Земли рекреационного назначения и их правовой режим
1. Землями рекреационного назначения признаются земли, предназначенные и используемые для организованного массового отдыха и туризма населения.
2. В состав земель рекреационного назначения могут входить земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, лесопарки, туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон.
3. Порядок и режим использования земель рекреационного назначения определяются местными представительными и исполнительными органами.
4. Использование туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков и землепользователями, может осуществляться на основе сервитутов.
5. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
19. Определение земельного права как самостоятельной отрасли права. Земельное право как наука, как учебная дисциплина.Наука земельного права, представляет собой систематизированную совокупность знаний о земельно-правовом регулировании общественных отношений: закономерностях его функционирования и развития; способах достижения его эффективности; средствах получения новых знаний, необходимых для дальнейшего совершенствования земельного права. Земельное право - самостоятельное направление правового регулирования, которое сформировалось в связи с выделением интересов по справедливому распределению земель между субъектами права, рациональному использованию и охране земель в процессе общественного развития в самостоятельную категорию. Своей целью земельное право ставит конструирование такой модели поведения людей, при которой будет поддерживаться эффективное использование земель и будут удовлетворяться экономические и неэкономические потребности с учетом сохранения земель как части единой экосистемы Земли и условия дальнейшего развития общества. Содержание учебной дисциплины земельного права определяется содержанием изучаемой отрасли юридической науки, отрасли и одноименной отрасли законодательства, которые служат основным материалом для формирования систематизированного комплекса знаний, навыков и умений студентов юристов.
22. Частная собственность на землю; общая и индивидуальная собственность; общая совместная собственность на землю, общая долевая собственность на землю. Частная собственность выступает как: а) собственность граждан; б) собственность негосударственных юр. лиц и их объединений. В ЧС может находиться любое имущество, за исключением отдельных его видов, которые в соответствии с ЗА не могут принадлежать гр. или юр. лицам. ПС на землю - юр. факт порождающий определённые правоотношения, как для собственников, так и для иных лиц. Проявляется посредством триады правомочий собственника: владение, пользование и распоряжение землей на основании и в пределах ЗК РК. Объекты ПС - земли, находящиеся в гос. и частной собственности. Вообще же количество и стоимость имущества, находящегося в частной собственности не ограничивается. ЗУ, находящийся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. ОС на ЗУ возникает в случаях, предусмотренных ЗА при неделимости участка, а также при добровольном объединении собственниками принадлежащих им ЗУ в один участок. ЗУ может находиться в ОС с определением доли каждого из собственников (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность). При аналогичных условиях возникает право общего землепользования. Земельные доли в ЗУ, находящемся в общей долевой собственности(ОДС или ОДЗ) или общем долевом землепользовании, являются сам. объектом земельных прав и О, если ЗА не установлено иное. Порядок пользования ЗУ, находящимся в ОС, определяется договором между участниками ОС. При недостижении соглашения между ними порядок пользования определяется судом. Соглашение участников или решение суда о порядке пользования ЗУ подлежит регистрации в органе, осуществляющем гос. регистрацию прав на недвижимое имущество. Если размеры земельных долей ОДС на У не могут быть определены на основании законодательства и не установлены соглашением всех ее участников, земельные доли считаются равными. Соглашением всех участников ОДС или ОДЗ может быть установлен порядок определения и изменения их земельных долей в зависимости от вклада каждого из них в приобретение и освоение общего ЗУ.
23. Изъятие (выкуп) земельного участка. изъятие, включая выкуп, земельного участка у собственника и права землепользования у землепользователя не допускается, кроме следующих случаев: 1) обращения взыскания на земельный участок или право землепользования по обязательствам собственника или землепользователя; 2) изъятия, включая выкуп, у частного собственника или землепользователя земельного участка для государственных надобностей; 3) принудительного изъятия у собственника или землепользователя земельного участка, не используемого по назначению или используемого с нарушением законодательства РК; 4) изъятия у собственника или землепользователя ЗУ, подвергшегося радиоактивному загрязнению, с предоставлением равнозначного ЗУ; 5) конфискации. Кроме этого, право землепользования может прекращаться по следующим основаниям: 1) истечение срока, на который был предоставлен участок; 2) досрочное прекращение договора аренды земельного участка или договора временного безвозмездного землепользования, за исключением случаев, когда земельный участок находится в залоге; 3) прекращение трудовых отношений, в связи с которыми землепользователю был предоставлен служебный земельный надел.
