Инжиниринг в управлении нефтегазостроительными проектами
В рамках современного практического развития проектного управления широкое распространение получила концепция инжиниринга. Применение этой концепции в рамках нефтегазовых трубопроводостроительных проектов представляется эффективным, что подтверждается практическим опытом, а также научным обоснованием.
Инжиниринг(от англ. engineering, лат. ingenium — изобретательность, выдумка, знания) — одна из признанных форм повышения эффективности бизнеса, суть которой состоит в предоставлении услуг исследовательского, проектно-конструкторского, расчетно-аналитиче-ского, производственного характера, включая подготовку ТЭО, выработку рекомендаций в области организации производства и управления, а также реализации продукции.
Соответственно инжиниринговая компания специализируется на предоставлении инжиниринговых услуг, способна оказывать услуги в различных предметных областях и привлекать к выполнению работ необходимых участников.
Различают следующие направления инжиниринга:
742
Часть V. Управление нефтегазостроительными проектами
• проектный инжиниринг: предынвестиционные исследования,
оформление исходно-разрешительной документации, разработ
ка обоснований инвестиций, ТЭО (проектов) строительства, сбор
исходных данных и подготовка заданий на проектирование, осу
ществление функций генерального проектировщика, разработка
специальных разделов проекта, экспертиза, сопровождение
проектов;
• технологический инжиниринг: предоставление заказчику строи
тельных и «эксплуатационных» технологий вместе с лицензиями
на их использование, технологическое проектирование, форми
рование заказных спецификаций на технологическое оборудова
ние;
• стоимостной инжиниринг: разработка бюджетов и смет по про
екту;
• финансовый инжиниринг: разработка новых финансовых инстру
ментов и операционных схем;
• производственный инжиниринг: подготовка тендерной доку
ментации на поставки, работы и услуги; подготовка
производства и организация работ, надзор за изготовлением,
поставками и производством работ, организация контроля
качества, организация пусконаладочных работ, услуги по
эксплуатации объекта;
• комплексный (системный) инжиниринг: совокупность инжини
ринговых услуг, обеспечивающая возможность реализации про
ектов «под ключ» или по системе «BOOT» (build-own-operate-trans-
fer). Данная система предполагает, что подрядчик не только
проектирует и строит объект, но и эксплуатирует его в течение
длительного {20—25 лет) срока, после чего передает его заказчи
ку — обычно государству;
• консультационный инжиниринг: инжиниринговые услуги
любого из перечисленных направлений, оказываемые
в форме советов, рекомендаций и подготовки решений для
заказчика.
Структура функций инжиниринга в системе управления инвестиционным проектом приведена на рис. 21.2.2. В соответствии с этой структурой зарубежные заказчики нередко применяют два вида контрактов на управление проектами: на инжиниринг и собственно управление проектами. Вместе с тем, учитывая интегрирующую роль системы управления проектом, чаще всего контракт бывает единым, включая как инжиниринг, так и управление проектом.
Глава 21. Корпоративное и проектное управление в нефтегазовом строительстве 743 |
Рис. 21.2.2. Структура функций инжиниринга в системе управления инвестиционным проектом
К числу важнейших преимуществ системы инжиниринга следует отнести:
• повышение, при прочих равных условиях, эффективности инве
стиций в связи с появлением реальных рычагов воздействия на
смету/бюджет проекта;
• сокращение сроков выполнения работ и производственных из
держек;
• привлекательность для заказчиков перспективы консолидации
в одних руках необходимого набора услуг, связанных с осуществ
лением инвестиционных проектов;
• появление реальных предпосылок для перехода к эффективному
профессиональному управлению в связи с сосредоточением
в руках инжиниринговой компании технической и стоимостной
информации по проекту;
• снижение инвестиционных и других рисков для компании, ис
пользующей систему инжиниринга;
• повышение конкурентоспособности на отечественном и зарубеж
ных рынках в связи с признанием деловым миром эффективно
сти использования инжиниринга.
Целесообразно включать функции инжиниринга в состав функций управляющей компании, отвечающей за разработку и реализацию нефтегазовых трубопроводостроительных проектов, с выделе-
744
Часть V. Управление нефтегазостроительными проектами
нием структурного подразделения, ответственного за реализацию функций инжиниринга. Дополнительным аргументом в пользу включения инжиниринга в состав функций управляющей компании является необходимость проведения постоянных технологических исследований, направленных на выявление новых технологических решений и принятие решение об их внедрении в рамках развития объекта.
