Расчет цементобетонного покрытия на морозоустойчивость, осушение и прочность
Расчет дорожной одежды с цементобетонным покрытием на морозоустойчивость проводят по методике ОДН [5] (см. п.2.2.5), исходя из допустимой величины пучения 3 см.
Расчет дренирующего слоя, проводят также согласно ОДН [5] (см. п.2.2.7) .
Толщину бетонного покрытия определяют, проверяя условие
Кпр £, ,
где Кпр – коэффициент прочности, определяемой в зависимости от категории дороги и расчетной интенсивности движения на одну полосу движения на год службы дорожной одежды Np (табл. 26);
– расчетная прочность бетона на растяжение при изгибе,
σpt – напряжения растяжения при изгибе, возникающие в бетонном покрытии от действия нагрузки, с учетом перепада температуры по толщине плиты.
Расчетная прочность бетона на растяжение при изгибе определяется по формуле
где – класс бетона на растяжение при изгибе (табл. 24);
– коэффициент набора прочности со временем; для бетона естественного твердения для районов с умеренным климатом = 1,2; для условий сухого и жаркого климата – = 1,0; для пропаренного бетона = 1;
– коэффициент усталости бетона при повторном нагружении
,
где – суммарное расчетное число приложения приведенной расчетной нагрузки на одну полосу за расчетный срок службы ;
– коэффициент, учитывающий воздействие попеременного замораживания-оттаивания, равный 0,95.
Таблица 26
Расчетная интенсивность движения на одну полосу на год службы дорожной одежды Np , авт/сут | Уровень надежности Кн | Коэффициент прочности Кпр |
Более 1000 | 0,95 | 1,00 |
500-1000 | 0,90 | 0,94 |
Менее 500 | 0,80 | 0,87 |
Напряжения растяжения при изгибе σpt, определяются по формуле
σpt = РкКм60КуслКшт [0,0592 – 0,2137 lg(R/L)/(h2Kt),
где Рк – расчетная нагрузка на колесо, Рк = Р0 Кд;
Р0 – нормативная (статическая) нагрузка на колесо задней оси автомобиля кН, принимаемая по табл. 7;
Кд– коэффициент динамичности, равный 1,3;
Км = 1,5 – коэффициент, учитывающий приведение нагрузки к краю плиты;
Кусл = 0,66 – коэффициент, учитывающий условия работы;
Кшт – коэффициент, учитывающий влияние штыревых соединений на условия контактирования плит с основанием; при наличии в поперечных швах штырей Кшт = 1, при отсутствии штырей Кшт =1,05;
Kt – коэффициент, учитывающий влияние температурного коробления плиты (табл. 27);
R = Dд/2 – расчетный радиус круга, равный радиусу отпечатка движущегося колеса расчетного автомобиля (табл. 7);
L – упругая характеристика плиты, определяемая по формуле
L = hб[ (Еб(1 –m2осн))/(6 Еэкв(1– m2б))] 1/3,
где hб– толщина бетонной плиты, cм;
Еб , Еэкв – модуль упругости бетона (табл. 24) и эквивалентный модуль слоев основания, МПа;
mб , mосн– коэффициент Пуассона бетона и конструктивных слоев основания, mб = 0,2, mосн = 0,3.
Таблица 27
Дорожно-климатическая зона | Значения Kt при толщине плиты hб, см | ||||||||||
II | 0,95 | 0,93 | 0,90 | 0,87 | 0,85 | 0,83 | 0,80 | 0,77 | 0,73 | 0,70 | 0,67 |
III | 0,95 | 0,93 | 0,90 | 0,87 | 0,84 | 0,92 | 0,79 | 0,76 | 0,72 | 0,69 | 0,66 |
IV | 0,94 | 0,92 | 0,89 | 0,86 | 0,84 | 0,82 | 0,78 | 0,75 | 0,71 | 0,68 | 0,65 |
V | 0,94 | 0,92 | 0,89 | 0,85 | 0,83 | 0,81 | 0,77 | 0,74 | 0,70 | 0,66 | 0,63 |
Эквивалентный модуль Еэкв на поверхности слоев основания определяется по номограмме рис. 14.
Расчет по номограмме рис. 14 выполняется при отношении h/|Dосн,, где Dосн, –диаметр отпечатка колеса на уровне контакта верхнего слоя покрытия с нижележащим слоем основания, принимаемый для всех видов расчетной нагрузки равным D = 50 см (п.3.12 Методических Рекомендаций [8]).
Толщину бетонной плиты определяют методом подбора, задаваясь различными толщинами бетона, проверяя условие прочности
≥ Кпр.
Выполненные расчеты сводят в табл. 28.
Таблица 28
Толщина плиты hб, см | Упругая характеристика L, см | Коэффициент Кt | Напряжение σpt | Предель- ные напряжения | Коэффициент прочности Кпр .= | Требуемое значение коэффициента прчности (табл. 24) |