25.Субъекты права государственной собственности(ГС) на землю. Государственная собственность выступает в виде: a) республиканской собственности; Объектами республиканской собственности являются:(1) средства республиканского бюджета; (2) золотовалютный запас и алмазный фонд;(3) земля ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы. Примечание: земля может находиться в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом.;(4) имущество, закрепленное или незакрепленное за государственными юридическими лицами (республиканские государственные предприятия). (имущество, не закрепленное за государственными юридическими лицами) = государственная казна.б ) коммунальной собственности. Коммунальная собственность состоит из местной казны (местный бюджет и иное коммунальное имущество, не закрепленное за государственными юр. лицами) и имущество, закрепленное за коммунальными юридическими лицами в соответствии с ЗА. Имущество, находящееся в государственной собственности, может закрепляться за государственными юридическими лицами на праве: хозяйственного ведения; оперативного управления. Более подробно (если в этом будет необходимость) о юридической сущности. В ГС находятся земельные участки, предоставленные органам гос. власти, гос. организациям и учреждениям: используемые для нужд обороны; занятые особо охраняемыми природными территориями оздоровительного и историко-культурного назначения, лесного и водного фондов, общего пользования на землях населенных пунктов, запаса, в том числе специального земельного фонда, пастбищные и сенокосные угодья при поселках и сельских пунктах, а также отгонные пастбища и другие земли, не переданные в частную собственность. Земельные участки из земель находящиеся в ГС, могут быть: проданы или переданы безвозмездно в ЧС; предоставлены в постоянное или временное землепользование; реализованы в иных правовых формах в случаях, предусмотренных ЗК, иными законодательными актами РК или международными договорами. Право государственной собственности позволяет планомерно и рационально использовать все земли в интересах настоящего и будущих поколений. Она позволила государству осуществлять все задачи земельного законодательства, предусмотренные в ст. 5 Земельного кодекса Республики Казахстан, что мы отмечали в начале настоящего учебного пособия. Государство - Республика Казахстан субъект права собственности имеет право самостоятельно совершать определенные действия. Закон определяет эти действия в рамках правомочий собственника земли. Согласно ст.21 ЗК РК собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему земельным участком. Собственник земельного участка может осуществлять права собственника на основаниях, условиях и в пределах, предусмотренных земельным законодательством и иными законодательными актами.Право владения землей - юридически обеспеченная возможность осуществлять фактическое обладание землей.Право землепользования - право лица владеть и пользоваться земельным участком, находящимся в государственной собственности, бессрочно (постоянное землепользование или в течение определенного срока (временное землепользование) на возмездной и (или) безвозмездной основе.Право распоряжения землей - юридически обеспеченная возможность государства определять юридическую судьбу земли (п.п.29,30,31 ст. 12 ЗК РК).Эти правомочия собственника и землепользователей, правомочия субъектов частной собственности на земельные участки и землепользователей отличаются от правомочий государства. Их правомочия Земельным кодексом и другими законодательными актами Республики Казахстан могут быть ограничены.Государство как собственник земли пользуется исключительным правом распоряжения всем земельным фондом, в том числе в отношении земельных участков, предоставленных в частную собственность, т.е. государство осуществляет функцию распоряжения не зависимо от формы собственности и хозяйствования субъектов земельного права. Поэтому не следует противопоставлять функцию распоряжения субъектов частной собственности и землепользователей функцией распоряжения государства.Правомочия распоряжения субъектов права землепользования тоже отличается от правомочия субъектов частной собственности на земельные участки. Например, согласно п. 4 ст. 39 ЗК РК в случаях сдачи государственным землепользователем земельного участка, на котором расположены здания (строения, сооружения), в аренду другому лицу без соответствующей сдачи в аренду самого здания (строения, сооружения) не допускается, также не допускается сдачи государственным землепользователем принадлежащего ему земельного участка во временное безвозмездное землепользование, кроме случаев предоставления земельного участка в порядке служебного надела (п. 5 ст. 39 ЗК РК).Указанные правомочия государства по распоряжению земельным фондом, т.е. распоряжение всей землей Республики Казахстан, нельзя понимать как беспредельные. Государство само в законодательном порядке устанавливает все возможные действия своих уполномоченных органов в пределах и порядке, предусмотренном земельным законодательством и другими правовыми актами. Например, ст. 84 ЗК РК предусматривает все основания изъятия земельного участка для государственных надобностей.Никто не может быть лишен права землепользования иначе как по основаниям, установленным ЗК РК и другими законодательными актами. Это означает, что органы государственного управления не имеют права лишать права землепользования, если оно не предусмотрено в законе и не имеется правовое основание (п.2 ст. 29 ЗК РК).Конкретным примером этого положения служит нормы п.5 ст. 26 ЗК РК, где предусмотрено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность гражданам и негосударственным юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной собственности, если в соответствии с настоящим Кодексом эти земельные участки могут находиться в частной собственности.Установленные законами права физических и юридических лиц не может ограничиваться актами государственных органов (п.5. ст.6. ЗК РК).Обязанности собственника земли государства - определены Конституцией Республики Казахстан; органов государственного управления - Земельным кодексом, Законом "О местном государственном управлении в Республике Казахстан" от 23 января 2001 г. и специальным постановлением Правительства Республики Казахстан "Об Агентстве Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами" от 23 ноября 1999 г. № 1776 (см. об этом гл. 12 настоящего учебника).Права государства как собственника земли осуществляют государственные органы в соответствии с их компетенцией, установленной Земельным кодексом и иными законодательными актами Республики Казахстан (см. ст. 13-19 ЗК РК).К формам государственной распорядительной функции, осуществляемые соответствующими государственными органами относятся ниже следующие виды:1) предоставление (передача, купля-продажа) (ст.27 ЗК РК);2) изъятие, включая выкуп, у частного собственника земельного участка для государственных надобностей (ст. 84 ЗК РК);3) принудительное изъятие у частного собственника земельного участка, не используемого по назначению или используемого с нарушением законодательства РК, в случаях предусмотренным статьями 92 и 93 Земельного кодекса;4) временное изъятие земельного участка при чрезвычайных случаях (ст. 91 ЗК РК);5) изъятие у собственника земельного участка, подвергавшегося радиоактивному загрязнению, с предоставлением равнозначного земельного участка (п.5 ст. 143 ЗК РК);6) конфискация (ст. 95 ЗК РК).