Включение функции инжиниринга в состав сферы деятельности управляющей компании требует организационных решений, согласовывающих эти функции как с функциональным, так и с проектным разделением труда. На рис. 21.2.3 показано место инжиниринга в организационном пространстве проектно-ориентированной управляющей компании, осуществляющей разработку и реализацию нефтегазовых трубопроводостроительных проектов.
Рис. 21.2.3. Место инжиниринга в организационном пространстве управляющей компании |
Таким образом, инжиниринг рассматривается как одна из функциональных областей каждого проекта. Структурное подразделение, отвечающее за реализацию функций инжиниринга, находится в двойном подчинении исполнительному функциональному руководству компании, а также управляющим проектами. Такая ситуация является типичной для многих проектно-ориентирован-ных компаний, использующих матричные организационные структуры.
Рис. 1.2.1. Структура топливно-энергетического баланса Российской Федерации (2004 год)
Рис. 1.2.2. Эволюция структуры мирового энергетического баланса
Рис. 1.2.3. Структура производства газа в 2004 году
Рис. 1.2.4.Экспорт нефти и газа из России в 1994 — 2004 годы (млн. тонн, млрд. куб. метров)
Рис. 1.2.5. Структура экспорта российской нефти по компаниям
в 2004 году
Рис. 1.2.6. Структура потребления газа в России в 2004 году
Рис. 1.2.7. Трубопроводы СССР/СНГ (до 1998 года) и РФ (с 1992 года), км
Рис. 1.2.8. Распределение сроков
эксплуатации магистральных
газопроводов
Рис. 1.2.9. Распределение сроков
эксплуатации магистральных
нефтепроводов
Рис.3.4.1.. Структура Единой системы газоснабжения России
Рис. 10.2.1. Газоперекачивающие агрегаты ГПА — 16 «Урал» на КС
Рис. 10.2.2. Принципиальная схема газоперекачивающего агрегата на примере блочпо-контейнерпого ГПА серии Урал: 1 — контейнер турбоблока; 2 — рама ЦБН (центпробежного нагнетателя); 3 — маслобак ЦБН; 4 — СтоЖа СГУ; 5 — кран-балка; 6 — ЦБН;
7 — выхлопная улитка;
8 — рама ГТУ
(газотурбинного
устройства); 9 — опоры
выхлопа; 10 — ГТУ; 1! — крон
шаровой трехходовой;
12 — система охлаждения ГТУ; 13 — АВО (аппарат воздушного охлаждения) ГТУ';
14 —АВО ЦБН;
15 — фильтры топливного и
пускового газа; 16 — блок
обеспечения 3x6 м.;
17 — система подогрева
циклового воздуха;
18 — тракт всаса ВОУ
(воздухо очистительного
устройства); 19 — тракт
выхлопа; 20 — система
охлаждения трансмиссии;
21 — система вентиляции
контейнера; 22 — система
обогрева контейнера
Рис. 15.3.2. Управление проектами морских трубопроводов на базе геоинформационных систем {ГНС}
Глава 21. Корпоративное и проектное управление в нефтегазовом строительстве 745
21.3. ВЗАИМОСВЯЗЬ СТАНДАРТОВ ПРОЕКТНОГО И КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Современные исследователи теории и практики управления проектами отмечают, что на текущем этапе развития повышается уровень системности в применении этой методологии, что проявляет себя в создании корпоративных или межкорпоративных комплексных систем управления проектами, построенных на стандартах управления.
Научно-практическое направление по выработке и распространению стандартов управления родилось достаточно давно. В 1980-х гг. были созданы первые комиссии Международной организации по стандартизации (ISO — International Standard Organization), работа которых была направлена на создание стандартов по системе менеджмента качества. В силу того, что самой значимой и общепризнанной концепцией управления качества стало Всеобщее управление качеством (ТОМ — Total Quality Management), предписывающее заниматься качеством на всех участках и областях корпоративного управления, то сложившаяся к 1994 г. группа стандартов ISO 9000: 1994 по большому счету регламентировала не столько управление качеством как таковое, а систему управления предприятием, основным рычагом повышения эффективности которой было качество в очень широком смысле этого слова (и качество продукции, и качество проектных решений, и качество материалов, и качество выполняемых работ, и, наконец, качество управления).
