Термины специальности в казахском и русском языках

Термины – это слова или словосочетания, которые имеют строго определенное значение в той или иной области науки и техники. Каждая наука и сфера профессиональной деятельности имеют свою терминологическую систему. Термины подразделяются на два вида: узкоспециальные и общенаучные. Узкоспециальные термины – это термины, имеющие значения, характерные для какой-либо специальности данной отрасли. Общенаучные термины – это термины, которые используются в нескольких областях науки и техники.

Одной из характерных особенностей современного научного стиля является терминологическая омонимия. Один и тот же термин может входить в разные терминологические системы, и за каждым термином закрепляются разные дефиниции.

Способы терминообразования в русском языке

Наиболее обширный пласт теминологической лексики всех современных наук образуется с помощью словообразовательных элементов (корней, префиксов, суффиксов) греческого и латинского языков. Эти словообразовательные элементы имеют статус международных терминоэлементов, на основе которых создается интернациональная терминологическая лексика.

Основными способами терминообразования в русском языке являются:

1) отглагольные существительные с суффиксом –ени(е), -ани(е);

2) существительные с суффиксом –ость со значением отвлеченного признака;

3) отглагольные существительные с суффиксом –к со значением абстрактного понятия;

4) наименования с суффиксом –тель со значением предмета;

5) существительные с нулевым суффиксом со значением абстрактного понятия;

6) сложные слова, состоящие из 2-корней;

7) отглагольные прилагательные с суффиксами –уч-,-юч-;

8) терминологические сочетания слов;

9) сложносокращенные слова (аббревиатуры) (23, с. 46-51).

Словообразовательные элементы греческого происхождения
а – отрицание дин(амо) – сила поли – много
авто – сам дром – бег, путь псевд(о) – ложь
агр(о) – поле зоо – животное псих(о) – душа
антроп(о) – человек кал(ли) – прекрасный стат(и) – стоящий
арифм(о) – число кардио – сердце теле – далеко
арх(и) – начало, главенство кило – тысяча тео – бог
архе(о) – древний кине – движение термо – тепло
атм(о) – воздух лекс(ико) – слово тетра – четыре
аэр(о) – воздух логос – слово, мысль, учение тех(о) – искусство, мастерство
бактериа –палочка макр – крупный фил(а) – любитель, друг
би(о) – жизнь мело – песня фито – растение
библи(о) – книга мета – за-, пере- -фоб, -фобия – боящийся, боязнь
гелио(о) – солнце метр(ия) – мера фо(о) – звук
ге (о) – земля механик – машина фот(о) – свет
гидр(о) – вода мио – мышца хоре(о) – пляска
гипо – внизу, снизу, под моно – один, единый хрон(о) – время
грамма – запись, буква морф – форма цито – клетка
граф(о) – писать нео – новый эго – я
ди – два оним – имя экзо – снаружи
диа – между ойкос (эко) – дом эндо – внутри
  пале(о) – древний этн(о) – народность
  пан(о)-весь,все  
  педо – дитя  
Словообразовательные элементы латинского происхождения
ави(а) - птица гом(о) - человек квази - якобы
акв - вода гранд - большой колор - цвет
антикв - древний де – удаление, отмена, движение назад лабор - труд
арм - оружие дец(и) - десять линг(в) - язык
ауди - слушать дикт(о) - говорит максим - наибольший
би - дву дис (диз) – разделение, отделение,отрицание меди - середина
бреви - краткий ду - два мемор - память
вибр(о) - дрожать интер - между милли - тысяча
вит(а) - жить интра - внутри мото – двигатель, движение
витр - стекло санти - сто мульти - много
вице - вместо соци(о) - общество нигил - ничего
номин - имя стру(кт) – строить Уль дим(о) – последний,
пост - после суб - под ультра – более, сверх, за
плюр - много С супер, супра – над, верх цент - сто
прим - первый терции – третий, треть цитр(о) - лимон
радио - излучать тра(нс) – за, пере экстра – вне, сверх
ре – внось, назад, обратно   юр(и) - право
ретро - назад    

Дефиниция(определение) – краткая идентификационная характеристика предмета, обозначенного определенным термином. Существует два вида дефиниций – квалификационная и ситуативная. Квалификационная дефиниция характеризуется максимально полным набором идентификационных признаков. Ситуативная – характеризуется контекстуально оправданным усечением, частичным воспроизведением полной дефиниции [23].

