А) требования к расположению зданий и сооружений
Раздел 1
Подготовка строительного производства
Определение продолжительности строительства
Основная задача организации строительства – обеспечение ввода в эксплуатацию в сроки, предусмотренные контрактом с требуемым качеством выполненных работ.
Продолжительностью строительства считается максимальное время выполнения СМР от начала производства внутриплощадочных работ до сдачи объекта в эксплуатацию. В общую продолжительность строительства входит продолжительность подготовительного периода.
Существуют понятия:
-нормативная продолжительность строительства;
-расчетная продолжительность строительства;
-директивный срок строительства.
Нормативная продолжительность строительства определяется согласно СНиП 1-04.03-85 «Нормы продолжительности строительства» в зависимости от мощности объекта – длины однопутного железнодорожного моста и длины и ширины проезжей части автодорожного моста.
Такая методика допустима для железнодорожных мостов длиной до 500м включительно и для автодорожных мостов длиной до 400м и шириной проезжей до 24м включительно.
Расчетнаяпродолжительность строительства.
Для мостов, имеющих показатели мощности больше, продолжительность строительства определяется расчетом в соответствии с проектом организации строительства (ПОС). Кроме того, проектом организации строительства продолжительность строительства определяется в случаях:
-применения индивидуальных нетиповых или опытных конструкций и материалов;
-устройства железобетонных или металлических пролетных строений способом навесного или полунавесного монтажа, навесным бетонированием, продольной надвижкой или перевозкой на плаву;
-возведения фундаментов опор глубокого заложения на опускных колодцах, сваях-оболочках или буровых сваях;
-наличия пролетов длиной 120 м и более или высоты моста более 25 м от уровня меженных вод (от поверхности грунта) до уровня проезда или глубины воды более 5 м от рабочего уровня воды.
Нормативы СНиП увеличиваются в зависимости от расположения района строительства 1,2 - 1,6 раза. Во всех этих случаях продолжительность строительства является расчетной.
Директивныйсрок строительства определяется объективными внешними условиями (форс-мажорными обстоятельствами), либо требованием заказчика.
Причины срыва сроков сдачи объектов в эксплуатацию:
-недостаточное внимание организационно-технической подготовке;
-неквалифицированные кадры;
-неритмичное и недостаточное финансирование строительства;
-несвоевременная поставка конструкций и материалов;
-форс-мажорные обстоятельства.
Определение размеров площадок складирования.
а) требования к расположению зданий и сооружений.
Как мы выяснили на предыдущей лекции на строительной площадке располагаются производственные, бытовые и административные здания и сооружения, а также склады материалов и конструкций.
Рассмотрим подробнее требования к расположению зданий, сооружений и складов на строительной площадке.
Все здания и сооружения на строительной площадке должны располагаться с учетом:
· неразрывности технологических связей между отдельными производствами;
· минимизация маршрутов движения работников и перемещения материальных ресурсов
· положения территории относительно сторон света и розы ветров
· требований охраны труда и пожарной безопасности.
Фасады бытовых и административных зданий, на которых располагается большинство окон, должны быть обращены на юг или восток для сохранения тепла внутри этих зданий.
Господствующий ветер не должен относить вредные выбросы (пыль, дым, выхлопные газы и т.п.) от производственных зданий и установок в сторону бытовых и административных зданий, для чего группа этих зданий размещается с наветренной стороны производственных объектов не ближе 50м от них. На том же расстоянии должны находиться бытовые и административные здания не только по направлению господствующего ветра, но и на всей зоне вокруг источников вредных выбросов и шумовых воздействий значительной интенсивности.
При работах вблизи действующих железнодорожных линий наружные входы в бытовые и административные здания должны быть расположены далее 7м от железнодорожных путей, проходящих вдоль наружных стен здания. Если нет возможности выполнить это требование, перед выходами устраивается барьерное ограждение, препятствующее прямому выходу на железнодорожные пути.
Для обеспечения безопасности работ на воде на строительной площадке должен быть предусмотрен спасательный пост имеющий подъезд санитарных машин. Причальное сооружение должно быть раздельное – отдельно грузовой причал, отдельно пассажирский.
Бытовые здания, располагаются, как правило у входа на строительную площадку. Площадь бытовых помещений в виде гардеробных с умывальниками составляет 0,9м2/чел. Площадь душевых определяется исходя из следующих условий: душем пользуются 40% работающих в самой многочисленной смене. Душевой сеткой пользуется 8чел, площадь, занимаемая одной сеткой 0,7м2.
Площади остальных бытовых помещений определяются исходя из следующих нормативов:
· помещение для обогрева – 0,1 м2/чел, но не менее 8м2;
· помещение для сушки спецодежды – 0,2м2/чел, но не менее 12м2;
· пункт питьевого водоснабжения – 0,1 м2/чел;
· столовая – 4чел на одно посадочное место в обеденном перерыве;
· медицинский пункт – при численности более 300чел – 48м2, при меньшей численности – комната площадью 12м2 в конторе прораба.
Расстояние от рабочих мест не более:
· до пунктов водоснабжения – 70м;
· туалетов – 100м;
· пунктов питания – 500м;
· помещений для обогрева – 150м.
