Охрана окружающей среды при реконструкции транспортных сооружений

Земля, недра земли, воды, растительный и животный миры, как элементы природной среды, являются в России всенародным достоянием. Долг всех государственных и общественных организации, каждого гражданина России постоянно беречь природу, принимать все необходимые меры для охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в сфере производственной деятельности и в других сферах деятельности людей.

Сложившаяся к настоящему времени методология проектирования автомобильных дорог основывается на представлении о дороге как обособленном транспортном канате. Трассирование, выбор эксплуатационных параметров, конструктивные решения определяются техническими характеристиками транспортных средств, сводимых к так называемому расчетному автомобилю. Реконструкция дороги считается производством товарного продукта, который должен обладать определенными потребительскими свойствами. Но ''потребителем'' считается не человек, а автомобиль.

Любая рациональная производительная деятельность должна иметь целью улучшения качества жизни человека. Однако увеличение производства и потребления за счет неограниченного расходования и порчи природных ресурсов ведет человечество к гибели.

Иной путь был рекомендован Всемирной конференцией ООН в 1992г. в Рио-де-Жанейро, где принята выработанная совместными действиями ученых и общественных деятелей всего мира концепция "устойчивого развития", предусматривающая сохранение системы "природа-человек" путем исключения действий, наносящих ущерб окружающей среде. Концепция устойчивого развития требует выполнять проекты комплексно с учетом экологических, социальных иэкономических последствий. В рамках программы достижения высшего технического уровня в транспортном строительстве разработаны методические основы проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации линейно протяженных экологически равновесных транспортных систем.

Применительно к проектированию реконструкции автомобильной дороги в автомагистраль суть предлагаемой методики заключается в том, что дорога рассматривается как элемент природно-экономической системы. Процесс проектирования заключается в отыскании таких конструктивных и технологических решений, которые не разрушали бы стабильно существующую систему, а по возможности и улучшали ее. При этом обязательно сравнение альтернативных вариантов. Критерием оптимизации должен стать минимум отклонений системы от стабильного устойчивого состояния, которое определяется положениями "Инструкции по охране природной среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог" БСН8-89.

Проблема охраны окружающей среды включает различные направления:

· защита естественной (или измененной человеком) среды от загрязнения транспортными средствами и людьми, пользующимися дорогой в процессе ее эксплуатации;

· рациональное сочетание со средой дороги как технического сооружения;

· рациональное расходование приходных ресурсов, включая земельные площади;

· защита среды от загрязнения при осуществлении технологических процессов строительства, реконструкции, ремонта и содержания дорог.

Все предприятия, организации и учреждения обязаны строго соблюдать правила охраны природы, не допускать загрязнения или уничтожения элементов природной среды, внедрять в производство более совершенные технологию, машины, материалы, применение которых позволяет снижать нагрузку па окружающую среду (загрязнение, шум, вибрация и т.п.).

При выполнении работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог, следует рассматривать следующие направления охраны природной среды рационального расходования природных ресурсов:

· сокращение земельных площадей, отводимых в соответствии с действующими нормативами для постоянного, временного и разового использования, максимальное сбережение сельскохозяйственных угодий, особенно пашни, пойм и лесных водоохранных полос вдоль рек; других земель, непосредственно прилегающих к рыбохозяйственным водоемам;

· уменьшение объема использования в сооружениях природных ресурсов, особенно добываемых в придорожной полосе (грунт, минеральные материалы, лес, почвы и т.п.);

· сохранение природного слоя почвы на землях, отводимых для временного и разового использования, рекультивации нарушенных земель, восстановление нарушенных условий обитания и воспроизводства всех животных и рыб;

· предотвращение недопустимого загрязнения поверхности земли, водоемов, атмосферы отходами, побочными продуктами и технологическими воздействиями (пыль, отработавшие газы двигателей, продукты испарения летучих веществ и другие газы, твердые выбросы, противогололедные, обеспыливающие и другие химические вещества, шум, вибрации и др.);

· недопущение превышения установленных предельно допустимых уровней загрязнения и воздействия;