В очередной утвержденной редакции стандартов ISO 9000:2000 уже совершенно четко идет речь не о качестве, а о системах управления. При этом качество уже рассматривается не как единственный рычаг повышения эффективности управления, но как один из многих. Стандарты ISO 9000: 2000 регламентируют систему управления безотносительно отраслевой принадлежности и специфики деятельности. Это некие общие принципы, построенные на основе современной теории управления и актуального опыта лучших компаний.
В области управления проектами общепринятым основным стандартом управления проектами является «Руководство по управлению проектом» (Guide to the Project Management Body of Knowledge, или чаще всего сокращенно РМВоК: 1996), созданное американским Институтом проектного управления (PMI — Project Management Institute) и переработанное в 2000 г.
Стандарты ISO 9000: 2000 и РМВоК: 2000, регламентирующие построение системы управления проектами, создают центр всей системы корпоративных, межкорпоративных и проектных стандартов
Часть V, Управление нефтегазострошпельными проектами
управления. Этот центр обеспечивает согласованность самых важных принципиальных основ использования методологии управления проектами, единство используемых методов, средств и инструментов, общие требования к информационным системам в плане использования программного обеспечения и отчетной документации и создает возможность для совместной работы самым различным участникам в рамках больших и сложных международных проектов. Но при этом, конечно, эти стандарты не могут быть использованы напрямую в их изначальном виде в качестве стандартов управления. Требуется необходимая адаптация к конкретным условиям конкретного проекта и его участников.
Для этого предлагается следующее решение (см. рис. 21.3.1), определяющее общие структурные контуры системы стандартов управления нефтегазовыми проектами.
Как видно из рис. 21.3.1, стандарты ISO 9000 определяют общую систему управления. Стандарты управления проектами, изложенные в РМВоК 2000, создают основу для построения системы управления проектами. Эти стандарты являются центральным звеном всей системы стандартов управления международными проектами.
Отталкиваясь от них и используя их в качестве методологической базы, разрабатывались корпоративные стандарты известных управляющих (очень часто одновременно являющихся инжиниринговыми) компаний, осуществляющих проекты по всему миру, таких как Fluor Daniel Corporation, Technip-Coflexip, Bechtel, Parsons, Man, Petrofac, Foster Wheeler Inc., AMEC, ABB Group, World Super Engineering. Эти корпоративные стандарты регламентируют мультипро-ектное управление в компаниях, участвующих в международных нефтегазовых проектах в качестве девелоперских управляющих компаний. После этого необходимо разрабатывать стандарты управления применительно непосредственно к международным нефтегазовым проектам. Такой подход к созданию стандартов управления международными проектами обеспечивает использование передового опыта, лучшей практики и современных теоретических концепций, а также согласовывает общие принципы проектного управления с принципами современного управления качеством, проектно-ориентированных подходов (таких как реинжиниринг бизнес-процессов BPR (Business Process Reengineering), процессно-ориентированным учетом ABC (Activity Based Costing), сбалансированной системой показателей BSC (Balanced ScoreCards), моделью развития процессов СРМ (Capability Process Maturity)), а также с проблематикой предметной области. Стрелки на рис. 21.3.1 показывают необходи-
Глава 21. Корпоративное и проектное управление в нефтегазовом строительстве 747
мость такого взаимного согласования, а не простое механическое перенесение.
Рис. 21.3.1. Общая схема построения системы стандартов управления международными нефтегазовыми проектами
Особо необходимо отметить сложность сопряжения уровней корпоративных систем управления участников проекта и системы управления самим проектом. В настоящее время уровень корпоративных стандартов в большинстве крупных компаний является очень развитым.
При этом следует понимать, что во многих случаях может возникать пересечение областей регламентации у корпоративных стандартов и стандартов управления отдельным проектом. Такую ситуацию желательно исправлять, причем основным подходом должно быть пе-
748
Часть V. Управление нефтегазостроительными проектами
ренесение в систему стандартов управления проектами только общекорпоративного уровня, не затрагивающего деятельность по отдельным проектам. Такое перенесение, конечно же, не может осуществляться автоматически по причине того, что в нефтегазовых проектах участвует большое количество участников со своими нормами корпоративного управления.
