Изготовление шпангоутов и шпангоутных рам

Ламинирование - изготовление деталей из пакета тонких реек или досок - дает в яхтостроении значительные преимущества. При изготовлении шпангоутов оно заменяет распаривание и гибки и связанный с этим недостаток прочности из-за сдавления волокна.

Изготовление шпангоутов и шпангоутных рам - student2.ru

Рис.4.4.3 Выклеивания ламинированного шпангоута по упорам, установленным на щите с разметкой

Ламинированные шпангоуты не только прочные, но и по сравнению с гнутыми под паром шпангоутами хорошо сохраняют приданную им форму.

Шпангоутная рамка собирается с большим количеством деталей. Кницы ставят на клею на скуле и бимсах с обеих сторон. Днище ветви шпангоутов (флортимберсы) соединяют накладным флором. В соединениях могут быть применены как сквозные заклепки, так и шурупы, при условии, что обеспечивается надежная запрессовка деталей. Шпангоутные рамки собирают на фанерных накладных флорах с заполнителем между ними. Такие же заполнители ставят и между скуловыми книц.

Изготовление корпуса на шпангоутах

При формировании корпуса спроектированного судна метод стапельной сборки в положении корпуса вверх килем имеет наибольшее распространение. При использовании этого метода общий порядок работ следующий.

Все шпангоутные рамы раскрепляются шергень-планками, верхняя от фугированного кромка которых находится на одном и том же уровне от ОП - шершень линии., положение которой выбирают так, чтобы удобно было крепить детали набора на стапеле и обшивать корпус. Бортовые ветви шпангоутов при этом делают длиннее, высоты борта. По окончании сбора их подпиливают точно по линии борта и освобождают корпус от стапеля.

Стапель изготавливается из двух параллельных брусков, образующих хорошую базу для надежного крепления шпангоутов в поперечном направлении. Вырезы в брусках под шергень-планки, делают так, чтобы все контрольные кромки планок располагались в одной горизонтальной плоскости. На стапель ставят сначала средний шпангоут (мидель-шпангоут) и точно выверяют его положение в вертикальной плоскости отвесом. Затем в нос и в корму устанавливают другие шпангоуты. Когда шпангоуты закреплены и проверены, на них размечают положение скуловых и днищевых стрингеров, привальных брусков и киля. Заготовленные рейки продольного набора временно пришивают гвоздями на их положение, прочерчивают в шпангоутов, на которых затем надпиливают ножовкой и аккуратно выбирают стамеской гнезда.

Для удобства работы киль и форштевень собирают в одну закладку. Киль крепят к каждому шпангоуту на клею и шурупах конец форштевня прикрепляют к стапелю. Так же крепят и скуловые стрингеры.

Когда рейки продольного набора поставлены, рубанком снимают малку. Меньше всего приходится малковать шпангоуты в средней части, больше в носу и в корме.

Наружная обшивка

Листы обшивки должны быть настолько большими, насколько это возможно, исходя из формы судна. Стыки листов на днище, бортах, и палубе должны быть разнесены и удалены от мачт, балластного киля и фундамента двигателя. Стыки и швы должны быть выполнены на ус или накладках, где необходимо.

Монтаж палубы и рубки

До установления палубы внутри корпуса монтируется обрешетник для мебели, подгоняются на место пайолы. Затем в бимсы и полубимсы, карлингсы, которые крепятся по бортам, выреза в палубе для рубки и кокпита. Из всех кромок палубного набора снимаются малки до плотного прилегания фанерного настила. Врезаются по месту и крепятся на клею и шурупах листы палубного настила. Для правильного оформления рубки устанавливают поперечный шаблон.

При монтаже рубки сначала ставят на место боковые лобовое комингсы, плотно подгоняя их, размечают вырезы под иллюминаторы, заготавливают бруски и стойки, с помощью которых комингсы будут соединяться между собой. Бимсы рекомендуется выполнить ламинированными.

Наши рекомендации