У небесной радуги семь ярких цветов.
3. Прочитай текст и выполни задания.
(1)День начался очень странно. (2)Ещё вчера в желтоватой воде гавани
было полно медуз, студенистых, синеватых, круглых, как тарелки: они
появлялись из глубины и, колыхаясь, медленно плавали у берега. (3)И вдруг
неожиданно медузы исчезли. (4)Сколько мы ни всматривались в воду, их не
было видно.
(5)Вечером пришла с запада и закрыла полнеба туча, порывистый ветер
помчал по воде чёрные шквальные полосы, разыгрался шторм. (6)Волны
выбрасывали на берег пучки водорослей. (7)Между двух камней валялся
брюшком кверху и шевелил ногами краб – даже его море выкинуло на сушу.
(8)А медуз на берегу не было. (9)Слабые существа, плохие пловцы, они
перехитрили шторм: медузы заранее уплыли подальше от берега и там
погрузились на глубину.
(10)Оказывается, медузы сами слышат приближение шторма.
(11)У каждой медузы снизу на «животе» есть колбочка величиной с
булавочную головку – пузырёк на своеобразном стебельке. (12)Колбочка
заполнена жидкостью, в которой плавают песчинки. (13)Когда, обгоняя ветер,
издалека приходят колебания воды – первые вестники шторма, песчинки
начинают качаться. (14)Их движения воспринимает чуткий нерв. (15)Сам
шторм предупреждает медузу: «Берегись!»
4. Что хотел сказать автор читателю? Определи и запишиосновную мысль
текста.
5. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
6. Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои
одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.
7. Как ты понимаешь значение слова «шторм» из 7-го предложения? Запиши своё
объяснение.
8. Замени слово «исчезли» (из 3-го предложения) близким по значению
словом. Запиши это слово.
9. В 7-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:
Выпиши это слово, обозначь его части.
10. Выпиши из 12-го предложения все имена существительные в той форме,
в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число,
падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
11. Выпиши из 9-го предложения все формы имён прилагательных с именами
существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть),
падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).
12. Выпиши из 4-го предложения все местоимения. Укажи лицо и число одного
из них (на выбор).
13. Выпиши из 7-го предложения все глаголы в той форме, в которой они
употреблены в предложении. Укажи спряжение, время, лицо (если есть), число,
род (если есть) одной из форм глагола (на выбор).
14. Представь, что ты интересуешься породами собак, а одноклассник
(одноклассница) дал (дала) тебе почитать книгу о редких охотничьих породах.
Вежливо поблагодари его (её). Запиши свою благодарность.
Ответы:
1.Досу́г, занята́, красúвее, кварта́л
2. Радуги (радуга)
4.Медузы сами слышат приближение шторма.
5. Примерный план:
1. Медузы неожиданно исчезли.
2. Медузы перехитрили шторм.
3. Как медузы чувствуют приближение шторма.
6. Почему медузы уплыли от берега?
Когда разыгрался шторм?
Где у медузы расположена колбочка?
Чем заполнена колбочка?
7.Шторм – это сильная буря на море.
8.Исчезли – пропали, скрылись
9. Брюшком.
10. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) формы имён существительных: колбочка, жидкостью, песчинки;
2) морфологические признаки одной из форм, например:
колбочка – ж. р., 1-е скл., ед. ч., им. п.;
жидкостью – ж. р., 3-е скл., ед. ч., тв. п.;
песчинки – ж. р., 1-е скл., мн. ч., им. п.
11. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) формы имён прилагательных: слабые (существа), плохие (пловцы);
2) морфологические признаки одной из форм, например:
слабые (существа) – мн. ч., им. п.;
плохие (пловцы) – мн. ч., им. п.
12. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) местоимения: мы, их;
2) лицо и число одного из них, например:
мы – 1-е лицо, мн. ч.;
их – 3-е лицо, мн. ч.
13. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) формы глаголов: валялся, шевелил, выкинуло;
2) морфологические признаки одной из форм, например:
валялся – 1-е спр., прош. вр., ед. ч., м. р.;
шевелил – 2-е спр., прош. вр., ед. ч., м. р.;
выкинуло – 1-е спр., прош. вр., ед. ч., ср. р.
14.Большое спасибо, я обязательно прочитаю эту книгу. Мне это будет очень
интересно.