· предотвращение возможности возникновения по причине выполнения работ отрицательных гео- гидромеханических явлений, изменяющих природные условия (эрозия, осушение, заболачивание t оползни, осыпи и т.п., а также изменение гидрологического и биологического режимов естественных водоемов);

· предупреждение непосредственного уничтожения, повреждения или ухудшения условия существования людей, животных, растительности вследствие выполнения работ (изменение ландшафтов, расчленение угодий, засыпка русел рек, заливов, стариц, нарушение сложившихся связей, путем перемещения и т.п.);

· предупреждение эстетического ущерба вследствие резкого изменения визуально воспринимаемых ландшафтов, внедрение в них чужеродных элементов, а также вследствие уничтожения или изменения формы объектов индивидуального зрительного восприятия (отдельные постройки, старинные сооружения, геологические образования, крупные деревья, или их группы и т.п.).

Рассмотрим требования ВСН 8-89 к различным видам деятельности. При выполнении строительных и ремонтных работ должны соблюдаться следующие общие требования по охране окружающей среды:

· включение в состав проекта сооружения насыпей из боковых резервов на орошаемых или осушенных землях, пашне, участках, занятых многолетними плодовыми насаждениями и виноградниками, согласно СН467-74 "Нормы отвода земель для автомобильных дорог" допускается как исключение с отводом в краткосрочное (до 3лет) пользование ипри условии приведения по окончании земляных работ в состояние, пригодное для использования в сельском или лесном хозяйстве;

· строительство дорог и дорожных сооружений в лесах, а также на землях гослесфонда, не покрытых лесом, производится по согласованным проектам, в пределах отведенных участков. Работы должны выполняться способами, не вызывающими ухудшения противопожарного и санитарного состояния лесов и условий их воспроизводства. Сохранение деревьев является главным условием защиты сложившейся экологической системы;

· уровни загрязнения от дорожных машин, механизмов и транспортных средств не должны превышать установленных предельно допустимых концентраций вредных веществ для атмосферного воздуха, воды по видам водопользования, почв, предельных уровней шумового воздействия для зданий и территорий различного хозяйственного назначения, а также санитарных нормативов и требований безопасности при производстве работ;

· при выполнении механизированных работ в населенных пунктах или около них следует соблюдать нормы по уровням вибрации в жилых помещениях жилых зданий, установленные ''Санитарными нормами допустимых вибраций в жилых помещениях жилых зданий №1304-75". Основное воздействие вибрации ограничивается рабочей зоной (вредное воздействие для живых организмов до 10м, опасное для зданий и сооружений - до 30м).

· при применении ударных или вибрационных машин проектом должна быть рассмотрена необходимость специальных мер или сооружений для защиты от вибрации жилых и коммунальных зданий, памятников и т.п. Следует учитывать, что тяжелые вибрационные катки имеют частоту колебаний близкую к собственной частоте фундаментов и полов зданий;

· заправка автомобилей, тракторов и др. самоходных машин топливом и маслами должна производиться на стационарных или передвижных заправочных пунктах в специально отведенных местах, удаленных от водных объектов. Заправка стационарных машин и машин с ограниченной подвижностью (экскаваторы др.) производится автозаправщиками. На каждом объекте работы машин должен быть организован сбор отработанных и заменяемых масел с последующей отправкой их на регенерацию. Слив масел на растительный, почвенный покров или в водные объекты запрещается;

· при строительстве и эксплуатации дорожных производственных предприятий как промышленного типа (стационарного) так и подсобно-вспомогательного типа (передвижные, временные) должны соблюдаться установленные или вновь разработанные с учетом предельно допустимых концентраций (ПДК), предельно допустимые выбросы (ПДВ) или временно согласованные выбросы (ВСВ), определяемые по "Методическим указаниям по установлению норм ПДВ для производственных предприятий отрасли "Дорожное хозяйство". Установленные нормы выброса должны обеспечивать соблюдение предельно-допустимых концентраций (ПДК) для выбрасываемых веществ и др.