Рассмотрим кратко международные нормы корпоративного управления, используемые во многих крупных компаниях, активно участвующих в международных нефтегазовых проектах. Прежде всего, необходимо прояснить сам термин корпоративного управления или, как иногда говорят, корпоративного поведения.
Корпоративное управление (корпоративное поведение)— широкий термин, охватывающий разнообразные действия, связанные с управлением хозяйственными обществами.
Корпоративное поведение хозяйственных обществ влияет на экономические показатели их деятельности и на их способность привлекать капитал, необходимый для экономического роста. Стандарты корпоративного поведения распространяются на хозяйственные общества всех видов, но в наибольшей степени они важны для акционерных обществ. Целью стандартов корпоративного поведения является защита интересов акционеров, в том числе миноритарных, а также любых контрагентов, вступающих в хозяйственные и правовые отношение с корпорацией.
Далее необходимо показать место стандартов управления в построении системы управления. Сами стандарты не могут создать системы управления. Они содержат только решения по такой системе, т. е. требования, предъявляемые к активным субъектам управленческой деятельности, т. е. к людям, и к пассивным объектам, т. е. к материально-техническому обеспечению. Эти три элемента находятся в динамическом взаимодействии, которое и образует систему управления (рис. 21.3.2).
Система управления состоит из:
• системы взаимосвязанной документации, отражающей органи
зационно-проектные решения по системе управления, т. е. стан
дартов управления;
• рабочего коллектива, подготовленного для реализации организа
ционных решений, содержащихся в стандартах управления;
• совокупности материально-технических и информационно-тех
нологических средств, с помощью которых персонал осуществ
ляет внедрение и функционирование организационных решений,
содержащихся в стандартах управления.
Глава 21. Корпоративное и проектное управление в нефтегазовом строительстве 749 |
Рис. 21.3.2. Основные элементы системы управления
В содержательном плане принципиальная структура стандартов управления нефтегазостроительными проектами, учитывающая ранее предлагаемые решения по концепции девелопмента и инжинирингу, представлена на рис. 21.3.3.
В содержательном аспекте в системе стандартов управления проектами можно выделить следующие необходимые элементы, подвергаемые регламентации:
1. Стратегия.
750
Часть V, Управление нефтегазостроительными проектами
2. Контроль.
3. Инжиниринг.
4. Сроки.
5. Затраты.
6. Ресурсы.
7. Персонал.
8. Коммуникации.
9. Риски.
10. Закупки.
11. Строительство.
Рис. 21.3.3. Принципиальная содержательная структура стандар- тов управления проектами
Стратегия. В зависимости от размера, длительности реализации и местоположения проект занимает определенное место в структуре проектов компании и имеет большую или меньшую автономность. Для менеджера проекта важно проанализировать место проекта в структу-
Глава 21. Корпоративное и проектное управление в нефтегазовом строительстве 751
ре компании, отношения с внешними участниками проекта. Он определяет свою персональную ответственность и стратегию построения договорных отношений с третьими сторонами.
Менеджер проекта обязан составить полный перечень участников проекта, включающий заказчика, партнеров, генерального подрядчика, субподрядчиков, поставщиков основного оборудования. Для каждого участника устанавливается тип взаимоотношений (кто, кого, чем обеспечивает), а также характерные риски — с тем чтобы учесть их при разработке стратегии. В первую очередь менеджер проекта должен понять технологию принятия решений заказчиком и оценить, каким образом она может повлиять на ход реализации проекта.
В результате менеджер проекта подготавливает документ, описывающий взаимодействия участников проекта, в котором определяются:
• цель и периодичность встреч участников проекта (координацион
ный совет, еженедельные встречи и др.);
• периодичность, частота и содержание отчетов.
Менеджер проекта распределяет задачи между членами своей команды таким образом, чтобы охватить все планируемые работы. Он также следит за выполнением предписаний по организации работ по проекту.
Контроль.Менеджмент проекта в любой компании осуществляется в соответствии с так называемой корпоративной цепью формирования затрат. Выполнение работ по проекту начинается тогда, когда контракт подписан заказчиком. Первой задачей менеджера проекта являются изучение контракта и предложений поставщиков. Обычно эти документы передаются ему коммерческим менеджером во время встречи, посвященной передаче полномочий. С этого момента менеджер проекта является для компании лицом, ответственным за проект в целом.
Инжиниринг.Функции инжиниринга различны в зависимости от того, разработаны ли заранее проектные решения или они прорабатываются одновременно с его реализацией, различие в задачах инжиниринга определяется степенью готовности проекта к моменту начала его осуществления.
