Обеспечение морозоустойчивости дорожной одежды

В районах сезонного промерзания грунтов земляного полотна при неблагоприятных грунтовых и гидрологических условиях должна быть обеспечена достаточная морозоустойчивость дорожной одежды.

Конструкцию дорожной одежды считают морозоустойчивой, если соблюдено условие:

lпуч £ lдоп,,

где lпуч – расчетное пучение грунта земляного полотна;

lдоп – допускаемое для данной конструкции пучение грунта принимаемая равной для дорожной одежды капитального типа – 4 см, облегченного типа – 6 см, переходного – 10 см.

Требуемую по критерию морозоустойчивости толщину дорожной одежды определяют, предварительно определив величину морозного пучения при осредненных условиях lпуч ср. по формуле

lпуч ср. = lпучугв Кпл Кгр Кнагр Квл,,

Кугв– коэффициент, учитывающий влияние расчетной глубины залегания уровня грунтовых или длительно стоящих поверхностных вод (рис. 9);

Кпл– коэффициент, зависящий от степени уплотнения грунта рабочего слоя (табл. 13);

Кгр – коэффициент, учитывающий влияние гранулометрического состава грунта основания насыпи, принимаемый для песков – 1,0, супесей – 1,1, суглинков – 1,3, глин – 1,5;

Кнагр – коэффициент, учитывающий влияние нагрузки от собственного веса вышележащей конструкции на грунт в промерзающем слое (рис. 10);

Квл– коэффициент, зависящий от расчетной влажности грунта (табл. 14).

Таблица 13

Коэффициент уплотнения Купл Кплдля грунта
песка пылеватого, супеси легкой и пылеватой, суглинка, глины песка, кроме пылеватого, супеси легкой крупной
1,03–1,00 0,8 1,0
1,01–0,98 1,0 1,0
0,97–0,95 1,2 1,1
0,94–0,90 1,3 1,2
< 0,90 1,5 1,3

Таблица 14

Относительная влажность W/WТ 0,6 и менее 0,7 0,8 0,9
Квл, 1,0 1,1 1,2 1,3

Обеспечение морозоустойчивости дорожной одежды - student2.ru

Рис. 9. Зависимость коэффициента Кугвот расстояния от низа дорожной одежды до расчетного УГВ или УПВ

Обеспечение морозоустойчивости дорожной одежды - student2.ru

Рис. 10. Зависимость коэффициента Кнагр от глубины промерзания Zпрот поверхности покрытия

На рис. 9 и 10 приняты следующие обозначения: 1– супесь пылеватая и тяжелая пылеватая, суглинок; 2 – песок, супесь легкая и легкая крупная.

Требуемую толщину дорожной одежды определяют по номограмме рис. 11 в зависимости от lпуч. ср группы грунта по степени пучинистости (табл. 15) и глубины промерзания дорожной конструкции Zпр,, равной

Zпр = 1,38 Zгр;

где Zгр– средняя глубина промерзания грунта для данного района, устанавливаемая по карте рис. 4.4 [5].

Таблица 15

Грунт Группа
Песок гравелистый, крупный и средней крупности, содержащий до 2 % частиц мельче 0,05 мм I
Песок гравелистый, крупный, средней крупности и мелкий, содержащий до 15 % частиц мельче 0,05 мм, супесь легкая крупная II
Супесь легкая, суглинок легкий и тяжелый, глины III
Песок пылеватый, супесь пылеватая, суглинок тяжелый пылеватый IV
Супесь тяжелая пылеватая, суглинок легкий пылеватый V

Обеспечение морозоустойчивости дорожной одежды - student2.ru

Рис. 11. Графики для определения требуемой толщины дорожной одежды

по критерию морозоустойчивости: цифры на кривых группа грунта по степени пучения (кривую IIа выбирают при 2 и 3-й схемах увлажнения рабочего слоя, кривую IIб – при 1-й)

Полученная расчетом на прочность толщина дорожной одежды не должна быть меньше требуемой по критерию морозоустойчивости.

Наши рекомендации