Проекты организации строительства и производства работ

К обязательной документации, регламентирующей организацию строительства, состав и порядок разработки которой определены го-сударственными нормами, относятся проект организации строитель-



Глава 1. Дорожное строительство в экономической системе России

ства (ПОС) и проект производства работ (ППР). В ПОС все вопросы организации строительного производства рассматриваются укруп-

нённо,в ППР– подробно.

Проект–это,во-первых,совокупность чертежей для возведе-ния объекта (с расчётом конструктивных элементов, потребности в необходимых ресурсах, обоснованием способов строительства); во-вторых, план выполнения работ по возведению объекта; в-третьих, сфера деятельности, направленная на изменение какой-либо части проекта в соответствии с поставленными целями; в-четвёртых, пред-варительный текст документа.

Исходными материалами для ПОСявляются ТЭО или расчё-

ты, обосновывающие целесообразность строительства объекта; ре-зультаты инженерных изысканий; планировочные и конструктивные решения; сведения об условиях поставки МПЗ и наличии производст-венных баз.

Проект организации строительства–документация,в кото-

рой укрупненно решаются вопросы рациональной организации строи-тельства. ПОС регулирует порядок возведения объектов, способы строительства, рациональность распределения объёмов капитальных вложений, строительных, монтажных, специальных работ по испол-нителям и календарным периодам, а также потребность в материалах, трудовых, технических ресурсах по стройке в целом, отдельным объ-ектам, этапам, элементам (рис. 1.3).

                                     
    Проект организации строительства                
                   
                                     
                                     
Ситуационный план                            
                               
                        Поясни-  
                         
                  Календарный план     тельная  
    Стройгенплан            
            (сводный, на основной       записка  
    (общеплощадочный,                  
            период строительства)              
    на основной период                        
                         
                                 
    строительства)             -            
              То же на подготовитель            
                  ный период строительства            
    То же на                    
                               
    подготовительный                            
    период строительства         Ведомости объёмов основных    
                  строительно-монтажных работ    
                   
                           
                  Графики потребности в:        
    Организационно-                
      1) конструкциях, материалах        
    технологические схемы                
      2) основных машинах, механизмах  
    возведения объектов          
      3) кадрах        
                                     

Проекты организации строительства и производства работ - student2.ru Проекты организации строительства и производства работ - student2.ru

Рис. 1.3



Глава 1. Дорожное строительство в экономической системе России

ПОС разрабатывает обычно проектная организация или по её заказу другая проектная фирма. Он является обязательным докумен-том для заказчика, подрядчика, а также для организаций, осуществ-ляющих финансирование и материально-техническое обеспечение строительства.

Проект организации строительствавключает следующее:

календарный план на подготовительный период с распределени-ем объёмов работ по месяцам;

календарный план на основной период строительства с распре-делением капитальных вложений и объёмов работ по объектам и пе-риодам;

строительные генеральные планы для подготовительного и ос-новного периодов строительства с расположением постоянных и вре-менных зданий и сооружений, автомобильных дорог для транспорти-рования оборудования, конструкций и материалов, путей для пере-мещения кранов, инженерных сетей, мест подключения временных инженерных коммуникаций к действующим сетям с указанием ис-точников обеспечения стойки электроэнергией, водой, теплом, паром, складских площадок;

организационно-технологические схемы, определяющие опти-мальную последовательность строительства объектов, конструктивных элементов с указанием технологической последовательности работ;

ведомость объёмов основных строительных, монтажных и спе-циализированных работ;

ведомость потребности в строительных материалах, конструк-циях, изделиях с распределением по календарным периодам строи-тельства, составленная на основе объёмов работ и норм расхода мате-риалов;

график потребности в основных дорожно-строительных маши-нах и транспортных средствах, составленный на основе физических объёмов распределения земляных масс, грузоперевозок и норм выра-ботки ММО;

график потребности в кадрах строителей по основным категориям; места размещения производственных предприятий и т. п.; пояснительную записку с краткой характеристикой условий ра-

бот, основных ТЭП объекта, методов производства сложных работ.

Кроме того, проект организации строительства содержит:

решения по обеспечению прочности и устойчивости возводи-мых и существующих зданий и сооружений;



Глава 1. Дорожное строительство в экономической системе России

решения по вопросам водоснабжения, канализации, энерго-снабжения, связи, строительства в стеснённых и сложных природных условиях;

решения по организации движения транспорта, временному ог-раничению движения, изменению маршрутов;

ситуационный план строительства с указанием мест примыкания к железнодорожным путям, речных причалов, временных поселений;

порядок и условия использования и восстановления террито-рий, расположенных вне земельного участка, принадлежащего за-стройщику;

перечень работ и конструкций, показатели качества которых влияют на безопасность объекта и подлежат оценке соответствия тре-бованиям нормативных документов и стандартов, являющихся дока-зательной базой соблюдения требований технических регламентов;

календарный план строительства с учётом сроков действия до-кументов на временное использование чужих территорий;

указания о сроках выполнения незавершенных (сезонных) работ; описание методов и средств контроля и испытаний.

Проект производства работ–комплект технических докумен-тов, включающий уточнённые генеральный и календарный планы; ведомости и графики потребности и поступления МПЗ, ММО и рабо-чих кадров; технологические карты и схемы производства работ; ука-зания по технике безопасности и охране труда; карты операционного контроля качества работ; пояснительную записку.

Обычно ППР разрабатывает или сама подрядная организация за счёт собственных денежных средств, или привлекает специализиро-ванную проектную фирму, желательно ту, которая разрабатывала ПОС.

ППР составляется на стадии «Рабочая документация» (по вре-мени это обычно совпадает с организационной подготовкой строи-тельства).