В соответствии с требованиями "Основ земляного законодательства РФ при выполнении любых работ, связанных с нарушением почвенного покрова, плодородный слой почвы должен быть снят и сохранен в целях использования его для биологической рекультивации земель и повышения плодородия малопродуктивных угодий. Контроль за снятием, хранением и рациональным использованием плодородного слоя грунта возложен на органы землеустроительной службы.

Снятию подлежит плодородный грунт по всей площади, ограниченной внешними контурами земляного полотна и других дорожных сооружений. Толщина снимаемого слоя задается проектом по указанию землепользователей. При нехватке почвенного грунта для целей рекультивации следует собирать и хранить потенциально плодородный грунт верхних слоев вскрышных пород.

При снятии слоя почвы должны быть приняты меры к защите ее от загрязнения смешиванием с минеральным грунтом, засорения, водной и ветровой эрозии. Штабели плодородного грунта следует располагать на сухих местах за пределами зоны выполаживания откосов насыпи (выемки) раздельно в форме, удобной для последующей погрузки и транспортировки. Высота штабелей должна составлять не более 10м, а угол неукрепленного откоса - не более 300. Поверхности штабелей плодородного грунта и потенциально плодородных пород должны быть укреплены посевом многолетних трав. Для предохранения штабелей грунта от размыва устраивают водоотводные канавы.

В целях предупреждения эрозии очищенных от дернового покрова грунтовых поверхностей и выноса смытых частиц грунта на поверхность почвы и в водоемы до начала работ по возведению насыпей, разработке выемок и притрассовых резервов должен быть обеспечен строительный водоотвод, который состоит из системы нагорных канав, ограждающих валов на склонах, водосборных и отводных канав в пониженных местах, выборочной вертикальной планировке в местах затрудненного стока. В систему строительного водоотвода могут включаться сооружения постоянного водоотвода. Во избежание размывов продольные уклоны неукрепленных водоотводных канав не должны превышать 20% в несвязных и малосвязных и 40% - в связных.

При сооружении насыпи из боковых резервов проектом должна быть предусмотрена их рекультивация с уполаживанием откосов, созданием почвенного покрова и устройством организованного водоотвода поверхностных и грунтовых вод. Рекультивированный боковой резерв может быть передан под сельскохозяйственное или лесохозяйственное использование. Не допускается заболачивание бокового резерва из-за недостаточного водоотвода, а также размыв его дна из-за недопустимых уклонов.

При пересечении склона, а также при прохождении дороги у этого подножья, в период реконструкции должна быть проведена визуальная оценка оползневой устойчивости склона. К оползнеопасным относятся склоны с внешними проявлениями смещений (разрывы, наплывы грунта, искривленные стволы деревьев и т.п.) склоны с выходами грунтовых вод на поверхность; склоны, подрабатываемые естественными либо техническими процессами.

При возникновении оползневых явлений в период проведения реконструкции должны быть приняты неотложные меры по их прекращению и локализации (уположение откоса, устройство контрпригрузки, снятие нагрузки, сооружение подпорных стен, глубинное закрепление инъектированием и т.п.) с соблюдением соответствующих правил безопасности.

При наличии на откосах и склонах проявлений потери местной устойчивости (сплывы, оплывины и т.п., как правила, захватывающие толщу не более глубины промерзания) должны быть приняты неотложные меры по их локализации и устранению. Явления потери местной устойчивости устраняются уполаживанием крутизны, укреплением сборными бетонными конструкциями, глубинным закреплением, инъектированием, посадкой многолетних растений и т.д.

При реконструкции земляного полотна наибольший ущерб окружающей среде наносится эрозионными явлениями. Предупреждение эрозии достигается быстрейшим устройством и включением в работу сооружений водоотвода, водопропускных устройств, быстротоков, укреплением откосов. К первоочередным работам следует относить устранение очагов эрозии и ликвидацию её проявлений. Особое внимание при этом должно быть уделено предотвращению превращения плоскостной эрозии в линейную. Причиной этому могут быть места сосредоточенного стока. Эти места должны быть немедленно засыпаны грунтом с уплотнением. Простейшие методы закрепления размывов это отсыпка слоя обломочных грунтов (щебня, гравия), укладка мешков с песком, геотекстиля (с надежным закреплением краев), гидрофобизация жидким битумом, эмульсии и т.п. К длительно действующим методам относится закрепление посевом трав или искусственными покрытиями.