Задание 1. Объясните значение данных терминов. Определите к какой области науки относятся приведенные ниже термины.

Материя, дюбель, портландцемент, диалектика, санкция, гарант, заем, инвестор, пеня, резус, самозаживление, симптом, цифра, шестиугольник, влагостойкий материал, эллипс, файл, чат, монитор, фланг, флот, армия, сержант, сирена, рапорт, торпеда, луч, минус, гидрофобность, описание.

Задание 2. Приведите дефиниции, соответствующие данным терминам.

Вальмовая крыша, вантовая конструкция, деревопластика, дермантин, деформация.

Задание 3. Выберите архитектурно-строительный термин, соответствующий предложенной дефиниции. Объясните значение остальных терминов. В затруднительных случаях можно использовать словарь архитектурно-строительных терминов.

1. Защита строительных объектов от воды (гидроизоляция, теплоизоляция, пароизоляция).

2. Материал, изолирующий тепло (Гидроизоляционные строительные материалы, теплоизоляционный материал).

3. Способность материала не смачиваться водой (Гидрофобность, биостойкость)

4. Горизонтальная несущая конструкция зданий и сооружений, имеющая опору в двух или более точках (Балка, бордюр).

5. Высокопрочный стойкий к выветриванию строительный материал – магматическая горная порода черного или темно-зеленого цвета, использующаяся для облицовки фасадов зданий (Габбро, фибро, графика)

6. Заполненная художественным изображением часть стены, обрамленная лентой орнамента или лепной рамкой (Панно, декор).

7.Ограждение крыш, лестниц, галерей, балконов в виде перил с невысокими фигурными стойками (Балюстрада, терасса).

8. Элементы ограждающих конструкций лестниц, балконов, террас, поддерживающие перила (Балясины, балдахин).

9. Ограждение балкона, кровли здания, моста, набережной и т. п. В некоторых случаях парапет решается как декоративный художественный элемент (Парапет, барельеф).

10.Битумная черепица, центральный слой которой — упругое стекловолокно (Бардолин, виадук).

11. Способность материала без разрушения изменять свои размеры и форму под воздействием внешней нагрузки и сохранять эти изменения после прекращения ее действия (Пластичность, водонепроницаемость).

Задание 4.Образуйте как можно больше слов с данными терминообразующими элементами.

Элементы греческого и латинского происхождения Слова с данными элементами
поли-  
антикв-  
гидро-  
арх(и)-  
микро-  
де -  
би-  
дис (диз) -  
супер, супра -  
ультра -  

Задание 5. Укажите случаи лексической несочетаемости слов.

Оказать помощь, оказать содействие, оказать доверие, оказать желание;

Принять участие, принять во внимание, принять к сведению, принять клиента, принять уважение;

Указать на ошибки, указать на недочеты, указать на дверь, указать безразличие;

Соответствовать требованиям, соответствовать окружению, соответствовать своевременно.

Реализовать идею, реализовать товар, реализовать некомпетентность.

Проявить неосведомленность, проявить уважение, проявить возражение.

Текст 1

Из истории профессии

Строительство – отрасль жизнедеятельности человека, которая появилась в глубокой древности. Начиная с первого шалаша, состоящего из листьев и деревянных палок и заканчивая капитальным строительством с использованием современных технологий, человечество решало проблему независимости от окружающей среды.

Человек учился и перенимал умение строить примитивные подземные сооружения у зверей. Однако даже самые простые постройки людей, в отличие от убежища зверей, являлись отражением не только физических, но и духовных потребностей. Стены и пол жилищ целенаправлено выравнивались, потолку придавалась определенная форма, осмысленно оформлялись входы, увеличивались или уменьшались объемы различных помещений, появлялись элементы декора и т.д.