Исходными материаламипри разработке ППР являются зада-ние на разработку объекта строительства; проект организации строи-тельства; рабочая документация; результаты технического обследо-вания.

Таким образом, ППР – это документация, в которой детально прорабатываются вопросы рациональной технологии и организации строительства конкретного объекта данной строительной площадки

(рис. 1.4).



Глава 1. Дорожное строительство в экономической системе России

Проекты организации строительства и производства работ - student2.ru

Проект производства работ

                                   
Стройгенплан     Календарный план     Технологические карты    
        и схемы операционного    
(объектный)       (объектный)        
          контроля качества      
                           
                           
                                   
Решения по различным                            
          Графики:        
                 
организационным   1)              
и технологическим   поставки на объект конструкций,   Поясни-  
вопросам (техника безопас- изделий, материалов, оборудования;   тельная  
ности, охрана труда,   2) движения рабочих по объекту;   записка  
геодезические работы,   3) движения основных строительных    
         
временные сети и т. д.)   машин по объекту        
         
                                   

Рис. 1.4

На основе ПОС составляется множество ППР, конкретизирую-щих решения ПОС для отдельных объектов.Например,ПОС можетохватывать строительство крупного комплекса, со всеми его соору-жениями – автомобильной дорогой, путепроводами, тоннелями, акве-дуками, мостами, зданиями дорожной, автотранспортной и сервисной службы и т. д. ППР же будет рассматривать только какой-либо один объект этой системы, например дорогу, путепровод, мост и т. д.

Иногда при больших объёмах работ ППР составляются не на объ-ект, а на какой-либо вид работ, например сосредоточенные земляные работы, монтаж сборных железобетонных водопропускных труб и т. д.

Ранее такие документы обычно назывались проектами организа-ции работ (ПОР), но в действующих нормах они именуются тоже ППР, хотя с оговоркой, что они разработаны для конкретных видов работ.

Состав ПОС и ППР регламентируется нормами СНиП 3.01.01 85 «Организация строительного производства». Строительст-во любого объекта допускается осуществлять только на основе пред-варительно разработанных решений по организации строительства и технологии производства работ, которые должны быть приняты в ПОС и ППР.

Задачи, решаемые ППР, – выполнение работ подготовительного периода; применение прогрессивных форм и методов организации, планирования, управления строительством; выполнение мероприятий по охране окружающей среды; снижение затрат на возведение вре-менных зданий.

Главными частями ПОС и ППР являются планы (строительные генеральные и календарные), на основе которых составляются все-



Глава 1. Дорожное строительство в экономической системе России

возможные ведомости и графики потребления различных ресурсов. Общеплощадочный, или объектный, стройгенплан – это часть ПОС или ППР, в которой решаются вопросы рационального размещения грузоподъёмных механизмов, мест складирования материалов, вре-менных дорог и пр.

Календарный план(график)представляет часть ПОС или ППР,в которой решаются вопросы рациональной последовательности и продолжительности работ. Сводный календарный план в ПОС охва-тывает укрупнённо весь комплекс объектов (как правило, в денежном выражении ); в ППР – подробно (в физических объёмах), но только для одного объекта, для которого он составляется. На основе кален-дарного плана в ПОС составляется ведомость объёмов СМР с разбив-кой по объектам и периодам строительства. При необходимости со-ставляются и другие ведомости (графики постановки) для конструк-ций, изделий, материалов, строительных машин, рабочих кадров по основным специальностям.

В ППР эти вопросы прорабатываются более подробно примени-тельно к конкретному объекту в частности, составляется график дви-жения рабочей силы, показывающий, сколько человек должны рабо-тать на объекте каждый месяц (неделю, день). В зависимости от спе-цифики и сложности строительства содержание ПОС и ППР может изменяться.

Например, в ПОС противооползневых и противообвальных за-щитных сооружений необходимо решить вопросы, связанные с учё-том специфической природной обстановки района строительства. Это включает, например, прогноз активности и интенсивности оползне-вых и обвальных процессов на период строительства и разработку мероприятий по обеспечению устойчивости склонов и откосов на этот период. В календарном плане строительства, должна учитываться не-обходимость окончания или временного прекращения земляных ра-бот до наступления дождливых периодов. На стройгенплане места от-валов и складирования грунта необходимо размещать так, чтобы они не попадали в оползневую зону. Должны приводиться решения по ор-ганизации водоотвода, водопонижения и специальным способам за-крепления грунтов, если таковые применяются.

Пояснительная запискаявляется важным элементом ПОСи ППР. В ней дается характеристика условий и сложностей строи-тельства, указываются мероприятия по охране труда, защите окру-жающей среды, обосновываются размеры складских площадей, число



Глава 1. Дорожное строительство в экономической системе России

и размеры вспомогательных временных зданий и сооружений, расчё-ты сетей временных инженерных коммуникаций, выбор ММО, т. е. решения, принятые в графической части, а также приводятся технико-экономические показатели (в ПОС – по всему комплексу объектов, в ППР – одному конкретному объекту).

Технико-экономические показателистроительства характери-

зуют эффективность вложения средств в строительство или реконст-рукцию дороги и правильность их использования. К ним относятся: общая трудоёмкость строительства, затраты ручного и механизиро-ванного труда, уровень механизации и автоматизации работ, стоимо-стная выработка на одного рабочего, сметная стоимость и сроки вы-полнения работ.

Карта технологическая(составная часть ППР) –документ,уста-навливающий для массовых, часто повторяющихся строительных или ремонтных процессов и операций рациональную организацию и техно-логию производства работ с применением современных, наиболее эф-фективных средств механизации выполнения отдельных видов работ, последовательность которых указывают в технологических схемах.

Наши рекомендации