Для прекращения процесса оврагообразования вследствие длительного воздействия сосредоточенного размыва в первую очередь должен быть выполнен отвод воды с организацией её сбора в укрепленный водоток с устройством в необходимых случаях быстротоков.

Образовавшиеся овраги и промоины засыпают грунтом с укреплением в необходимых случаях подпорными стенами, анкерными устройствами, посадкой саженцев кустарников и деревьев с развитой корневой системой.

Для размещения карьеров и резервов следует, как правило, выбирать земли, непригодные для сельскохозяйственного использования или сельскохозяйственные земли худшего качества, а из земель лесного фонда -участки, не покрытые лесом или занятые кустарниками и малоценными насаждениями.

При разработке карьеров и резервов необходимо предусматривать меры, предотвращающие вредное влияние вскрышных и добычных работ на недра, экологические условия в пределах пойм и прибрежных зон рыбохозяйственных водоемов, сохранность запасов полезных ископаемых, эксплуатируемых и находящихся на консервации горных выработок, буровых скважин, а также подземных сооружений.

Глубину карьеров и резервов следует устанавливать с учетом прогноза изменения гидрогеологических условий прилегающих территорий и направления рекультивации нарушенных земель. Так, при сельскохозяйственном направлении рекультивации расчетный уровень грунтовых вод должен быть не выше 0,5м, а при лесохозяйственном направлении рекультивации - не выше 2,0м от поверхности.

Для складирования вскрышных пород, непригодных для реконструкции дороги, наиболее целесообразно использовать выработанные пространства карьера или размещать вне карьера, используя для этого естественные или искусственные понижения рельефа местности. Необходимо при этом исключить возможность образования бессточных территорий, приводящих к подтоплению местности, прилегающей к карьерному полю путем сооружения специальных водоотводных и водопропускных устройств.

Вряд ли можно найти какое-либо другое инженерное сооружение, которое бы так тесно взаимодействовало с окружавшей средой, как автомобильная дорога. Чем плотнее сеть автомобильных дорог, тем большую озабоченность проявляет общество в отношении их воздействия на условия человеческого обитания.

Для экологической системы, для природного ландшафта дорога является чужеродным элементом. Это проявляется не только в многообразии по форме и интенсивности воздействиях на природу строительных процессов и движения транспорта, но и во влиянии природных факторов на саму дорогу, на условия движения по ней.

Построенная дорога неизбежно становится для людей, для других элементов живой природы частью среды обитания. Это относится, конечно, к людям, пользующимся дорогой, но еще в большей мере - к проживающим в зоне ее проложения. Чтобы строительство дороги не ухудшило существенно качество среды обитания, воздействие на нее, т.e. изменение природных параметров, не должно превышать определенных пределов, за которыми могут возникнуть необратимые изменения отрицательного характера.

Нельзя не учитывать и огромное влияние дороги на социально-экономические факторы: количество и распределение населения, продуктивность сельского хозяйства, размещение промышленности, развитие туризма. Надо учитывать, что в нашей стране еще немало удаленных областей, для которых строительство дороги означает не только включение в народнохозяйственный комплекс и открытие возможностей для интенсификации производства, но и "приближение" природной среды к человеку, а следовательно, и защиту от стихийных разрушений, опустошений (пожары, затопление, засуха и т.п.).

Отрицательное воздействие автомобильных дорог заключающееся в загрязнении атмосферного воздуха выхлопными газами, почвы, растительности, поверхностных и подземных вод - соединениями тяжелых металлов, углеводородов, продуктами истирания, пылью и др. веществами и материалами, сказывается на значительном удалении от дороги, достигая 150м и более в зависимости от интенсивности движения, скорости и направления ветра, температуры и других факторов. Вследствие загрязнения эти земли не могут быть использованы ни в сельском, ни в рыбном хозяйстве, ни для рекреационных целях, поэтому происходит самопроизвольное неконтролируемое отчуждение земель.

