Возникновение прав на землю из актов государственных органов

Сделки и административные акты оив и омсу являются наиболее распространенными основаниями приобретения прав на землю. В результате принятия решений (административных актов) о предоставлении земельных участков соответствующих органов граждане и юл приобретают право собственности на землю и иные права.

Пока единственным собственником земли было государство, непосредственным основанием для возникновения того или иного права на землю всегда служили правоустанавливающие действия гос органа, компетентного принимать соответствующие решения. Органы землеустройства фиксировали свое внимание на внешних юридических признаках формирования поземельных прав и обязанностей, таких как: правомерность предоставления земельного участка на основании решения компетентного государственного органа, соблюдение норм и сроков отвода участка и порядка выдачи просителям земельных документов и т.п.

Таким образом, права, возникающие из различных актов органов государственной власти и местного самоуправления, сместились с предоставления прав постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения в сторону заключения договоров аренды и передачу земельных участков в собственность. Так согласно Конституции РФ, земля находится в государственной, муниципальной, частной и иной формах собственности, то и органы местного самоуправления (субъектов федерации) вправе издавать распоряжения о порядке предоставления земель, находящихся в муниципальной собственности (собственности субъектов федерации). Так как земли сельхозназначения являются собственностью субъектов РФ, то и распоряжение ими происходим на уровне субъектов Федерации.

Основания возникновения права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) являются различными в связи с тем, что выделяются два вида земельных сервитутов - частный и публичный. Основания возникновения частного сервитута согласно п. 1 ст. 23 ЗК РФ определяются в соответствии с гражданским законодательством. Публичный же сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков (п. 2 ст. 23 ЗК РФ).

Реквизиция ЗУ.

1. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции.

2. Реквизицией не является изъятие земельных участков, осуществляемое в порядке изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд.

3. В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка.

4. Собственник земельного участка, у которого реквизирован земельный участок, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми осуществлена реквизиция, требовать возврата ему реквизированного земельного участка в судебном порядке.

Оценка, в соответствии с которой собственнику земельного участка компенсируются стоимость реквизированного земельного участка, убытки, причиненные в связи с его реквизицией или временным ограничением его прав, может быть оспорена собственником земельного участка в судебном порядке.

Конфискация ЗУ.

ЗК РФ предусмотрено, что земельный участок может быть изъят у собственника по решению суда в виде санкции за совершение им преступления (конфискация). Конфискация земельного участка носит безвозмездный характер и может устанавливаться только в Уголовном кодексе РФ как вид наказания за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. В настоящее время данная санкция за совершение преступлений из Уголовного кодекса РФ исключена.

Конфискация – принудительное безвозмездное изъятие имущества у собственника имущества за совершённые им преступления или правонарушения.

Земельный участок может быть конфискован в случае совершения преступления (по решению суда).

Не подлежит конфискации по приговору суда имущество и предметы, принадлежащие осуждённому на правах частной собственности или являющиеся его долей в общей собственности; земельные участки, на которых расположен не подлежащий конфискации дом, постройки, земельные участки, необходимые для нужд с/х и личного подсобного хозяйства.

24. Субъекты и объекты права пользования землёй

Так, субъектами правоотношений собственности являются собственники земли, пожизненного наследуемого владения — владельцы, пользования — землепользователи, аренды — арендаторы и арендодатели.

Все субъекты земельных правоотношений делятся на две группы: граждане (физические лица) и юридические лица. Особым участником земельных правоотношений являются РФ, субъекты РФ, муниципальные образования.

В силу различных причин возникает необходимость ограничения круга субъектов. Такие особенности устанавливаются земельным законодательством и отдельными федеральными законами для иностранных граждан и лиц без гражданства. Иностр. юр. лица, иностр. гр-не (не м\б частными собственниками с\х земель и в земельной приграничной зоне, зем. уч. им предоставляются только за плату), По общим правилам, полная дееспособность у участников земельных правоотношений возникает у таковых при достижении возраста 18 лет, для юридических лиц после соответствующей государственной регистрации.

Объекты:

1. Федеральная собственность – земельные участки, которые признаны таковыми федеральным законодательством.

а) земли, право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности

б) земли приграничных территорий

в) земли, занятые объектами обороны

г) земли, занятые космическими объектами

д) земли, на которых находятся предприятия, находящиеся в федеральной собственности государства

е) земли природо-заповедного фонда федерального назначения

ж) земли, которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством

з) земельные участки, непредоставленные в ЧС.

2. Собственность субъектов РФ – земельные участки, которые признаны таковыми федеральным законодательством.

а) земли, право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности

б) земельные участки, которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством

в) земельные участки, занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъекта РФ

г) земли особо охраняемых природных территорий, находящихся в собственности субъекта РФ (например, Кудряшовский заказник).

3. Муниципальная собственность – земельные участки, которые признаны таковыми в соответствии с ФЗ и законными субъектов РФ.

а) земельные участки, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю

б) земли, которые приобретены в соответствии с гражданским законодательством

в) земли, которые заняты муниципальным жилым фондом, городскими лесами

г) дороги, скверы, проезды

В земельном праве можно говорить о сложной структуре понятия «объект земельных правоотношений».

Во-первых, принято говорить о совокупном объекте земельных отношений. Таким объектом является земля. При этом земля определяется в первую очередь как природный объект и природный ресурс.

земли сельскохозяйственного назначения;

земли населенных пунктов;

земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

земли особо охраняемых территорий и объектов;

земли лесного фонда;

земли водного фонда;

земли запаса.

Наши рекомендации