Качество проектной документации обеспечивается используемыми материалами, технологией и организацией, включая следующие соображения:
• в распоряжении менеджера проекта находятся все квалифика
ционные и технические ресурсы проекта. Если анализ проекта
показал, что собственных профессионально-квалификационных
возможностей не хватает, следует привлечь к работам субподряд
чиков. В этом случае менеджер проекта отвечает за то, что все
752
Часть V. Управление нефтегазостроительными проектами
процессы выполняются в соответствии с требованиями ISO 9001 и контракта;
• проектная документация может быть разработана собственными
силами, силами команды проекта или с использованием субпод
рядчиков;
• существующие организационные процедуры (экспертизы, сове
щания по проекту и др.) призваны помочь: организации процес
са, выполнению проекта в определенные сроки, проверкам/экс
пертизе, реализации, контролю и оценке результатов, чертежей,
документов.
Сроки.Контроль за сроками преследует две цели:
• обеспечить непрерывный мониторинг работ по проекту;
• убедиться в соответствии фактических сроков работ предусмот
ренным контрактом.
Процедура планирования проекта описывает различные типы графиков:
• график контракта (уровень 0);
• уровень 1: общий генеральный график;
• уровень 2; общий генеральный исполнительный график;
• уровень 3: детальные графики выполнения работ.
На первом этапе необходимо произвести идентификацию работ, а именно — представить проект как совокупность иерархически упорядоченных работ (так называемые структуры разбиения работ (WBS)). Далее необходимо установить связи между задачами/работами, т. е. определить, каким образом работы следуют друг за другом, а также определить типы связей: начало — конец, начало — начало и т. д.
Ресурсы и их назначение определяются в техническом предложении. Следует иметь в виду, что основные ресурсы, включая трудовые, могут быть ограничены. Неравномерности в потребностях ресурсов обычно сглаживаются, такие операции можно осуществлять с помощью любого известного программного средства. Тем не менее, приемлемость полученных результатов должна быть проверена, так как нередко критерии, применяемые в определенных программных средствах, могут оказаться неприемлемыми для конкретного проекта.
Менеджер проекта должен проверить соответствие между разработанным графиком и сроками, предусмотренными контрактом. В особенности он должен убедиться в том, что:
• вехи (узловые события) верно выбраны;
• сроки передачи работ/услуг Заказчику четко обозначены и соот
ветствуют принятому плану действий;
• гистограммы и S-кривые реалистичны;
Глава 21, Корпоративное и проектное управление в нефтегазовом строительстве 753
• разбивка работ соответствует требованиям так называемой об
ратной связи (обобщения и анализа опыта проекта);
• кодировка задач/работ соответствует стоимостной разбивке работ.
Деятельность субподрядчиков.Во всех случаях, когда это возможно, менеджер проекта использует для планирования деятельности основных субподрядчиков программное обеспечение и принципы структуры разбиения работ. Данные от субподрядчиков должны соответствовать возможности построения графиков на уровнях 1 или 2, в зависимости от степени детализации, предусмотренной контрактом.
Затраты.Управление проектом обычно основано на бюджете, подготавливаемом менеджером проекта и утверждаемом руководством компании.
Для каждого проекта составляются структура разбиения работ и структура разбиения затрат- Структура разбиения работ подразделяет общий объем работ по проекту на поддающиеся управлению независимые блоки (пакеты работ). Структура разбиения затрат в свою очередь определяет стоимость каждого отдельного пакета работ.
Учет понесенных затрат производится в соответствии со специальными процедурами контроля, действующими в компании.
Уровень контроля может варьироваться в соответствии с решением менеджера проекта: например, в нефтегазопроводном строительстве, если уровень 1 проектных кодов позволяет отслеживать общие трудозатраты на инжиниринг, то уровень 2 позволяет оценивать трудозатраты на проектирование трубопроводов, а уровень 3 — трудозатраты на монтаж изоляции трубопроводов.
Ресурсы.Требуемые для реализации проекта ресурсы рассматриваются и планируются как элементы, обеспечивающие осуществление проекта, и как основа для тендерных предложений. Требуемые ресурсы должны быть доступны в нужный момент (особое внимание должно быть уделено элементам, требующим доставки на площадку, а также их логистике). Возможные задержки в заказах, изготовлении, доставке на строительную площадку, сборке и т. п. должны быть точно количественно оценены и проанализированы (данный аспект подробно рассмотрен ниже).