При решении задачи сбережения плодородия земель важнейшее значение имеет сохранение плодородного слоя почвы, который представляет собой сложную органоминеральную систему, требующую для своего существования определенных условий. На каждом гектаре почвенного слоя содержится более 1т бактериальной биомассы, обеспечивающей жизнедеятельность множества растительных и животных организмов и дающих около 99% продуктов питания человеку. Эти весьма ценные плодородные качества почв сравнительно легко и быстро уничтожаются в результате воздействия эрозии, различных механических повреждений, пестицидов, органических и др. веществ. Процесс же восстановления плодородия почв очень сложен и длителен, например, чтобы воссоздать слои плодородной почвы толщиной 10см требуется около 100 лет.

В том случае, когда дорога проходит по землям, занятым ценными сельскохозяйственными угодьями, садами, мелиорируемым и др. ценным землям, нецелесообразно отводить на таких землях дополнительно полосы для временного складирования плодородной почвы. В таких случаях плодородная почва вывозится с помощью транспортных средств на специально отведенные для этого территории и складируется в штабеля.

За время хранения плодородной почвы должны соблюдаться условия и требования, обеспечивающие сохранение важнейших факторов плодородия, которыми являются: содержание необходимых для растений питательных веществ, наличие достаточной для растений влаги, аэрация почвы как важное условие обеспечения жизнедеятельности микроорганизмов. Особое внимание при хранении плодородной почвы следует обращать на то, чтобы не происходило её застойного переувлажнения. При переувлажнении в почве накапливаются вредные закисные соединения железа, подвижные соединения алюминия и др. соединения, что сильно снижает плодородие почвы. Поэтому следует устраивать дополнительные разрывы в валах, перепускные и отводящие лотки, предотвращающие застой воды у почвенных валов и штабелей, а также покрывать последние гидроизолирующими материалами при опасности переувлажнения почвы.

Загрязнение окружающей среды происходит при выполнении большинства технологических процессов, связанных с реконструкцией дороги и приготовлением материалов. Загрязнение воздуха создается обработавшими газами дорожно-строительных и транспортных машин, летучими соединениями вяжущих материалов, растворителей, мастик, смол, пленкообразующих веществ и других материалов, а также пылью тонкодисперсных грунтов, каменных материалов, минеральных вяжущих и отходов промышленности. Следует отметить, что загрязнение окружающей среды в процессе строительства имеет временный характер и его суммарное воздействие оказывается меньше, чем в процессе эксплуатации дороги.

В настоящее время в отработавших газах двигателей внутреннего сгорания обнаружено около 1200 компонентов, из которых расшифровано не более 200. Токсичность отработавших газов, карбюраторных двигателей обусловливается главным образом содержанием окиси углерода СО и окислов азота NOx, вдизельных двигателях - окислами азота NOx и сажей. Естественное рассеивание отработавших газов и снижение концентрации вредных веществ в воздухе зависит от степени проветриваемости участков строительства. На открытой местности наиболее интенсивное уменьшение концентрации вредных веществ происходит в интервале 12-20м от источников загрязнения. Плотные зеленые насаждения способны задерживать значительную часть вредных выбросов.

Еще одним значительным источником загрязнения воздуха при реконструкции дорожных одежд являются органические вяжущие материалы, смеси на их основе и средства ухода за покрытиями. Неорганические вяжущие материалы практически не дают загрязнения атмосферы, кроме возможного пыления при укреплении грунтов смешением на месте.

Почти все технологические процессы по реконструкции автомобильных дорог вызывают выделение пыли, загрязняющей атмосферный воздух. Выделение пыли происходит при:

· разработке грунта и других сыпучих материалов;

· транспортировании грунта и других сыпучих материалов;

· движении транспортных средств по временным грунтовым дорогам;

· укладке, разравнивании и уплотнении грунта, каменных и других материалов;

· производстве и переработке дорожно-строительных материалов и др.