На территории строительной площадки должны быть предусмотрены противопожарные разрывы:
· между зданиями IV и V степеней огнестойкости – 18м;
· между зданиями IV и V степеней огнестойкости и складом горюче-смазочных материалов емкостью до 3000м3 – 24м;
· между штабелями лесоматериалов, и между штабелями лесоматериалов и зданиями IV-V степеней огнестойкости – 25м.
Максимальная емкость штабеля не должна превышать 100м3.
Расстояние между пожарными резервуарами не должно превышать 200м, между гидрантами – 150-200м.
б) требования к площадкам складирования и их размеры:
Примерный перечень складов:
· металлопроката;
· арматурной стали;
· высокопрочной проволоки;
· мостовых металлоконструкций;
· сборных железобетонных и бетонных конструкций;
· опалубок;
· круглого леса;
· пиленого леса;
· цемента;
· заполнителей;
· газовых баллонов;
· оборудования и деталей;
· красок, стекла, спецодежды, приборов;
· горюче-смазочных материалов (ГСМ).
Площадь склада зависит от объема ресурсов, одновременно хранящихся на складе, способа укладки и норм хранения на 1м2 складской площади. Общая площадь склада является суммой полезной площади и площади вспомогательной, включающей в себя проходы, проезды, служебные помещения и т.п. Общая площадь склада определяется по формуле (1.3-2)
, где (1.3-2)
S – общая площадь склада; Q – количество одновременно хранящегося на складе определенного вида материала; P – норма хранения на 1м2 полезной площади склада; k – коэффициент использования складской площади с учетом проездов, проходов между штабелями и стеллажами (для открытых складов k=1,2-1,3, закрытых складов k=1,3-1,4). Ориентировочные значения норм хранения на 1м2 полезной площади склада:
· щебень, песок – 3-4м3/м2;
· лес круглый – 1,6-2,4м3/м2;
· сталь круглая, лист – 2-4,2т/м2;
· железобетонные конструкции – 0,6-1,5м3/м2.
Конструкция и параметры склада зависят в первую очередь от вида складируемого материала, от условий складирования и вида транспортных средств, доставляющих материал.
Наиболее массовыми грузами являются сыпучие грузы (заполнители бетона, каменный уголь), которые складируются в бурты.
Способы складирования остальных материалов и размеры штабелей зависят от требований безопасности труда, в соответствии с которыми должны складироваться:
· металлические длинномерные элементы ферм, балочных пролетных строений и стальной прокат складируется в штабели высотой не более 1,5м с прокладками между рядами;
· металлические балочные пролетные строения и инвентарные металлические пакеты длиной до 16м в штабели высотой до 2м;
· железобетонные балки пролетных строений в положении на ребро в штабели высотой до 2м, но не более чем в 2 яруса, не допускается неорганизованное опирание и опирание дальше к центру от мест строповки;
· сборные железобетонные конструкции в штабели высотой не более 2м при ширине более высоты штабеля монтажными петлями вверх с прокладками между ярусами, расположенными одна над другой и не далее к центру от мест строповки;
· железобетонные сваи головами в одну сторону в штабели высотой не более 2,5м, шириной больше высоты штабеля;
· железобетонные сваи-оболочки и звенья труб диаметром менее 2м в один ряд в горизонтальном положении с подкладками, подклинкой против раскатывания и концевыми упорами;
· круглый лес штабелями высотой до 1.5м, шириной не менее высоты штабеля с упорами от раскатывания;
· пиленый лес штабелями высотой не более половины ширины штабеля;
· метизы в ящиках, составленных в штабеля не более 2м;
· баллоны со сжатыми газами в вертикальном положении в отдельном закрытом помещении с закрытыми вентилями и предохранительными колпачками.
Особое внимание уделяется хранению цемента. Нормативные документы требуют хранить его в силосах. Ранее цемент хранили в закрытых складах бункерного и амбарного типов. В настоящее время склады подобного типа не устраивают по требованию экологов (раздувание цемента). В последнее время цемент на стройплощадку поставляется и складируется в мешках, различной емкости, от 50кг (бумажный) до тонны (синтетический материал). Хранится цемент в любом случае в закрытых складах.
Капитальные полностью механизированные склады цемента устраиваются, как правило, на центральных производственных базах мостостроительных организаций. На такие склады цемент доставляется по железной дороге в крытых вагонах-хопрах для цемента.
На территории стройплощадок и производственных баз склады располагаются в местах переработки или использования соответствующих материалов, а их расположение должно способствовать сокращению дальности перевозок.
Кроме этого, следует учитывать требования пожарной безопасности. Расстояние между штабелями лесоматериалов емкостью не более 100м3 и от штабелей до зданий или сооружений четвертой или пятой степени огнестойкости должно быть не менее 35м. Склады горюче-смазочных материалов располагаются от тех же зданий и сооружений на расстоянии не менее 24м. Между складами негорючих материалов устраиваются разрывы шириной 6м для проезда автотранспорта, а между штабелями самих складов – проходы шириной 1м.
Практическое занятие №3 (СД №2)
Раздел 2