Обзор российского рынка шоколада
О шоколадных плитках.
Марина Бадяева, директор по маркетингу КФ «Волшебница: - «Наиболее емким в плиточном шоколаде является формат 100 г, доля которого в общем обороте сегмента составляет около 70%. К нишевым продуктам с более узкой потребительской аудиторией относятся плитки большого формата — 150-200 г, пористый, а также стиковый (порционный) шоколад. Что касается вкусовых предпочтений, то наиболее популярны у потребителей плитки с добавками. В темном шоколаде больше какао-продуктов и меньше жира, что отвечает модным тенденциям.
Вообще, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), большинство россиян (79%) едят шоколад регулярно, причем наибольшей популярностью пользуется молочный (доля потребления — 42%), а 29% предпочитают горький шоколад. Существенно меньше тех, кто больше всего любит шоколадные батончики (5%) или белый шоколад (3%), а 19% к шоколаду и сладкому вообще равнодушны и не едят такие продукты».
Основные участники российского рынка шоколадной продукции.
Российский рынок шоколада и шоколадных изделий в высокой степени консолидирован – продажи пяти крупнейших компаний в 2010 году составили порядка 66% объема розничного рынка в денежном выражении.
Безусловный лидер рынка – холдинг «Объединенные кондитеры», рыночная доля которого по итогам 2010 года составляет около 20% в стоимостном выражении. Среди фабрик Холдинга такие крупные предприятия как ОАО «РОТ ФРОНТ», ОАО «Красный Октябрь», ОАО «Кондитерский концерн «Бабаевский» и другие.
На втором месте располагается Mars–Russia с долей рынка 15%. Компанией производятся такие известные продукты, как шоколадные батончики Snickers, Mars, Bounty, Nuts, шоколад Dove. В 2008 году концерн приобрел компанию Wrigley, которая в свою очередь, двумя годами ранее приобрела Одинцовскую кондитерскую фабрику и вместе с ней шоколадный бренд «А.Коркунов». Благодаря этому Mars теперь представлен в традиционно популярном в России сегменте шоколадных конфет в коробках.
Доля компании Nestle с брендами «Золотая марка», «Путешествие», «Российский», «Сударушка» составляет порядка 11%. В 2007 году компания приобрела Рузскую кондитерскую фабрику, владеющую брендами «Комильфо» и «Рузанна», усилив, тем самым, свои позиции на шоколадном рынке России.
Компания Kraft Foods, выпускающая шоколад под такими брендами как Alpen Gold, Cote D’Or, Milka, Toblerone и «Воздушный» занимает около 11% рынка.
Доля итальянской компании Ferrero, выпускающей шоколад в премиальном ценовом сегменте (Kinder, Rafaello, Ferrero Rocher) составляет приблизительно 9%. В 2008 году Ferrero приступила к реализации инвестиционного проекта по строительству первой в России собственной фабрики во Владимирской области, открытие которой состоялось во второй половине 2010 года.
В феврале 2011 года Норвежский концерн Orkla Foods объявил о слиянии двух своих российских кондитерских компаний — ОАО «Кондитерская фабрика имени Н. К. Крупской» и ОАО «Кондитерское объединение «СладKo» — в единое подразделение Orkla Brands Russia.
Таким образом, можно заключить, что, с точки зрения конкуренции, рынок шоколада испытывает влияние такой тенденции как постепенная «олигополизация» рынка, которая выражается в доминировании на рынке небольшого числа производителей.
Товарная марка
«Объединенные кондитеры» | Mars–Russia | Nestle | Kraft Foods | |
Фирменное имя | РОТ ФРОН Красный Октябрь Бабаевский | Snickers Mars Bounty Nuts Dove А.Коркунов | Золотая марка ПутешествиеРоссийский Сударушка (серия «Россия – щедрая душа) Комильфо Рузанна | Alpen Gold Cote D’Or Milka Toblerone Воздушный |
Фирменный(торговый) знак |
Марка серийная везде*. Это просто сказать словами.
Регистрация международная.