Так, при разработке грунта экскаватором концентрация пыли летом составляет 106-146мг/м3, зимой 31-41мг/м3. Минимальная запыленность 6-15мг/м3 наблюдается при выпадении атмосферных осадков. Максимальная концентрация пыли до 250мг/м3 возникает при работе в карьерах. Концентрация пыли на грунтовых дорогах достигает 150-350мг/м3. Особо мощный выброс в атмосферу происходит при взрыве в каменных карьерах: выбрасывается 150-200 тонн пыли и 6-8тыс.м3 газов. Для исключения загрязнения воздуха, пылью, превышающего ПДК, необходимо проводить мероприятия по пылеподавлению и снижению пылимости, особенно по обеспыливанию грунтовых дорог. Значительное загрязнение атмосферного воздуха вызывается эксплуатацией асфальтобетонных заводов, заводов по производству каменных материалов и др.

АБЗ, ЦБ3, заводы по производству каменных материалов должны располагаться в пониженных местах с подветренной стороны от населенных пунктов, санаторно-курортных зон, а также участков, занятых садовыми или сельскохозяйственными культурами, рыбо- и звероводческих хозяйств и т.п. и отделены от них санитарно-защитными зонами, 40% территории которых должны быть озеленено.

Технологические процессы строительства иреконструкции автомобильных дорог являются источниками интенсивного шума и вибрации, которые отрицательно воздействуют на здоровье людей, как непосредственно принимающих участие в технологических процессах, так и проживающих в прилегающей жилой застройке, а также на флору и фауну. Особенно сильный внешний шум создается при работе сваебойного оборудования (113дБА на расстояние 7,5м) бульдозеров (65-69дБА на расстоянии до 100м), скреперов (83,7дБА при зарезании, 80дБА - при разгрузке), отбойных молотков к бетоноломов (96-101дБА), вибраторов, катков при уплотнении грунта (до 76дБА на расстоянии до 65м) экскаваторов, дизельных грузовиков и др. На камнедробильном заводе шум от дробилки составляет 92-104дБА, грохотов - 95-100дБА. Особенно большой шум возникает при одновременном действии нескольких дорожных машин. Мepoприятия по снижению уровня шума пpи выполнении технологических процессов сводятся главным образом к снижению шума в его источнике, т.е. к снижению шума дорожно-строительных машин и применению звукоотражающих или звукопоглощающих экранов на пути распространения шума или шумозащитных мероприятий на самом защищаемом объекте. В соответствии с ГОСТом "Шум. Общие требования безопасности" уровни звука на рабочих местах водителей и механизмов не должны превышать 85дБА.

Технологические процессы строительства и реконструкции автомобильных дорог оказывают отрицательнее воздействие не только на человека, но и на растения и животных. Это проявляется в механическом повреждении растений, замедлении или прекращении биохимических процессов под действием отработавших газов, продуктов сгорания, испаряющихся веществ, пыли, при непосредственном соприкосновении с ГСМ органическими и минеральными вяжущими и др.

Не меньшее внимание должно обращаться на предотвращение загрязнения открытых и подземных вод, водоемов, грунтовых вод рек, озер, родников и пр. В конечном итоге это тоже отзывается на человеке.

Совершенствование экономических методов управления народным хозяйством охватывает все cфеpы производственной деятельности. Возросла и актуальность задачи определения экономической эффективности природоохранных мероприятий. Направление крупных капиталовложений, производственных затрат на охрану природы должно обосновываться расчетами получаемого эффекта или срока окупаемости. Без эквивалентного денежного выражения этого эффекта сложно определить удельный вес природоохранных затрат в стоимости конечной продукции.

В общем случае эффект от мероприятий по охране природы "Эоп" может быть представлен в виде суммы:

охрана окружающей среды при реконструкции транспортных сооружений - student2.ru (11)

где: Эс - эффект от оздоровления (сокращения загрязнения) среды;

Эпкр - эффект от рационального использования природных ресурсов.