Позднее человек начинает строить каменные жилища, а для работы с камнем были необходимы стальные инструменты. Их появление было прорывом, позволившим древним людям создавать свои первые рукотворные пещеры. Камни, уложенные друг на друга и скрепленные смесью, эффективно защищали человека не только от непогоды, но и служили оборонительными сооружениями от атак воинствующих племен.

Человек научился дробить камень и получать из него щебень. Он делал первые попытки изобретения бетона: мешал щебень с песком, глиной, водой.

Первое известное упоминание про производство бетона датируется временами Древнего Рима. Затем технология производства бетона была забыта человечеством на целое тысячелетие. И только в 19 веке она была открыта вместе с изобретением портландцемента и использовалась всеми строителями мира.

Таким образом, на протяжении всей истории цивилизации люди работают над тем, чтобы создать для себя комфортные условия жизни. Благодаря развитию научно-технического прогресса появляются новые технологии, новые сторительные материалы, решается вопрос строительства красивых комфортных зданий.

(http://technolog.kz)

Задание 1.Определите стиль текста.

Задание 2. Выпишите из текста узкоспециальные и общенаучные термины.

Задание 3. С помощью словаря архитектурно-строительных терминов объясните их значение.

Задание 4. Подберите к данным терминам эквиваленты в казахском языке.

Задание 5. Ответьте на вопросы:

Каким было первое жилище человека? У кого человек учился строить примитивные подземные сооружения? Как изменило жизнь человека использование в строительстве жилищ камня? Когда появилась первая технология производства бетона? Что такое портландцемент?

Задание 6.Объясните значение терминосочетаний. Составьте с ними предложения. Переведите термины на казахский язык.

Рукотворные пещеры, подземные сооружения, капитальное строительство, элементы декора.

Задание 7. Запишите 10-15 профессиональных слов по вашей специальности. Дайте им определение, укажите сферу их использования.

Текст 2

Из истории архитектуры

Путешествуя сквозь время многие архитектурные сооружения доносят до наших дней дух своей эпохи. Уникальны в этом отношении дворцовая и церковная архитектура, древние храмы.

Становление архитектуры началось с использования подземных полостей естественного происхождения. Это направление в архитектуре начало формироваться уже на заре развития человечества. Там, где было возможно, человек использовал природный рельеф и выбирал естественные укрытия: расщелины, пещеры и гроты.

Почти у всех народов с древних времен существовала деревянная архитектура, как наиболее доступная и удобная. Многовековое наследие деревянной архитектуры, особенно ее легкость и возможность декоративной обработки, продолжало оказывать большое влияние на строительство. В районах, где ощущался недостаток в дереве, применялись глина и алебастр. Из глины при устройстве пещер делали глинобитные конструкции как на земле, так и под землей или превращали ее в кирпич-сырец. Так как, такой материал был абсолютно непригоден к созданию плоских перекрытий, для образования потолков стали возводить конусные или эллиптические кровли, которые послужили прототипом для сводов из клинчатых кирпичей или камней. Эти конструкции затем нашли широкое применение в архитектуре. Развитие зодчества одного региона оказывало влияние на характер производства строительных работ в других местах. Спокойное и постепенное совершенствование архитектуры в одном районе происходит до того времени, пока в него не начинают проникать конструктивные и декоративные формы из других областей, которые развивались при наличии иных материалов и технических приемов выполнения работ. Постепенно, приспосабливаясь к новым условиям, смешанные формы совершенствуются как в конструктивном, так и в художественном отношении. Архитектурные формы и их элементы чаще всего не изобретались одним человеком, а постепенно трансформировались под воздействием различных факторов, удовлетворяя требованиям долговечности, удобства и красоты.

Таким образом, эволюция архитектуры строительства привела к формированию различных архитектурных стилей, то есть исторически сложившейся устойчивой общности системы образов, средств и приемов художественной выразительности.

(http://technolog.kz)

Задание 1.Составьте вопросы к тексту.

Задание 2. Найдите в тексте термины. Определите способы образования данных терминов.

Задание 3.Выпишите из текста отглагольные существительные. Определите способы их образования.

