Архитектура Англии эпохи Возрождения

В Англии готика господствовала очень долго, архитектурный стиль Возрождения в Англии отмечается лишь с середины XVI века, что по сравнению с Италией позднее на целых 150 лет, а с Францией — на полстолетия. Возникнув поздно, Ренессанс в Англии задержался до середины XVII века — периода английской промышленной революции.

Тематически монументальное строительство этого времени в Англии близко к французскому. В основном это замки аристократии, королевские дворцовые сооружения, отчасти — городские жилые дома и общественные здания.

Раннее Возрождение в Англии совпадает со второй половиной XVI века. Сначала Ренессанс проявляется только в декоре, при этом общая схема сооружения остается готической. Так строились и поместья аристократов, и общежития английских университетов (Тринити Колледж в Кембрижде).

В замковом строительстве, в отличие от французского, сравнительно быстро отбрасываются те традиционные приемы, которые утратили свой функциональный смысл в связи с изменениями в общественной жизни. Если французские замки долгое время сохраняют план с замкнутым внутренним двором, то в Англии, даже в относительно ранних по времени сооружениях, устанавливается схема Н-образного плана без внутреннего двора и без рвов-каналов, окружавших здание. В данном случае традиции уступили свое место требованиям рационализма.

Замки Англии трехэтажны. В центральном, основном корпусе располагаются галереи, во втором этаже — обычно портретная с изображениями предков хозяев дома. Со входом связано главное помещение замка — холл, являвшийся одновременно и вестибюлем, и парадным залом.

Первая половина XVII века — период Зрелого Возрождения в архитектуре Англии. В это время традиционные формы и приемы английского зодчества отходят на второй план и достигается сближение с античными формами и обусловленными ими приемами итальянского Возрождения.

44. Классицизм и «палладианство» в Англии. Творчество архитектора Иниго Джонс.

Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый). Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его последователем Скамоцци. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

В начале XVII в. в английской архитектуре произошли большие изменения, связанные с именем Иниго Джонса, крупнейшего мастера того времени. Он привнёс в неё дух классики: его работы выполнены под влиянием выдающегося итальянского зодчего эпохи Возрождения Андреа Палладио. Поездка во Францию стала одним из решающих толчков в движении архитектора Джонса в направлении, указанном Палладио. Джонс упрекает Микеланджело и его последователей в том, что они положили начало избыточному применению сложного декора, и утверждает, что монументальная архитектура, в отличие от сценографии и недолговечных легких построек, должна быть серьезной, свободной от аффектации и базироваться на правилах.

С 1615 по 1642 г. Джонс был придворным архитектором английских королей. Он делал декорации к театральным представлениям, а также проектировал королевские дворцы. Первым среди них был загородный дом королевы Анны (супруги короля Якова I) — Куинзхаус в Гринвиче, пригороде Лондона (1б1б— 1635 гг.). Двухэтажный Куинзхаус представляет собой монолитный куб, совершенно белый и почти без архитектурных украшений. В цент ре паркового фасада расположена лоджия. В этой постройке Джонс придал манере Палладио чисто английскую холодность, геометризм и строгость.

Следующая работа архитектора — Банкетингхаус в Лондоне (1619—1622 гг.). Его двухэтажный фасад почти весь покрыт архитектурным убранством. В интерьере двухъярусная колоннада воспроизводит облик античного храма. Позднее, уже в 30е гг. XVII в., Джонс создал проект нового дворца Уайт холл, частью которого должен был стать Банкетингхаус. Однако этот проект был столь грандиозен, что так и остался неосуществлённым. Постройки Джонса отражали вкусы английского двора того времени, однако большинство архитекторов вплоть до конца XVII в. продолжали строить дворцы и усадьбы всё ещё в традициях средневековой Англии. И лишь в начале XVIII столетия творчество Джонса было заново открыто поклонниками Палладио, а его работы стали образцами для построек английского палладианства

Собор Св. Павла в Лондоне

Собор Святого Павлапредставляет собой одно из самых восхитительных зданий эпохи Возрождения во всём мире. Истории известно пять соборов святого Павла, существовавших в разное время, но находившихся в одном и том же месте.Пятый (каменный) собор был построен по проекту архитектора Кристофера Рена. В ходе проектирования Кристоферу Рену пришлось фактически трижды полностью изменять проект. Первый проект предполагал строительство достаточно крупной церкви на фундаменте сгоревшего четвертого собора. Этот проект был отклонен практически сразу — видимо властям хотелось чего-то более грандиозного. Второй проект предусматривал строительство церкви, имеющей в плане вид греческого креста. Этот проект был детально проработан.Однако, этот проект был также отклонен как слишком радикальный. Третий проект Рена предполагал строительство достаточно большого храма с куполом и двумя башнями. Этот проект был утвержден. Общепризнано, что купол Собора во многом повторяет купол базилики Святого Петра в Риме.Главный фасад собора выполнен в стиле барокко и украшен двухъярусным портиком со сдвоенными колоннами и фронтоном.Внутренний купол и наружный, чисто декоративный, рассчитанный на вид издалека и увенчанный тяжёлым фонарём (возвышающейся частью купола с проёмами для освещения). Чтобы удержать этот фонарь, архитектор ввёл и третью часть — конусовидную конструкцию из кирпича между внутренним и внешним куполами. Под куполом Собора расположено три галереи: внутренняя шепчущая галерея и наружные каменная и золотая галерея.Внутренний купол собора украшают росписи которые отражают жизнь Святого Павла, а над ними находятся внешние своды, которые превышают по своему размеру внутренний купол, они выполнены из дерева со свинцовым покрытием.Собор Святого Павла является усыпальницей почти двухсот самых известных граждан Великобритании. Первым удостоился чести быть захороненным в соборе Святого Павла его архитектор — Кристофер Рен.

Наши рекомендации