Нахождение "Эс" представляет сложную многокомпонентную задачу:

охрана окружающей среды при реконструкции транспортных сооружений - student2.ru (12)

где: Со- годовые текущие затрата по эксплуатации очистных (защитных) сооружений;

Км - капитальные вложения в реализацию защитных мероприятий;

Ен - нормативный отраслевой коэффициент экономической эффективности капитальных вложений;

Эсхп - эффект, получаемый за счет прироста сельскохозяйственной продукции вследствие снижения загрязнения среды;

Эф - эффект от улучшения использования основных фондов - экономия затрат на текущие и капитальные ремонты, удлинение срока службы оборудования и т.п.;

Эд.п. - эффект от применения условленных вследствие природозащитных мер отходов производства;

Эуо - затраты на уничтожение неиспользуемых отходов;

Эон - эффект, получаемый за счет улучшения условий обитания населения:

охрана окружающей среды при реконструкции транспортных сооружений - student2.ru (13)

где: Энчп - эффект от предотвращения потерь нормативно-чистой продукции за время болезней работников, вызванных ухудшением среды обитания:

охрана окружающей среды при реконструкции транспортных сооружений - student2.ru (14)

где: Пч - средняя стоимость нормативно-чистой продукции на 1чел-день;

Б - количество работников, перенесших заболевания из-за ухудшения среды обитания;

Р1, Р2 - среднегодовое количество человеко-дней одного работника до и после природозащитного мероприятия.

Эффект от сокращения сумм выплат из фонда социального страхования за период нетрудоспособности по заболеваниям из-за ухудшения среды обитания:

охрана окружающей среды при реконструкции транспортных сооружений - student2.ru (15)

где: Вп - средний размер пособия за один день болезни.

Эффект от сокращения затрат в здравоохранении на лечение от болезней из-за ухудшения среды обитания:

охрана окружающей среды при реконструкции транспортных сооружений - student2.ru (16)

где: За; Зс - средние затраты здравоохранения на один день болезни в амбулаторных условиях и в стационаре;

Бa; Бс - количество больных амбулаторно и в стационаре;

Дa; Дс - количество дней заболевания;

Эпт - эффект от повышения производительности труда работников в условиях улучшения среды обитания. Определяется по годовому приросту чистой продукции.

кп" в формуле (12) характеризует эффект, получаемый за счет улучшения качества продукции вследствие снижения загрязнения среды выражается соответствующим приростом прибыли производства.

Поскольку экономические методы позволяют с достаточной достоверностью оценить лишь затраты на природоохранные меры, но не дают возможности определить yщeрб, наносимый природе строительством или реконструкции сооружения, в практике используются способы условной относительной оценки проектных и технологических вариантов. Принципиальной основой такой оценки служит определение величины возможного ущерба для среды. Сделать это можно путем сравнения показателей, характеризующих состояние среды до строительства или реконструкции сооружения и после. Из бесчисленного множества таких показателей отбирают наиболее общие, которые можно измерять в количественных единицах, например, степень загрязнения атмосферы, воды, уровень шума, наличие тех или иных биологических видов.

Однако в любом случае для выявления возможных изменений среды необходимо специальные обследования с целью фиксирования тактического ее состояния.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данной лекцией заканчивается рассмотрение теоретических вопросов методов реконструкции автомобильных дорог, методов и способов организации работ с учетом эффективности капиталовложений и достижения максимальной экономии и выгоды для народного хозяйства.

Рассмотренные в лекции вопросы дают представление о сохранении жизни на земле, о тех мероприятиях, которые надо обязательно выполнять при производстве работ по строительству, реконструкции и ремонте автомобильных дорог. Они должны быть направлены на сохранение природной среды обитания и продления жизни человека. Эти мероприятия могут только расшириться, ибо они направлены на благо человечества во избежание предсказываемых глобальных катастроф.

Знание всех этих вопросов и умение на практике их применять являются главным итогом успешной деятельности инженеров-дорожников при осуществлении мероприятий по реконструкции автомобильной дороги и объектов на ней.

Старший преподаватель кафедры №4

подполковник А.Химич.

Наши рекомендации