Нарушение порядка представления информации об авариях зданий и сооружений и их расследования (ст. 21.9 КоАП)

5.1.1. Непредставление индивидуальным предпринимате­лем или должностным лицом в установленном порядке сведений об авариях зданий и сооружений, их частей и эле­ментов конструкций либо материалов расследования ава­рий, а также нарушение установленного порядка их рас­следования или непроведение расследования этих аварий

Непосредственный объект данного правонарушения — уста­новленные общественные отношения, позволяющие представлять сведения об авариях зданий и сооружений.

Объективная сторона выражается в деяниях в форме без­действия. Однако нарушение установленного порядка расследо­вания аварий может быть совершено и в виде некачественного действия.

Нарушение установленного порядка, предусмотренного постанов­лением Министерства архитектуры и строительства Республики Бе­ларусь от 4 апреля 2002 г. № 11 «Об утверждении Инструкции о по­рядке расследования строительных аварий на территории Республи­ки Беларусь» (в редакции постановления Минстройархитектуры

03.12.2007 г. № 27)109, может выражаться в совершении следующих альтернативных деяний, перечисленных в анализируемой статье:

1) непредставление сведений об авариях;

2) непредставление материалов расследования аварий;

3) нарушение порядка расследования;

4) непроведение расследования по факту аварий.

Объектами аварий, в отношении которых необходимо проводить

расследование и представлять сведения и материалы, являются зда­ния и сооружения, их части и элементы конструкций. Под расследо­ванием следует понимать техническое расследование аварий.

Поскольку данные аварии связаны со строительными конструк­циями и объектами, то они называются строительными. Вместе с тем не все виды аварий требуют проведения расследования. В соответ­ствии с Инструкцией строительная авария представляет собой вне­запное неконтролируемое разрушение объекта строительства либо его части, происходящее в процессе его (ее) строительства или экс­плуатации.

Внезапное неконтролируемое разрушение объекта представляет собой возникшие по техногенным (конструктивным, производствен­ным, технологическим, эксплуатационным) причинам или из-за при­родно-климатических воздействий (землетрясение, ветровой напор, снеговая нагрузка), интенсивность которых не превышала расчетных нагрузок, обрушения и повреждения здания, сооружения, их частей или отдельных конструктивных элементов, при которых отмечается в конструктивных элементах превышение предельно допустимых де­формаций, угрожающих безопасному ведению работ и повлекших при­остановку производства или эксплуатации объекта и (или) причине­ние телесных повреждений и (или) гибель одного и более человек.

Авариями не считаются и относятся к признакам предаварийно- го состояния повреждения здания, сооружения, отдельных конструк­тивных элементов и деталей без их обрушения, не повлекшие при­остановки строительных работ или эксплуатации объекта, а также не создавшие опасности для здоровья и жизни людей или состояния окружающей среды. В этом случае строительные и эксплуатирующие

109Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь 2002. № 8/8017.

организации, владельцы (арендаторы) зданий и сооружений обязаны немедленно принять меры по временному усилению дефектных кон­струкций и срочно организовать их обследование организациями.

Обязательному расследованию в соответствии с установленны­ми Инструкцией правилами подлежат обстоятельства строительных аварий на всех объектах независимо от форм собственности и источ­ников финансирования строительства.

В случае возникновения аварии обнаружившие ее заказчик, за­стройщик, инженер (инженерная организация), подрядчик, собствен­ник (владелец) и (или) пользователь объекта, а также государствен­ные органы в пределах их компетенции обязаны:

138) организовать неотложную помощь пострадавшим;

139) обеспечить сохранность обстановки места аварии путем:

обеспечения неизменности положения обрушившихся и повреж­денных конструкций после аварии либо фиксации положения обру­шившихся и поврежденных конструкций до их разборки (фотогра­фированием, составлением эскизов, схем) в случае, когда необходи­ма их срочная разборка для спасения пострадавших;

установления границ опасной зоны и ограничения доступа в нее людей, за исключением специалистов для диагностики конструкций, их усиления или демонтажа обрушившихся конструкций для спасе­ния пострадавших;

140) при необходимости принять меры по предотвращению загряз­нения окружающей среды и дальнейшего распространения разруше­ний и других последствий аварии;

141) безотлагательно уведомить об аварии устно (по телефону), а также не позднее 5 часов по установленной форме с использовани­ем различных систем передачи информации (модемной, телекодовой, факсимильной):

органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям Республи­ки Беларусь;

местные исполнительные и распорядительные органы;

прокуратуру;

органы государственного строительного надзора;

иные органы, заинтересованные в выяснении обстоятельств ава­рии, в том числе территориальные подразделения Департамента го­

сударственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь при групповых несчастных случаях и (или) случаях с тяжелым или смертельным исходом, происшедших в результате аварии:

• информировать о причинах возникновения аварии, масштабах распространения и пострадавших, о ходе ликвидации чрезвычайной ситуации органы повседневного управления по чрезвычайным ситу­ациям в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Расследование аварии проводится комиссией, которая создается в течение двух суток с момента аварии заказчиком, застройщиком, инвестором (если такая обязанность возложена на него договором между ним и застройщиком либо заказчиком), собственником (лицом, представляющим собственника), а в случае их отсутствия — местным исполнительным и распорядительным органом (далее — организация).

Руководитель организации, создающий комиссию, определяет состав комиссии, назначает председателя комиссии, определяет срок проведения расследования.

К участию в работе комиссии привлекаются представители раз­работчика проектной документации, подрядчика, изготовителей строи­тельных материалов и оборудования, заказчика, застройщика, орга­на государственного строительного надзора, государственной экспер­тизы градостроительных, архитектурных и строительных проектов. К работе в составе комиссии могут привлекаться на договорной осно­ве высококвалифицированные специалисты научно-исследователь- ских, высших учебных заведений, проектных и других организаций.

По результатам расследования комиссия составляет акт рассле­дования строительной аварии по установленным формам и в пяти­дневный срок направляет его заказчику, застройщику, инвестору, в Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь, прокуратуру. По решению организации, назначившей комиссию, акт комиссии может направляться также в иные органы государствен­ного управления и организации.

Состав данного правонарушения формальный.

Субъект правонарушения — должностное лицо юридического лица или индивидуальный предприниматель.

Субъективная сторона выражается как умышленной, так и не­осторожной формой вины.

Ответственность состоит в наложении штрафа в размере от четырех до десяти базовых величин.

Наши рекомендации