Задание 4. Выпишите из текста глаголы. Образуйте от глаголов страдательные и действительные причастия.

Задания 5. Найдите в тексте отвлеченные существительные, образованные с помощью суффиксов –к (а), -ств (о), -ость.

Задание 6. Объясните значение терминов. Переведите термины на казахский язык. Составьте предложения с данными терминами.

Архитектурный стиль, зодчество, дворцовая архитектура, деревянная архитектура, церковная архитектура, эллиптическая кровля.

Текст 3

Архитектор

Танцующий дом в Праге, пирамида Хеопса, замок небезызвестного графа Дракулы, самый высокий небоскреб в мире – “Халифа”, летающие и плавающие дома. Что их всех объединяет? Объединяет эти строения труд архитектора. Архитектор является одной из самых древних профессий. Наследие, которое они нам оставили, позволяет проследить возникновение, развитие, спад и возрождение различных направлений в искусстве. Архитектура – это «визитная карточка» города, страны, эпохи, и даже цивилизации. Появление первых профессиональных архитекторов на Руси датируется концом XV – началом XVI веков. Правда, это были иностранные специалисты – архитекторы из Италии. С тех пор прошло немало времени. Образ зодчего сильно отличается от современного архитектора. Однако суть их работы не изменилась: спроектировать сооружение, которое будет максимально удовлетворять потребностям клиента. Представители профессии Архитектора являются достаточно востребованными на рынке труда. Несмотря на то, что вузы выпускают большое количество специалистов в этой области, многим компаниям и на многих предприятиях требуются квалифицированные Архитекторы. Архитекторы работают в конструкторских бюро при министерствах и ведомствах, проектных институтах, в архитектурных подразделениях промышленных предприятий, архитектурных мастерских, и, как правило, осуществляют работы по градостроительству, архитектуре жилых, общественных и промышленных зданий, реставрации памятников и т.д. Согласно результатам опроса, профессию Архитектора нельзя назвать редкой, в нашей стране она достаточно распространена. Уже несколько лет на рынке труда наблюдается спрос на представителей данной профессии. Архитектура – это искусство создания сооружений. Следовательно, архитектор – это своего рода художник, которому свойственны: воображение, креативность, чувство вкуса и стиля, пространственное мышление, цветоразличение, твердость руки, способность создавать картину по словесному описанию, развитый эстетический и художественный вкус. Архитектор выполняет множество обязанностей: выбирает площадь под строительство, разрабатывает идею, создает чертежи. При этом он не должен забывать о водопроводе, электроснабжении, вентиляции, пожарной безопасности, отоплении. Такая работа требует хорошей памяти, внимательности и ответственности. Работа специалиста этого профиля предполагает умения согласовать с заказчиком всех нюансов проекта. Важно при этом быть пунктуальным, коммуникабельным и тактичным.

(http://technolog.kz)

Задание 1.Ответьте на вопросы.

Когда появились первые архитекторы на Руси? Что вы знаете о профессии зодчего? Чем занимались зодчие? Востребован ли на современном рынке труда труд архитектора? Где работают архитекторы? Каковы функции архитекторов? Каким требованиям должен соответствовать архитектор-специалист?

Задание 2. Найдите в тексте причастные обороты. Преобразуйте их в предложения.

Задание 3.Просклоняйте слово «зодчий». Составьте с ним словосочетания. В этимологических словарях проследите историю появления данного слова.

Задание 4.Используя нижеприведенные слова и словосочетания, создайте портрет современного архитектора.

Хорошая память, бдительность, ответственность, пунктуальность, коммуникабельность, тактичность, воображение, креативность, чувство вкуса и стиля, пространственное мышление, цветоразличение, твердость руки, способность создавать картину по словесному описанию, развитый эстетический и художественный вкус.

Задания для СРО:

1. Из словаря иностранных слов выберите и запишите 10-15 терминов, произошедших от латинских слов и относящихся к вашей специальности. Приведите их эквиваленты в казахском языке.

2. Напишите сочинение на тему «Моя будущая профессия».

Тема 9

КЛК «Отечественные ученые и изобретатели»

Наши рекомендации