В течение проектного цикла ресурсные планы должны непрерывно (периодически) актуализироваться. Если отклонения значительны, следует изучить их воздействие на временные, затратные и качественные оценки, а затем принять необходимые меры. Заказчика и других участников проекта нужно информировать относительно планируемых действий; при необходимости планируемые действия должны быть согласованы с ними.
754
Часть V. Управление нефтегазостроительными проектами
Персонал.Человеческие ресурсы — это особый элемент в системе управления проектом. После определения численного и профессионально-квалифицированного состава необходимо затратить значительное время на создание команды проекта (см. п. 19.7.5).
Коммуникации.Вопросы коммуникаций по проекту можно подразделить на три основные направления {см. п. 19.7.6);
• коммуникации внутри структуры проекта;
• коммуникации по проекту в офисе компании;
• внешние коммуникации.
Нефтегазовые проекты предполагают осуществление деятельности
в нескольких территориально удаленных друг от друга местах, соединяют огромное количество документов и данных, требуют предоставления оперативного анализа в рамках аналитического пространства с десятками измерений. Все это обусловливает необходимость использования самого современного программного и аппаратного обеспечения коммуникационной системы управления проектом. Стандарты управления проектами должны включать в себя процедуры поиска, подбора, анализа, внедрения и эффективного использования и развития программно-аппаратных средств, необходимых для управления проектами.
Риски.Риски идентифицируются в начале проекта и всякий раз, когда принимается решение, существенно влияющее на затраты, сроки и качество. Основой для такой идентификации является опыт команды проекта. По каждому риску должно быть определено контролирующее лицо; охрана труда и воздействие на окружающую среду должны быть включены в рассмотрение.
На стадии оценки рисков задача состоит в измерении воздействия рисков (на стоимость, сроки и качество) и оценке их вероятности.
Затем последствия оцениваются; каждый вид риска оценивается с точки зрения времени его проявления и экономических последствий. Задача менеджера проекта состоит в том, чтобы снизить значимость рисков до приемлемого для компании уровня.
Меры по снижению воздействия идентифицированных рисков основываются на известных и эффективных методах и исключают возникновение новых рисков и нежелательных эффектов (вернемся к сформулированному выше тезису о роли опыта в таких задачах). Принятые меры должны работать до тех пор, пока соответствующие риски не исчезнут.
Некоторые риски покрываются разумной страховой политикой.
Закупки.При планировании закупок должны быть составлены следующие документы; требования к материалам, спецификация обору-
Глава 21. Корпоративное и проектное управление в нефтетзовш строительстве 755
дования, подлежащего заказу, а также описание услуг, передаваемых субподрядчикам. Менеджер проекта использует эту информацию для составления требований на закупки. Эти требования включают в себя, помимо прочего, цены и даты поставок, соответствующие общему графику проекта (уровень 1) по контракту. Для субподрядчиков, помимо вышеуказанных требований, подготавливается полный пакет документов, требуемых для разработки коммерческих предложений к торгам: чертежи, спецификации, контрактные и коммерческие условия, ограничения по срокам и др.
Материалы и оборудование должны быть там и тогда, где и когда они потребуются. Элементы поставки, требующие длительных сроков, должны иметь соответствующим образом прописанные временные приоритеты.
Строительство. Впериод, когда выполняются строительно-монтажные работы по проекту, менеджер по контролю обязан подготавливать по определенной форме сведения по каждому пакету работ. Если работа подлежит выполнению силами субподрядчика, то менеджер проекта обязан убедиться в том, что обеспечена возможность контроля его деятельности. Инспекционная деятельность на площадке выполняется под руководством менеджера по контролю или инспектора/контролера по качеству на площадке.
Деятельность, обеспечивающая анализ и обобщение опыта по проекту.Как правило, в обязанности менеджера проекта входит сбор информации, требуемой различными функциональными подразделениями компании для обеспечения ее коммерческий деятельности, корпоративного управления, оценки затрат и других целей.
Анализ и обобщение опыта по проекту является мощным инструментом обеспечения качества работы и конкурентоспособности компании. В области качества они помогают улучшить аналитическую деятельность, оценить, насколько удовлетворяются требования за-Ыазчика.