Упаковка товара.
«Объединенные кондитеры» на примере Аленки.
У всех трех марок упаковка одинаковая. Бумажная.
Шоколад «Алёнка» — молочный шоколад, изготавливавшийся в СССР с 1965 года, а позднее производимый в России, в том числе на кондитерской фабрике «Красный Октябрь» (с 1966 года)..
В настоящий момент марка шоколада «Алёнка» принадлежит компании «Объединённые кондитеры»
Плитка 100 г шоколада представляет собой прямоугольник с плитками 3х5 с надписью «Аленка» на каждой, на обертке изображена девочка в платочке.
новогодняя упаковка +
конфеты
Mars–Russia.
Выход марки Dove в сегмент премиального шоколада с жесткой конкуренцией потребовал уникального позиционирования и дизайна. Упаковка должна была передать насыщенный сливочный вкус продукта, ассоциируясь с “шоколадным моментом”.
Агентство предложило простой дизайн, вызывающий положительные вкусовые ассоциации за счет мягких текстурных волн с приглушенными заливками. Для дифференциации продуктов в линейке выбраны глубокие насыщенные тона.
Современный дизайн нашел положительный отклик у женской аудитории.
Полиэтиленовая упаковка, небольшие размеры и распространённость в небольших магазинах дают возможность использовать батончики для перекуса в отсутствие альтернативной нормальной пищи.
Маркетинговая цель проекта - создать сильный бренд в сегменте premium на рынке дорогих шоколадных конфет в коробках, представленном в настоящий момент марками: "Коркунов", "Compliment", "Rafaello" и др. (490 - 800 руб/кг). Дизайн упаковки выполнен в нетрадиционных для шоколадных конфет класса премиум цветах. В итоге получилась художественная, запоминающаяся упаковка, которую не спутать с конкурирующими.
Комплекс работ по креативному позиционированию марки "Комильфо", графическому воплощению торговой марки, дизайну упаковки для всей ассортиментной линии (14 позиций), выражающему заданное позиционирование - был выполнен компанией Depot WPF Brand & Identity.
Kraft Foods
(Alpen Gold, Milka, Воздушный) Плитка находится в очень удобной упаковке. На ней представлен весь ассортимент шоколада данной марки(Alpen Gold). Ещё один большой и весомый плюс - упаковку очень легко открыть. Она, так сказать, мобильная, и удобна в любой ситуации, даже если Вы решили полакомиться шоколадом не дома, а где - нибудь предположим в парке.
Когда в 1908 г. товар появился на рынке, изображения Маттерхорна еще не было ни на упаковке, ни в рекламе. Знаменитая валлисская гора стала украшать обертку лишь в 1970 году. Но и другая легенда о треугольной форме шоколада не нашла поддержки историков. Существовала версия, согласно которой Теодора Тоблера вдохновили танцовщицы парижского варьете Folies Bergeres. Тоблер, который был в поисках формы шоколада альтернативной плитке, нашел озарение либо в пирамиде, которые выстраивали девушки в конце представления, либо увидел эту форму в строе ножек участниц пикантного ревю.
Однако и такая гипотеза не нашла документальных подтверждений. В компании никто в конечном итоге не знает, как Toblerone стал треугольным. Наверное, это было чудесное озарение. Ясно только, откуда произошло название шоколада – это комбинация слов Тоблер и Торроне. Торроне – это итальянское слово для сладости, изготовленной из белка, лесных орехов или миндаля, меда и сахара.
Перед агентством стояла задача создать концепцию упаковки, коммуницирующую потребителю высокий статус и премиальность бренда. Стильные элементы дизайна: золотое тиснение, лого Cote d’Or, выполненное методом выборочного лака, бежево-коричневая цветовая гамма, а также изображение конфеты, которому было уделено особое внимание, придают изысканность упаковке, а так же говорят о высоком качестве продукта.
Кроме того, были разработаны уникальные конструкции упаковок: выдвижные пеналы, в которых каждая конфета расположена отдельно, что подчёркивает её уникальность.