26. Мониторинг земель, общая характеристика в области регулирования земельных отношений.Мониторинг представляет собой систему базовых, оперативных, периодических наблюдений за качественным и количественным состоянием земельного фонда, проводимых в целях своевременного выявления происходящих изменений, их оценки, прогноза дальнейшего развития и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов.. Задачи мониторинга: своевременное выявление изменений состояния земель, и оценка, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов; информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, землеустройства, контроля за использованием и охраной земель и иных функций государственного управления земельными ресурсами. Мониторинг земель имеет подсистемы, соответствующие категориям земель. В зависимости от территориального охвата осуществляется республиканский, региональный либо локальный мониторинг земель. Источниками информации для мониторинга земель служат результаты систематических наблюдений, съемок, обследований, инвентаризаций, материалы государственного контроля за использованием и охраной земель, архивные данные, другие сведения о качественном состоянии земель. Ведение мониторинга земель Организацию ведения мониторинга земель осуществляет центральный уполномоченный орган по управлению земельными ресурсами. 2. Реализация межгосударственных и международных программ по мониторингу земель осуществляется в порядке и на условиях, определяемых соглашениями и договорами, заключенными Республикой Казахстан с другими государствами. 3. Порядок ведения мониторинга земель и пользования его данными определяется Правительством Республики Казахстан. Методы получения и использования информации мониторинга земель 1. Для получения необходимой информации при ведении мониторинга земель применяются методы дистанционного зондирования, наземных съемок и наблюдений, а также фондовые данные. 2. Техническое обеспечение мониторинга земель осуществляется автоматизированной информационной системой, имеющей пункты сбора, обработки и хранения информации в соответствующих территориальных органах по управлению земельными ресурсами. 3. Полученные результаты мониторинга земель накапливаются в архивах (фондах) и банках данных автоматизированной информационной системы. 4. Граждане, предприятия и учреждения, международные организации, иностранные юридические и физические лица пользуются данными мониторинга земель в установленном порядке.
28. Понятие правовой охраны земель цели и задачиОхрана земель включает систему правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованного изъятия земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивных земель, в том числе лёгкого фонда и на воспроизводство и повышение плодородия земли в РК охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.Регулирование охраны земель в Земельном Кодексе РК.:предотвращение деградации и захламления, нарушения земель, других неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, нарушению или другим неблагоприятным воздействиям в результате хозяйственной деятельности; стимулирование использования земель способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть естественным основным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственным (операционным) базисом хозяйственной и иных видов деятельности.Цели охраны земель с одной стороны направлены на предотвращение негативного воздействия на земельные участки, с другой - на обязательное оперативное устранение последствий негативного воздействия в случае, когда такое воздействие было произведено.Содержание и порядок охраны земель. Использование особо охраняемых природных территорий в ограниченных хозяйственных целях может допускаться исключительно на специально выделенных участках с заказным режимом и регулируемым режимом хозяйственной деятельности.
29. Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства, общая характеристика. Юридическая ответственность может быть истолкована как ответственное отношение субъекта к своим обязанностям в целях получения только позитивных последствий своего поведения в правоотношениях. Юридическая ответственность наступает и как мера государственного принуждения за отрицательное негативное поведение субъекта, обязанного правомерно выполнять свои обязанности и совершение недозволенных действий запретов, предусмотренных в законодательстве. Поэтому это юридическая ответственность неабстрактное явление она связана только с правонарушением законодательства. Рассматривая юридическую ответственность за нарушения в земельном законодательстве. Земельное законодательство- это совокупность правовых норм регулирующих комплекс правовых отношений связанных с целевым использованием земли как объекта права собственности, права землепользования а также государственного управления и охраны. Формами земельного законодательства выступают Указ, Закон и Земельный Кодекс. Обязательным условием применения юридической ответственности за нарушение земельного законодательства явл-ся, то что нарушение должно быть связано с нормами земельного законодательства, а не другими нормами. Поэтому пределы юридической ответственности за нарушение земельного законодательства ограничиваются нормами ЗКРК. Поэтому ст168 ЗКРК предусматривает что физические и юридические и государственные органы и должностные лица виновные в нарушении земельного законодательства несут ответственность в порядке установленном законодательными актами РК. Здесь земельное законодательство делает акцент на то, что юр ответ. Виновных лиц за нарушение зем законодат. Осуществлялось в порядке установленном законодател актами РК. В связи с этим возникает вопросы: в каком порядке устанавливается вина, и какими актами устанавливается юр ответственность. На эти вопросы ЗКРК ответов не дает. Указ «О земле» от 22 дек 1995 в ст 188 устанавливал что должностные лица и граждане несут установленную дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность за нарушение земельного законодательства. Привлечение к дисциплинарной административной или уголовной ответственности виновного не освобождают от обязанности возмещения причиненного им вреда. Виды Юридической ответственности за нарушение земельного законодательства. В основе деления на виды юр ответственности лежит отраслевая принадлежность права. В отраслях права как методы регулирования так и средства их правового обеспечения отличаются прежде всего своим содержанием и условиями применения, определяемым кругом регулируемых общественных отношений отраслевого права. Следовательно методы правового регулирования и средства их правового обеспечения неотделимы от предмета права. При этом средства правового обеспечения подчинены как методу, так и предмету права и служат им. Они своей направленности призваны не только регулировать круг определенных охранительных отношений но и способствовать развитию в целом права в нужном для государства направлении достижению его основной цели.
32. Основания прекращения права собственности и права землепользования. Порядок возмещения убытков собственникам и пользователям.(п.3 ст.81 Земельного Кодекса РК)Право землепользования может прекращаться по следующим основанием: Досрочное прекращения договора аренды земельного участка или договора временного безвозмездного землепользования, за исключением случаев, когда земельный участок находится в залоге. Истечение срока, на который был предоставлен земельный участок. Прекращения трудовых отношений, в связи, с которыми землепользователю был предоставлен служебный земельный надел (ст. 41 Земельного Кодекса РК). Основания прекращения права частной собственности и права землепользования (ст.81 Земельного Кодекса):Отчуждении земельного участка собственником или права землепользования землепользователем другим лицам. Отказе собственника от права собственности или землепользователя от права землепользования. Утрате права собственности на земельный участок или права землепользования в иных случаях, предусмотренных законодательными актами РКОснования возмещения убытков, причиненных собственникам или землепользователям п.3 ст.165,166 ЗК РК, подлежат возмещению в полном объеме в случаях: 1) изъятия (выкупа) земель на государственные нужды, влекущего прекращение права собственности или землепользования; 2) ограничения права собственности или землепользования в связи с установлением особого режима землепользования; 3) нарушения прав собственников или землепользователей; 4) ухудшения качества земель в результате строительства и эксплуатации объектов, приводящих к нарушению плодородия почвы, ухудшающих водный режим, выделяющих вредные для сельскохозяйственных культур и насаждений вещества; 5) изъятия земель, в ГС. Убытки собственнику или землепользователю возмещаются за счет их причинителя. В результате издания не соответствующего ЗА органа гос.власти, иного гос.органа, а также действиями (бездействием) долж-х лиц этих органов, подлежат возмещению РК или соответственно административно-территориальной единицей.При определении размера компенсации в нее включаются: 1) рыночная стоимость земельного участка или права землепользования; 2) рыночная стоимость находящегося на участке недвижимого имущества, включая фруктовые деревья и многолетние насаждения; 3) стоимость затрат, связанных с освоением земельного участка, его эксплуатацией, проведением защитных мероприятий, повышением плодородия почвы, с учетом их инфляции; 4) все убытки, причиненные собственнику или землепользователю изъятием земельного участка, включая убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами; 5) упущенная выгода. При изъятии ЗУ, а также размер их компенсации устанавливаются соглашением сторон. При определении убытков, необходимых для восстановления ухудшенного качества земель, могут включаться затраты на проведение специальных обследований и изысканий, а также мероприятий, обеспечивающих восстановление качества земель. При несогласии собственника земельного участка или землепользователя с решением, влекущим прекращение права собственности или землепользования, оно не может быть осуществлено до разрешения спора в судебном порядке. При рассмотрении спора решаются также все вопросы возмещения собственнику или землепользователю причиненных убытков.