В области корпоративной конкурентоспособности количественная информация относительно затрат, выработки, соотношения различных показателей, а также качественная информация по различным аспектам проекта (субподрядчики, поставщики и т.д.) позволяют хорошо подготовить торги и выигрывать контракты с оптимальным уровнем рисков. Эта информация также помогает сократить время на подготовку торгов.
В заключение в табл. 21.3.1 показан примерный перечень стандартов управления нефтегазовыми проектами.
Часть V. Управление нефтегазостроительными проектами | |||
Таблица21.3.1 Примерный перечень стандартов управления проектом | |||
№ n/n | Процедуры | ||
Организационная структура компании | |||
Организация работ на предынвестиционной стадии | |||
Подготовка предложения к тендеру | |||
Основные аспекты управления проектами | |||
Организация работ по проекту | |||
Разработка проектной документации | |||
Оценка проектной документации | |||
Идентификация и контроль документации по проекту | |||
Контроль проекта | |||
План проекта по качеству | |||
Памятка менеджеру проекта | |||
Управление изменениями | |||
Обсуждение хода проекта | |||
Планирование проекта | |||
Разработка и реализация структуры разбиения работ и организационной структуры проекта | |||
Контроль затрат проекта | |||
Разработка структуры разбиения затрат | |||
Отчеты по проекту | |||
Управление документацией по проекту | |||
Оборудование | |||
Персонал проекта | |||
Управление рисками проекта | |||
Безопасность | , | ||
Закупки по проекту | |||
Договора субподряда | ■ | ||
Рабочие инструкции | |||
Контроль материалов на площадке | |||
Проверки и испытания на площадке | |||
Опробование, испытания и запуск проекта | |||
Заключительный отчет по проекту | |||
Накопление и использование справочных данных по проекту |
Глава 2], Корпоративное и проектное управление в нефтегазовом строительстве 757 РЕЗЮМЕ
При реализации крупных нефтегазовых проектов возникают два взаимосвязанных, но по существу отдельных процесса управления:
• управление конкретным проектом, которое осуществляется в рам-
ках многих организаций-участников проекта, команды проекта, управляющей компании, организуемой на время существования проекта;
• управление организациями, которые в общем случае могут участ
вовать в нескольких отдельных проектах — корпоративное управ
ление.
Четкое и однозначно определенное разграничение полномочий, прав и ответственности между участниками строительства, сложившееся в советскую эпоху, постепенно заменяется на разнообразные организационные формы управления инвестиционными проектами. Наряду с традиционно понимаемыми функциями заказчика и застройщика, генерального подрядчика и главного архитектора появляются новые
роли и новые участники инвестиционного процесса: управляющая
компания, девелопер, инжиниринговая фирма.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Охарактеризуйте основные организационные формы управления
нефтегазостроительными проектами.
2.Что такое терминальные проекты? Приведите примеры таких
проектов.
3.Охарактеризуйте сущность концепции девелопмента.
4.Назовите основные различия терминального и девелоперского
проектов.
5.Обоснуйте возможность применения концепции девелопмента для
нефтегазового строительства.
6.Назовите и охарактеризуйте основные виды инжиниринга.
7.Каковы основные функции инжиниринга в системе управления
проектами?
8.Что является основным стандартом управления проектами ?
9.Какова взаимосвязь корпоративного и проектного управления?
10.Какова структура корпоративных стандартов управления?
11.Охарактеризуйте основные элементы, подвергаемые регламен
тации в системе стандартов управления.
Часть V. Управление нефтегазостроительными проектами
ЛИТЕРАТУРА
1. Управление нефтегазостроительными проектами: современные
концепции, эффективные методы и международный опыт / Ю.Н. За
бродин, В.Л. Коликов, А.М. Саруханов. — М.: Экономика, 2004.
2. Девелопмент: Уч. пособие / И.И. Мазур, В.Д Шапиро, Н.Г. Ольде-
рогге; Под общей редакцией И.И. Мазура. — М.:, Экономика, 2004.
3. Корпоративный менеджмент: Уч. пособие / И,И. Мазур, В.Д. Ша
пиро, Э.М. Короткое, Н.Г. Ольдерогге. — М.: ОМЕГА-Л, 2005.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................................................ 3
ЧАСТЫ. ОСНОВЫ НЕФТЕГАЗОВОГО ДЕЛА............................................................. 7