одессы. Ришелье, Ланжерон
Основные события и даты:
1803-1813гг. -градоначальник А. Ришелье;
1812-1813 гг. -эпидемия чумы;
1815-1820гг. -градоначальник А. Ланжерон;
1823-1844гг. -генерал-губернатор М.С. Воронцов.
1).Чудесные перспективы города Одессы.
Ещё в 1801 году в Одесскую гавань регулярно заходят суда со всего Средиземноморья и придунайских городов – Марселя и Галаца, Неаполя и Стамбула, Пирея и Генуи, которые наполняли молодой одесский базар удивительными фруктами, кофе, табаком, халвой и увозили домой пшеницу, рыбу, икру, мясо, шерсть, чугун, пряжу. Летом того же года в Одессе открылись два первых банковских торговых дома: Рено и Фурнье. Корректируется первоначальный проект Одесского порта, который до того был выполнен отличным помощником де Рибаса, военным инженером де Воланом,- из-за необходимости срочного возведения двух дополнительных причалов: более ста судов вошли в Одессу за пшеницей. В связи с этой «новостройкой » Одессе отсрочили до 1827 года выплату «Павловских» 250 тысяч рублей.
Молодой император Александр I считал, что такой город нуждается в разумном руководителе, и направил в Одессу своего давнего знакомого французского герцога Армана - Эммануила де Виньеро дю Плесси де Ришелье. Пройдет совсем немного времени, и одесситы станут называть его просто «Дюк».
Работа с первоисточниками.
Сохранилось описание Одессы 1803 г. К. Березиным в альманахе
«Живописная Одесса»: «До этого года Одесса была похожей на большую часть наших уездных городов, только названием отличалась от деревень.
Несколько ветхих зданий, полуразрушенные казармы и мол нынешней Платоновской пристани - вот и всё, что появлялось глазам путешественника, который посещал места Хаджибейского замка». То же пишет и друг Ришелье, негоциант Шарль Сикар: «Везде, на 40 лье кругом, нет ни одного клочка обработанной земли, ни одного колодца, острая нехватка питьевой воды, почти полное отсутствие дерева для отопления и строительства. Домики в городе имеют чрезвычайно жалкий вид…, а городские доходы никак не соответствуют расходам… портовое оборудование не соответствует требованиям, а дома утопают в грязи».
Вопросы.
- Каковы были проблемы Одессы?
- Как выглядела Одесса в глазах путешественника 1803 года?
Анализ документов.
Шарль Сикар писал о Ришелье следующее: «Его часто видели на улице с крестьянами и людьми низшего слоя; он разговаривал с ними об их состоянии, давал им советы и помощь».
В сборнике «Прошлое и настоящее Одессы» пишут о Ришелье: «В Одессе жили представители разных национальностей и вероисповеданий. Кроме россиян, здесь были греки, итальянцы, французы, арнауты (албанцы),
болгары; жили в Одессе православные, католики, лютеране, евреи. Для герцога они все были равны, на каждого обывателя он смотрел как на человека и обходился с ними по-человечески… Одного лишь требовал Ришелье от обывателей: чтобы они были добрые граждане и честные люди… исправно отбывали государству и городу свои повинности».
«Этот приветливый, спокойный и скромный человек,- пишет
профессор Патрисия Герлиги (США),- был близок к иностранным жителям, так же, как и к самим русским. Поговаривали, что нагайские татары любили его и считали своим отцом. Он решил проблему их расселения в постоянных общинах. Для этого в каждом из их лагерей он построил мечеть и дом для муллы и его семьи. Евреи также почитали Дюка, как и его память. Один из французских историков характеризовал его правление в Одессе как «просветительский деспотизм» или «диктатуру чести».
Вопросы для обсуждения.
- Как можно охарактеризовать правление Ришелье в Одессе? В чем это выражается?
- Чего требовал от одесситов герцог?
- Жители каких национальностей проживали в Одессе?
- Жители каких вероисповеданий жили в Одессе?
- Как это отразилось в названиях улиц? (Работа с картой старой Одессы).
2). Чума в Одессе. Карантинные мероприятия.
Ришелье узнал об эпидемии в начале августа 1812 года, собираясь на войну с Наполеоном. Как сообщают источники, в Одессе в течение нескольких дней «внезапно умерло около 30 человек». Как только масштаб эпидемии стал очевидным, герцог разделил город на пять районов с инспектором и доктором в каждом из них для наблюдения за развитием эпидемии и, при необходимости, уполномоченными на введение карантинных мер. Четверо из пяти докторов, заразившись, скончались. Для изоляции зараженных районов использовались вооруженные отряды казаков. Примерно на 100 вёрст вокруг города правительство установило санитарный кордон (от Буга до Днестра). Продовольствие доставлялось в город только по одной хорошо контролируемой дороге. Продукты разносились по квартирам дважды в день специальными командами. Все общественные, торговые, культурные заведения были закрыты. Однажды сам герцог, по свидетельству очевидцев, упав на мостовую в своём дворе, воскликнул: «Я не в силах более стоять. Моё сердце ослабло от необходимости использовать всю мою власть для опустошения этих улиц, когда я в течение десяти лет обращал их к жизни!». По личным письмам герцога чувствуется, что чуму в Одессе он переживал как личную трагедию. В письме к императору в 1813 году Ришелье называет чумный город настоящим адом.
Тем не менее Ришелье без страха посещал лазареты, утешал больных и даже лично помогал хоронить умерших. Каждое утро он появлялся на площади у собора, где был организован «командный пункт спасения», и оттуда вместе с помощниками начинал свой рейд по измученному городу.
Напуганное население делало то немногое, на что было способно во избежание заражения. Одни смолили одежду, другие мылись в море, стирали в нём одежду. Ришелье считал деньги одним из основных передатчиков заразы. Поэтому монеты перед расчётом промывали в уксусе. Для обеззараживания воздуха на улицах разжигали костры.
Дома жертв чумы отмечались красным крестом. Каторжники в черных просмоленных кожаных одеяниях, закованные в кандалы, посылались в зараженные помещения для их отчистки через двадцать дней после выноса умерших. Но уже в ноябре 1812 года все горожане, которые не получили специального разрешения на то, чтобы оставить город, переживали эпидемию, не выходя из своих домов.
Чума набирала силу в течение всей зимы. Пик наивысшей смертности пришелся на весну 1813 года, когда болезнь уносила несколько десятков жизней ежедневно. К зиме 1814 года город был объявлен «освобожденным от чумы», хотя отдельные случаи заражения проявлялись до августа. После шести месяцев эпидемии число её жертв составляло 2632 человека. Это был последний кризис, с которым герцогу суждено было столкнуться в Одессе.