Понятие и общая характеристика правового режима земель водного фонда
К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов. Земли водного фонда, не занятые водными объектами включают: 1) сельскохозяйственные угодья (пашню, залежь, многолетние насаждения, кормовые угодья); 2) леса; 3) земли под древесно-кустарниковой растительностью; 4) земли застройки; 5) земли под дорогами; 6) нарушенные земли; 7) прочие земли. Использование и охрана земель водоохранных зон водных объектов направлены на предотвращение загрязнения, засорения и истощения водных объектов. В лесах водоохранных зон и прибрежных защитных полос осуществление рубок главного пользования запрещается. Разрешается проведение рубок промежуточного пользования и других лесохозяйственных мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов.
К гидротехническим сооружениям относятся: 1) плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; 2) сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; 3) сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; 4) устройства от размывов на каналах; 5) другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов.
Земли водного фонда могут использоваться для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, а также для водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных или муниципальных нужд при соблюдении установленных требований.
Для охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются зоны охраны, в пределах которых вводится особый правовой режим использования земель. Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения делятся на три пояса, в каждом из которых устанавливается особый режим. Первый пояс: территория, где находится сам источник водоснабжения. На этой территории запрещаются проживание и нахождение лиц, не связанных непосредственно с работой на водопроводных сооружениях. Также не допускается любое строительство, за исключением связанного с техническими нуждами водопровода.
Второй пояс: территория, непосредственно окружающая источники водоснабжения и их притоки. Здесь запрещается деятельность, которая может вызвать ухудшение качественных или количественных показателей источников водоснабжения. Строительство, уничтожение насаждений, проведение железнодорожных и автомобильных путей, использование земель и водных объектов для сельскохозяйственных нужд, мероприятий по физкультуре, купания и иная деятельность допускаются только с разрешения органов санитарного надзора и контроля.
Третий пояс: смежная со вторым поясом территория, не благополучное состояние которой может вызвать распространение инфекционных заболеваний через водопровод. В третьем поясе проводится учет инфекционных заболеваний, которые могут распространяться через водопровод, а также обследование каждого случая таких заболеваний. Границы каждой зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения отображаются на соответствующих картах и закрепляются на местности межевыми знаками. Водоохранной зоной является территория, примыкающая к акватории водного объекта, на которой устанавливается специальный режим использования и охраны природных ресурсов и осуществления иной хозяйственной деятельности, устанавливаемая для поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, предотвращения загрязнения, засорения и истощения поверхностных вод, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.
В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы. В прибрежных защитных полосах запрещаются распашка земель, рубка и корчевка леса, размещение животноводческих ферм и лагерей, а также другая деятельность. Порядок установления размеров и границ водоохранных зон и их прибрежных защитных полос, а также режима их использования устанавливается Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. № 1404 об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах.
60 Понятие и содержание государственного земельного кадастра.
Государственный земельный кадастр – систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель РФ и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов.
Государственный кадастровый учет земельных участков – описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
Вопросы ведения государственного земельного кадастра регламентируются ФЗ от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре».
Цели создания и ведения государственного земельного кадастра. Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения:
– государственного и муниципального управления земельными ресурсами; – государственного контроля за использованием и охраной земель; – мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель; – государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; – землеустройства;
– экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов; – установления обоснованной платы за землю; – иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности. Государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на территории РФ, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы (организации), осуществляющие специальную регистрацию или учет отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и территориальных зон, бесплатно в десятидневный срок представляют информацию о зарегистрированных правах, наличии объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками, и территориальных зонах органам, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, в необходимом объеме.
На всей территории РФ ведение государственного земельного кадастра осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках. Сведения о состоянии и об использовании земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий. В отношении каждой категории земель применяется определенный перечень сведений о земельных участках. Кадастровое деление территории РФ осуществляется в целях присвоения земельным участкам кадастровых номеров. Единицами кадастрового деления территории РФ являются кадастровые округа, кадастровые районы, кадастровые кварталы. Кадастровый номер земельного участка состоит из номера кадастрового округа, номера кадастрового района, номера кадастрового квартала, номера земельного участка в кадастровом квартале. Порядок кадастрового деления территории РФ, а также порядок присвоения кадастровых номеров земельным участкам устанавливается Правилами кадастрового деления территории РФ и Правилами присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2000 г. № 660.